Духовно-нравственное воспитание средствами содержания форм и методов учебно-воспитательной работы



Скачать 306.86 Kb.
страница1/10
Дата26.02.2018
Размер306.86 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Духовно-нравственное воспитание средствами содержания форм и методов

учебно-воспитательной работы
Волочкович Т.С.,

учитель начальных классов

УО «Немойтовская государственная общеобразовательная средняя

детский сад-школа Сенненского района»


Почему мы решили проводить работу по духовно-нравственному воспитанию, основываясь на православных традициях?

Наш маленький педагогический коллектив волновали вопросы: как сделать так, чтобы уберечь наших ребят от пороков, которые насаждаются в обществе, от негативного влияния нетрадиционных течений и организаций прежде всего тоталитарных? Чего же больше не хватает учащимся сельской школы? Как сделать так, чтобы сельский ученик не чувствовал себя обделённым в сравнении с городскими и смог не “потерять себя” в этом мире?

Какую же личность, выходящую из стен школы, хотелось бы нам увидеть?

Прежде всего, нравственно зрелую и духовно богатую, самостоятельную, критически мыслящую, устойчивую к внешним воздействиям. Формирование такой личности в рамках школы-сада – это сверхзадача духовно-нравственного воспитания.

Для её решения было предложено классным руководителям в учебно-воспитательной работе опираться на основу религиозных особенностей и традиции православной культуры нашего народа.

Митрополит Минский и Слуцкий Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет на Свято-Ефросиньевских чтениях сказал: «…Не зная основ христианства, его истории, догматики, морали, всей его сущности невозможно понять ни словесность, ни литературу, ни изобразительную культуру». Высокопреосвященный Филарет далее добавил, что вся система образования должна заботиться «охранением детей – будущего нашего народа». Такие мысли церковных учителей не повредят ни светскому учителю, ни его ученику.

На протяжении последних лет духовно-нравственное воспитание детей на православных традициях в нашей школе-сад включает в себя не только учебный процесс, но и такие формы работы как краеведение: создана летопись школы, участие в районных конкурсах, которые проходили в рамках экспедиций «Наш край», «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”, походы по местам боевой славы. Кружковая работа: ”Фольклорный”, “Спадчына”, “Художественная самодеятельность".

С учащимися проводятся экскурсии духовно-нравственного направления: экскурсии в г. Сенно в Свято-Николаевскую церковь и в краеведческий музей, экскурсии в г. Полоцк, Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь, Софийский собор, музей книгопечатания, в Свято-Успенский Жировичский монастырь.

Вся воспитательная и внеклассная работа планируется и воплощается в жизнь в тесном взаимодействии семьи и школы. Родители являются самыми активными организаторами и участниками классных праздников, утренников, открытых уроков. Дети очень любят готовить и проводить Рождественские и Пасхальные мероприятия. На этих мероприятиях присутствуют не только ребята класса, но и желающие учителя, работники сада-школы, родители и ученики других классов. Ежегодно проводятся Рождественские колядки. Мероприятия проходят интересно, потому что на каждом из них разыгрываются мини-сценки, создаются рисунки, ребята пробуют себя в роли различных героев.

Очень часто проводятся нетрадиционные уроки. Это заочные путешествия: «Беларусь – наша Радзіма», «Святыни земли белорусской», «Земля под белыми крыльями»; уроки-семинары: «Преподобный Сергий, игумен Радонежский», «Преподобная Евфросиния Полоцкая»; праздники: «Праздник Покрова Божией Матери»,

«Свет Матери сияет во Вселенной», «День именинника»; урок нравственности «Служение людям» и другие. В неделю белорусской письменности проходят мероприятия, посвященные памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Часто проводятся занятия в форме часа общения «Умение прощать», «Спешите делать добро». На этих занятиях ученики знакомятся с нравственными категориями: взаимопонимание, великодушие, гостеприимство, доверие, красота души, кротость, любовь, милосердие, справедливость, умеренность и другими. Каждое занятие включает широкий спектр сказок, игр, вопросов и заданий, направленных на творческое проживание темы самим ребёнком. Ученики имеют возможность размышлять, делиться своими переживаниями с одноклассниками. Это приносит свои маленькие плоды. Дети несут в себе позитивный потенциал, они стремятся к миру, после ссор легко забывают обиды, не помнят зла и не стараются отомстить.

Работа по духовно-нравственному воспитанию способствует установлению духовной творческой атмосферы, собственному духовному совершенствованию учащихся, развитию совести и гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки. А так же с разрешения родителей в детском саду проводятся занятия по духовно-нравственному образованию детей на православных традициях. Ведёт занятия воспитатель детского сада Конаненко Светлана Валерьевна.

Светлана Валерьевна стремится:

-формировать у ребят первые представления об особой роли человека в природе, об ответственности людей за всё живое; развивать интерес и воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе как к творению Божию;

-пробуждать в каждом ребёнке чувство радости от сознания себя живущим и частью творения;

- формировать первоначальные знания о человеке; воспитывать уважительное отношение к мальчикам и покровительственное отношение к девочкам;

- знакомить с основополагающими нравственными нормами и качествами; формировать нравственные качества; благодарность Творцу;

- любовь к природе и людям, почитание родителей, почитание старших, забота о старых и маленьких;

- развивать дружелюбие в отношении к окружающим людям, сопереживание, желание оказывать помощь;

- формировать самооценку и самосознание ребёнка в соответствии с основополагающими нравственными нормами, воспитывать на примере жизненного подвига святых;

- формировать первоначальное представление о православной Беларуси как Богом данном Отечестве, знакомить с православными праздниками и традициями белорусского народа.

На занятиях ребята много рисуют, и учатся в красках различать добро и зло, строя свои размышления о своих рисунках. Все эти направления имеют продолжение в школе.

В школе налажена связь с православным священником. Проводятся беседы на духовно-нравственные темы не только со старшеклассниками, но и с учащимися среднего и начального звена, а также с родителями.

Но настоящие перемены в деле духовного воспитания и образования станут возможны лишь тогда, когда каждый из нас осознает свою причастность к этой нелёгкой работе и будет делать всё, что в его силах. Не будем надеяться, что кто-то решит за нас задачу спасения нашего будущего.

Объединив усилия, мы сможем обеспечить достойное воспитание наших детей и внуков.

Работа педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию на православных традициях поможет учащимся стать добрее, сердечнее и доброжелательнее

к людям, научит их отличать истину от лжи, поможет им стать мягче, сдержаннее, терпимее, внимательнее друг к другу, приобрести духовный стержень. Они научатся размышлять над важными проблемами бытия, анализировать сложные жизненные ситуации и находить правильный выход из них.

А ещё это будут достойные граждане своей страны, любящие Родину и готовые защитить её в нужный момент.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница