Духовно-эстетическое воспитание сельских детей



Скачать 35.04 Kb.
страница1/2
Дата23.02.2018
Размер35.04 Kb.
  1   2

Духовно-эстетическое воспитание сельских детей
Л.А. Зекунова, директор воскресной школы «Ангел мой»

при Казанском храме д. Богдановка Московской области

« … пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их»

(Мк.10:14,15.)


В процессе обучения в воскресной школе чрезвычайно важен аспект духовно-эстетического воспитания, особенно это значимо для сельских детей. Имея опыт преподавания в городской воскресной школе, могу сказать, что отличие между детьми присутствует. В городе информированность ребят выше, что объясняется шаговой доступностью культурной, учебной, спортивной и прочей инфраструктуры. В отличие от городских, сельские дети все-таки менее подвержены миру, ближе к природе, более открыты для ее познания и мироощущения.

Как пишет Григорий Богослов об окружающем нас мире – «Небо, земля, море – словом, весь мир, эта великая и преславная книга Божия»1. Как важно донести эту Божию красоту до сердец детей, показать им, что в каждом живом существе, цветке, реке, небе – есть Бог, что это его творение из-за любви к нам.

Господь – Творец, «как горшечник, с одинаковым искусством сделавший тысячи сосудов, тем не истощил ни искусства, ни силы, так и Создатель этой вселенной, имея творческую силу, не только достаточную для одного мира, но бесконечно ее превосходящую, привел в бытие все величие видимого одним мановением воли»2.

В нашей воскресной школе «Ангел мой» при Казанском храме д. Богдановка преподаватели стараются привить детям любовь к Богу, окружающему миру, к пониманию духовной красоты богослужений.

Необходимо раскрыть детям глаза на красоту мира, так искусно созданную Богом. Как это сделать? Нужно приобщать подрастающее поколение к осязанию видимой природы. Не только рассказывать им, как прекрасны земные творения, но и на практике приобщать их к красоте.

Например, украшенных икон цветами на праздник, участие детей в плетении цветочных арок, преображение икон цветочными композициями. Для этого не обязательно быть флористом, главное − чувствовать сочетание цветов, ведь каждый праздник имеет свой цвет: Пасха – это преобладание ярко красных цветов, Рождество – нежно белый цвет с ветками ели. А в Страстную Пятницу – украшение Плащаницы строгими фиолетовыми цветами, в этот момент у ребенка невольно просыпается страх к произошедшему событию. Господь умер и положен в плащаницу, как писал святитель Тихон Задонский3, вначале в юные сердца должно всадить страх Божий; ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более, как сим страхом, от того отвращается, как и всякий человек, «начало мудрости − страх Господень» (Пс. 110, 10). С ощущением трепета в ребенке возникает чувство благоговейности и понимания.

Каждый раз, когда ребенок будет участвовать в украшении храма на праздники, он начнет понимать, почему определенный цвет должен присутствовать в убранстве, знать не только название праздников, но и их мироощущение: печаль в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и благоговейное украшение его образа, ликование Пасхальных приготовлений и тихая радость Рождества Христова.

Существует замечательная традиция отпускать голубей в небо на Благовещение Пресвятой Богородицы. Когда дети держат в руках голубков, чистых, белоснежных и отпускают их с радостью в небо, у них возникает чувство легкости, осознания красоты и доброты к птицам, а с этим приходит и понимание праздника, его радость.



Как прекрасно в Рождество Христово вместе с детьми сооружать вертеп, украшать его свежим сеном, развешивать разноцветную гирлянду, приуготовлять его, как для Дня Рождения младенца. Ведь вместе с этим просыпается понимание любви к маленьким деткам, а вместе с этим любовь к Богу-младенцу.

Было высказано мнение Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства4, что искусство воспитания детей − почти всегда недооценивается и продешевляется; к нему и доселе подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рождать детей; как если бы существенным было именно зачатие и рождение, а остальное − именно воспитание − было бы совсем не существенно или могло бы делаться как-то так, «само собой». В современно мире так происходит. Родители на работе, дети предоставлены сами себе. Как они научатся чему то доброму, как станут лучше, если не уделять их воспитанию особого внимания? Вот для этого и существуют воскресные школы, где преподаватели прививают чувства сострадания, знакомят с эстетикой – формой прекрасного в природе и жизни.

Огромный спектр возможностей духовно-эстетического воспитания детей − это участие их в богослужении и жизни храма. В нашем храме принято, что после окончания Евхаристического канона дети раздают прихожанам 33-й псалом (благодарственный), и под руководством клироса весь храм его поет. Также дети следят за свечами, помогают разливать запивку и раздавать просфоры, протирать иконы, а старшие ребята следят за маленькими в храме, научают их правильно креститься и петь молитвы соборно. Это участие помогает юным прихожанам понять, как важна их помощь, что они являются важной частью прихода, соучаствуют в службе, а со временем дети начинают понимать ее. Знают, когда какие молитвы читают, когда начинается Причастие, и как важно выучить молитвы «Отче Наш» и «Верую» не только чтобы их совместно петь, но и осознавать их значение.

Тем самым дети приучаются к красоте и благолепию службы в храме. Следуя словам Василия Великого: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние»5, необходимо не упустить нежный возраст детей и своевременно приобщать их к созерцанию, важной составляющей жизни каждого христианина – участию в службах и приобщению Христовых Таинств.

Еще одна составляющая в духовно-эстетическом воспитании детей – это забота и помощь братьям нашим меньшим. Можно привести множество примеров дружбы святых с животными.

Серафим Саровский: «В ночное время приходили к келье святого звери: медведи, и волки, и зайцы, и лисицы, подползали даже змеи, ящерицы и другие гады. Святой Серафим выходил из кельи и начинал кормить их из своего лукошка, в котором он хранил недельный запас хлеба».

Милость Сергия Радонежского к животным и его дружба с лесными обитателями: «Раз угодник Божий увидел перед своею хижиной большого медведя и, примечая, что он не столько свиреп, сколько голоден, сжалился над зверем: пошел в свою келию, взял там кусок хлеба и предложил медведю этот пустынной обед на пне или колоде. Зверь полюбил пустынника и с ласкою посматривал на подвижника».

Святой Герасим, оказавший милость к раненому льву, который в будущем стал его верным другом: «Святой Герасим достал терние, очистил уже гноившуюся рану и перевязал ее платком. В благодарность за помощь лев навсегда остался возле Герасима, во всем его сопровождая. Он помнил его голос, знал желания и верно служил».

Детям нужно рассказать о дружбе между святыми и тварным миром: пророк Илия и ворон, приносивший ему пищу; мученица Татьяна и лев, не растерзавший ее, а ставший кротким, Лука Элладский и змея, которая после укуса обратилась к нему, как к понимающему: «что все мы − твари Божьи и должны делать доброе, а не злое». Важно показать, что все это говорит о любви святых к Божьему творению, и дети должны брать с них пример и следовать ему. В селе у многих есть свое хозяйство, коровы, лошади, козочки, барашки и др. В детях необходимо взрастить чувство благодарности, так как если бы не домашний скот не было бы еды, уход за животными дает понимание этого.

Очень важна и ценность плодов природы, особенно это ощутимо на праздник Преображения Господня, который в народе величают «Яблочным Спасом». Когда в храме плоды – яблоки, груши, виноград, дети со своего огорода приносят то, чем каждый богат и с любовью кладут на столы для освящения, после делятся друг с другом ароматными фруктами. Сладость вкусных плодов говорит нам о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: «Господи! как нам хорошо!» (Мк. 9:5).

В праздник Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня церковь наполняется запахом меда и воска, именно совпадение этого праздника с медосбором, по мнению протоиерея Александра Агейкина, говорит о том: «что Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни и если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость  эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание». Так и сельские дети сочетают сбор меда, по времени, с этим праздником.

Для ребенка важно каждое посаженное им дерево, его труд, приносит радость, когда оно распускается, а фруктовые деревья дают плоды. Луковицы цветов, высаженные весной, летом становятся предметом гордости, обсуждения, у кого они ярче и красивее.

Чтобы ощутить гармонию мира детям, необходимо иметь гармонию в семье, как пишет Митрополит Лимассольский Афанасий




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница