Духовность и нравственность детей и молодежи через формирование этико-правовой культуры и толерантности обучающихся с использованием средств медиаобразования на муниципальном уровне



страница1/3
Дата14.05.2018
Размер71.7 Kb.
  1   2   3

Духовность и нравственность детей и молодежи через формирование этико-правовой культуры и толерантности обучающихся с использованием средств медиаобразования на муниципальном уровне
Рубцова О.В.

член Экспертного совета МОО «Информация для всех»


В настоящее время вопрос о смысле жизни особенно важен для России. В нашей стране жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия (материальных факторов), но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества (духовных и душевных факторов). Без ответа на вопрос о смысле жизни, духовных и нравственных ценностях невозможно говорить и о выживании нашего народа и нашего государства.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Об этом шла речь на VI Всемирном Русском Народном Соборе, проходившем в Москве в декабре 2001 года. Собор был посвящен теме “Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох”. В выступлении на Соборе митрополита Смоленского и Калининградского, сегодняшего патриарха Московского и всея Руси, Кирилла отмечалось, что каждому народу принадлежит право выбора цивилизационной модели, основанной на культурно-исторической, религиозной традиции и право отождествления с выбранной моделью государственной идеологии.

Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.

Рассмотрим содержание основных понятий, необходимых для осмысления содержания духовно-нравственного воспитания.  


Под “культурой” (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие) понимается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

Понятием “духовность” традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. В отличие от других элементов культуры религия возникла не в результате творческой деятельности человека, а была дана извне, Свыше, как императив на все времена.

Само слово “религия” буквально переводится с латинского как “святыня”, “набожность”, “благочестие” – жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной. Разрушение религии, как стержня традиционной культуры, ведет к гибели цивилизаций и народов, а во вселенском плане – к апокалипсису.

Термин “нравственность” трактуется как благонравие, согласие с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина.




Каталог: 2009
2009 -> Общая характеристика исследования
2009 -> Культурная социализация молодежи в условиях транзитивного общества
2009 -> Философия и методология экономической науки
2009 -> Монография издательство «Академический проект»
2009 -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании
2009 -> Духовность, ее подобия и антиподы в культуре
2009 -> Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.)
2009 -> Русская антиутопия хх-начала ХХI веков в контексте мировой антиутопии
2009 -> Архетип духа: смысловая динамика символизации в процессе антропогенеза
2009 -> Становление социологии морали: социолого-исторический анализ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница