Движение «Алаш» шаг к независимости



Скачать 135.96 Kb.
страница1/3
Дата28.07.2018
Размер135.96 Kb.
  1   2   3


Движение «Алаш» - шаг к независимости

Скоро наша страна отметит 100-летие движения “Алаш”. Говорят, история народа становится ценностью только после того, как она осмыслена как опыт. Без этого история - всего лишь повествование. Осмыслить историю Алаша казахстанцам еще только предстоит, потому что тема эта очень долгие годы была под запретом. До сих пор не все документы обнародованы, не все имена участников названы. Исторический путь Алаша - всего лишь два десятилетия борьбы. Два десятилетия! В масштабах мировой истории - мгновение, миг! Даже для одной человеческой жизни это не так уж много. Но если мерить историю не временем, а делами, то сделано алашевцами не просто много. Ими сделано главное; сформулирована концепция казахской государственности, которая и сегодня звучит так, будто ей вовсе и не 100 лет. Вот послушайте! Цитата из “Проекта партии “Алаш”,

В Разделе I “Форма государства’’ сказано; “Значение демократии - управление государством со стороны народа. Значение федерации - объединение равных государств, В федеративной республике каждое государство будет самостоятельным, но будут совместно сотрудничать Каждое из них самоуправляется.”

Раздел III “Основные права”: “...Люди будут равными независимо от религии, происхождения и пола. Свобода собрания, организации, слова, издания книг; гос. служащие без разрешения хозяина не должны входить в чье-либо жилище; никого не должны задерживать без законных оснований. За вскрытие чужого письма - штраф, за чтение – наказание».

Раздел IV “Религиозное дело”; “Религиозное дело должно быть отделено от государственного дела. Всем существующим религиям равные права, свобода религии. Свобода вхождения и выхода."

Движение «Алаш» - эпохальное явление. Его деятельность, идеи, программы заложили фундаментальные основы становлению национальной государственности. В одном из своих интервью Глава государства Н. А. Назарбаев отметил: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению... Наказ «Алаша» для нас - сохранить свое историко-культурное единство. Наказ «Алаша» - беречь и укреплять согласие...»

«Алаш» - это национальная идея, взрастившая народ. Эта идея ведет свое начало с правления Аблай-хана, когда он пытался объединить земли трех жузов под единым началом. Однако этого не произошло вследствие того, что младший жуз вошел в состав Российской империи.

«Алаш» - это акт осознания нацией своей территориальной принадлежности, определение доли и вклада народа, имеющего свое место под солнцем.

«Алаш» - это совершенно новая общественно политическая сила: казахская интеллигенция, «духовио-интелектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации» (Н, Назарбаев). Выше всего они ставили духовную и национальную независимость.


Однако, такое определение Алаша существовало не всегда. Советская историческая наука не желала признавать факта существования в Степи демократической идеологии национально-освободительного движения в начале XX века. Ученые мужи, авторы большого энциклопедического издания, в выходных данных которого значится не 37-ой, а 87-ой год, авторитетно утверждают, что движение Алаш и его политическая форма - партия Алаш-Орда отличается буржуазно-националистическим, мистическим, контрреволюционным характером, отражает классовые интересы баев-феодалов, наконец, проповедует идеологию панисламизма.

Это миф.


Во-первых, до Февраля 1917 года алащординцы были как раз не контр-, а революционерами социал-демократического свойства.

Во-вторых, националистами они тоже никогда не были. И вообще, что такое национализм? Если это попытка вернуть избирательное право, которое было отнято у казахов в 1907 году, то точно, были. Но если национализм - это высокомерие крови и презрение к другим, то нет, националистами эти люди никогда не были. Они с готовностью протягивали руку всякому, а русскому - в первую очередь.

В-третьих, панисламизм (идеология о единстве всех мусульман под властью высшего духовного главы халифа) - тоже легенда! Алаш - не религиозное движение, и панисламизм никогда не был у них партийной идеологией. Да, этим людям был чужд атеизм, они были людьми верующими и хорошо понимали, насколько глубоко проник ислам в психологию и обычаи народа. Совершенно естественно, что алашевцев возмущала попытка христианизации Степи. Алихан Букейханов приводит одни красноречивый документ. Некий казах пожаловался мировому судье на православного священника, оскорбившего его веру. Судья переслал жалобу в вышестоящую епархию. Там на нее была наложена следующая резолюция; «Дерзкий кляузник - киргиз забыл, что он живет не в Турции, а в России православно-христианской. Оставить без последствий».

Большинство алашевцев были воспитаны на идеалах европейской, в первую очередь русской, культуры. Во след Абаю, будущность казахов они видели в усвоении этого наследия и перенесения его на родную почву. Называя себя на русский манер «западниками», они - алаш-ординцы - готовы были разговаривать со всеми, никого не отталкивая. Но как раз эта идея плюрализма полностью чужда тоталитарному сознанию, ибо с точки зрения большевиков нравственно только то, что служит делу революции. Инакомыслие же каралось беспощадно и последовательно. «Кто не с нами - тот против нас!»

... И сегодня нам только остается лишь печально склонить головы над их могилами. Склонить голову и лишний раз подумать о том, что история не терпит насилия и мстит за клевету.

История Алаш-Орды описана и осмыслена далеко не в полной мере. Даже не все документы обнародованы. Следом за Чоканом Валихановым пришло целое поколение блестящей национальной интеллигенции. Сложись история иначе, и они бы оставили ослепительно яркий след в научной и художественной жизни страны.

Алихан Букейханов - выпускник Санкт-Петербургского лесотехнического института, стал бы ученым-природоведом и этнологом. А может быть, стал бы видным фольклористом, который так и не успел записать одну из версий «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Или теоретиком литературы - такой блестящей была его статья «Что такое роман». Или переводчиком - между делом, увлеченный политикой человек, перевел на казахский язык Толстого, Чехова, Короленко, Мамина-Сибиряка, Мопассана.

Ахмет Байтурсынов не получил столь основательного образования, зато он наверняка бы продолжил начатый было путь ученого-тюрколога, педагога и прежде всего поэта-баснописца. Он бы мог стать первым абаеведом, историком казахской литературы: его очерк на эту тему - первое сочинение такого рода в национальной культуре. Ну и, наконец, мог бы






завоевать он громкую известность как реформатор казахской письменности.

Жакып Акпаев - выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета (золотая медаль), первый казах - магистр права, наверняка сделал бы блестящую карьеру адвоката.

Халел Досмухамедов - еще один санкт-петербургский студент, также с золотой медалью закончивший Императорскую Военно-медицинскую академию, мог бы стать первоклассным хирургом.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница