Духовно-нравственный смысл проблемы автономности и гетерономности этики О. С. Соина



Pdf просмотр
страница1/5
Дата25.05.2018
Размер61.5 Kb.
  1   2   3   4   5


Духовно-нравственный смысл проблемы автономности и
гетерономности этики
О.С. Соина
Рассуждения о духовно-нравственном воспитании только тогда обретут необходимую теоретическую и практическую значимость, когда определится четкий логический смысл, объем и содержание понятий
«духовность», «нравственность» и производных от них прилагательных
«духовный» и «нравственный». В действительности между этими понятиями можно обнаружить сложный тип взаимоотношений: тождество, различие и синтез.
Нравственность имеет место быть тогда, когда совершаются поступки, в основании которых лежат некие надындивидуальные, сверхличные ценности и мотивы. Человек, совершающий нравственный поступок, нередко жертвует материальными интересами. В этом плане, безусловно, нравственность и духовность предстают как тождественные понятия, потому что нравственность представляет собой духовный, а не материальный, феномен. К примеру, мать, проводящая бессонные ночи над кроваткой больного ребенка, отдающая ему все свои силы, демонстрирует не только высокую нравственность, но и духовность.
Вместе с тем, если это жертвенное служение матери своему ребенку превысит некую разумную меру и превратится уже в мелочную опеку над ним, лишающую его необходимой свободы и препятствующая его личностному росту, то здесь уже перед нами предстает некая извращенная форма духовности, которая, безусловно, противоречит элементарным законам нравственности. Следовательно, говорить о тождестве духовности и нравственности мы можем только в очень узкой сфере противопоставления их материальным процессам. Во всех иных случаях между этими понятиями обнаруживается различие, о котором речь будет идти впереди.
Сейчас же необходимо остановиться на вопросе о некоторых вариациях трактовки понятия «духовного» в европейской истории и культуре.
В Новое время в Европе понятие «духовного» по существу стало восприниматься как тождественное интеллектуальному. Р. Декарт – родоначальник классического европейского рационализма – по сути дела развил формулу Ансельма Кентерберийского: «Чтобы верить, надо понимать», которая явилась радикальным переосмыслением тезиса
Августина Блаженного: «Чтобы понимать, надо верить».
Рационалистическая трактовка духовности на Западе имела длинную предысторию, которая была в первую очередь связана с преимущественно катафатическим типом богопознания, сложившемся в западной патристике и закрепившейся затем в схоластике. Рационализация веры в Бога, сопряженная с утратой живой связи с Ним, стало причиной секуляризации




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница