«Душа обязана трудиться…»



страница1/4
Дата27.04.2018
Размер94.5 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3   4

КОНСПЕКТ УРОКА

Смысловое понимание текста на основе анализа концепта

Развитие речи, 9 класс

Бондаренко Е.С., учитель II категории

«Душа обязана трудиться…»

Н. Заболоцкий
Цели урока: 1) формировать представление о концептах «человек», «культура» и «цивилизация»;

2) развивать аналитическое мышление;

3) совершенствовать навыки анализа текста, умение выявлять авторскую позицию
Ход урока:


  1. Работа с текстом №1



Один из крупных мыслителей ХХ века, Клод Леви-Стросс, говорил, что культура – это система табу и так было всегда. В истории еще не было эпохи, когда объявлялись ненужными, изжившими себя все табу, кроме юридических («Разрешено все, что не запрещено»), когда финансовые и идеологические элиты при помощи купленных ими средств культуры, информации и пропаганды стремились бы лишить человека вечности, упразднить разницу между черным и белым, верхом и низом – без такой разницы жить, мол, легче и приятнее, и это называется прагматизмом.

Я убежден, что здесь начало неслыханной всемирно-исторической катастрофы, куда страшнее налета «боинга» на Всемирный торговый центр… Чтобы это предотвратить, надо для начала хотя бы отдать себе отчет в том, что происходит, разуть глаза и открыть заткнутые уши. Вспомним, что всегда, во все эпохи все религиозные, нравственные и идеологические учения исходили из того, каким должен бы быть человек. Представления об этом могли быть разными, но сам импульс был поступательный, творческий, он требовал от человека трудиться над собой, в чем-то преодолевать себя. Сейчас пестуется другой импульс – потребительский, удобственный, исключающий внутреннюю поступательность, вообще всякое самосозидание. Душа не обязана трудиться, лучше воспроизводить себя такого, как я есть, а совершенствовать лишь условия и удобства моего существования. Ничего стыдного нет, запретного тоже, стыд и запрет – тоталитарные категории, а у нас свобода.

Понятия чести и достоинства остались только в формулировке судебного иска, в остальной жизни их, по-видимому, уже стесняются. Нравственные понятия «можно» и «нельзя» заменены физическими «возможно» и «невозможно». Что возможно, то и можно. Это животный принцип, и это антропологическое преступление. Ведь без различения между человеческим и, условно говоря, животным невозможно адекватное родовое самосознание человека. Без него он погибнет, сойдет на нет.

В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу. Дело культуры – не пресмыкаться в нижних этажах натуры, не потакать нашим слабостям, низменным тяготениям и дурным привычкам, но помогать тому, чтобы натура служила духу, а не наоборот.

Цивилизация служит удобству, культура требует труда. Леонид Хейфиц недавно сказал жестко и прекрасно: высокую культуру надо навязывать! Мне скажут: а как же свобода? А я отвечу: когда твой ребенок упрямо идет на красный свет – тащи его за шиворот, и никакой свободы! Свобода – положительная ценность только тогда, когда она в системе других ценностей. А когда свобода подменяет собой все другие ценности, когда остается одна, она истребляет все вокруг – и себя тоже. Как террорист-камикадзе… (Валентин Непомнящий. «Литературная газета» №52 от 26-31.12.01).

Задания к тексту:


  1. Определить тип и стиль текста

-Рассуждение (есть тезис, который опровергает автор)

-Публицистический стиль: цель автора – воздействие на читателя, открытая оценочность, стремление убедить в своей правоте.

2. Определите ключевые слова текста

Справка:


  • Ключевое слово всегда находится в сильной позиции текста.

  • Это заглавие, начало текста (1-ое предложение или 1-ый абзац), последнее предложение(последний абзац)

  • Ключевое слово повторяется не один раз в пространстве всего текста. Всегда есть «слова-спутники» понятия.

-Назовите, пожалуйста, ключевые слова текста. (Культура)



-Существует ли культура сама по себе, кто является носителем культуры? (Человек)

-Итак, в основе текста лежат два концепта: человек и культура. Начнем наш разговор с библейской истории.



В продолжение пути их пришел Он [Иисус] в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, умыла ноги Его.

-Кого похвалил Иисус и почему?



(Марфа заботилась о насущном, материальном, а Мария - о духовном)

-Значит, человеческая жизнь имеет две стороны: материальную и духовную.



1-ый слайд:

-Конечно, должна быть гармония между духовным и материальным, насущным. Но выше – духовное.

- А теперь найдите и прочитайте подтверждение этой истории в предложенном для анализа тексте.



(В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу.)

-Теперь обратимся ко второму концепту – культура. Перед вами два определения. (На слайде2 и на раздаточном материал)



КУЛЬТУРА - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества. (Философский словарь)

- В каждом определении выделите смысловую доминанту, в каком слове главный смысл?

На слайде3: культура – творчество – достижение

-Составьте и запишите словосочетания со словом культура по схеме сущ. + сущ., сущ. + прил.

-Обобщим предложенные варианты.

На слайде4: духовная культура, массовая культура, культура памяти, культура труда, культура развлечений.

понятии культура тоже есть верх и низ. Какое словосочетание определяет высокую культуру, а какое – низкую?

-В полемической статье Валентина Непомнящего даны две разные точки зрения на понятие культура. Давайте найдем их, подчеркнем.

(В первом абзаце – система табу, юридических, по закону), т. е. что нельзя делать человеку

-Как понимаете? (Это то, что человеку делать нельзя, каким не должен быть человек)

-Это позиция прагматиков. Что такое прагматизм?

На слайде5: Прагматизм (от греч. Pragma – действие) - направленное на то, что нельзя делать человеку.


-Вторая позиция отражена во втором абзаце. (Каким должен быть человек)

-Назовем ее принципом долженствования или нравственным принципом.


К чему же должен стремиться человек и что ему нельзя делать?


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница