Духовное просвещение и богословская наука в IV-V веках § Общая характеристика состояния богословия в IV-V веках



Скачать 356.27 Kb.
страница1/6
Дата22.08.2018
Размер356.27 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Протоиерей Серафим Соколов. История Христианской Церкви (начиная с 4-го века)

Глава I. ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА В IV-V ВЕКАХ
§ 1. Общая характеристика состояния богословия в IV-V веках
IV-V столетия вошли в историю мировой литературы и просвещения

как классическое время и «золотой век» христианского богословия.

Литературное богословское наследие того времени сопряжено с

титанической работой мысли великих отцов христианской Церкви, по

праву причисленных к лику святых. Может ли затмить золотое слово

святителя Иоанна Златоуста какой-нибудь оратор или поэт? То же самое

нужно сказать о святителе Григории Богослове и других церковных

писателях. Где та сила, откуда черпали истину принявшие христианство в

зрелом возрасте маститые писатели раннего средневековья? Эта сила

заключается в их убежденности в истинности христианства как мировой

религии. Вот почему творения святых отцов отличаются глубиной мысли,

тонкостью богословского анализа, логикой веры, высокой

художественностью мудрого церковного слова.

В это время в творениях святых отцов и вероучительных символах

Вселенских Соборов вырабатывается богословская терминология,

определяются основные догматические формулировки. Магистральное

направление развития богословской мысли формируется в этот период на

греческом Востоке, издревле более склонном к философскому умозрению,

нежели римский Запад, скорее практичный, чем философствующий. Если

наследием Востока были древнегреческие философские школы и, прежде

всего, Платоновская Академия и Аристотелевский лицей, еще доживавшие

в это время свой век в Афинах, то собственное наследие Запада по

существу ограничивалось римским правом. Однако в IV-V веках немалый

вклад в общецерковную сокровищницу богословской мысли внесли и

святые отцы латинского Запада – блаженный Августин (христианская

историософия, проблемы свободы воли и благодати), святитель Амвросий

Медиоланский (Миланский) (проповедничество), блаженный Иероним

(библейская текстология).





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница