Духовный лидер в журналистике: культура публичного диалога



страница1/14
Дата04.06.2018
Размер1.12 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»



На правах рукописи
БАЗАНОВА Дарья Дмитриевна

ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР В ЖУРНАЛИСТИКЕ: КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОГО ДИАЛОГА

Профиль магистратуры – «Журналистика и культура общества»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ


Научный руководитель –

кандидат филологических наук,

доцент А. Н. Гришанина


Вх. №______от__________________

Секретарь ГАК_____________________

Санкт-Петербург

2016
Оглавление


Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии ……………………………………………………………9

§ 1. Понимание лидерства в условиях современного общества………………9

§ 2. Духовный лидер: подходы к пониманию………………………………….16

§ 3. Духовный лидер в контексте современного диалога……………………..22

Глава 2. Исторические подходы к пониманию феномена «лидер»…………..32

§ 1. Понимание лидерства и поиск лидеров в историческом контексте…….32

§ 2. Основные подходы и теории лидерства на рубеже XX и XXI веков……40

§ 3. Обзор исторических отечественных исследований изучения лидерства в обществе и массовой коммуникации…………………………………………...47

3.1. До начала XX века……………………………………………………...47

3.2. Начало XX века – досоветский период……………………………….50

3.3. Середина 1960-х – по настоящее время……………………………….54

Глава 3. Изображение духовного лидера в современном медиапространстве……………………………………………………....………57

§1. Методика работы с эмпирическим материалом

телепередач……………………………………………………………………... 57

§ 2. Ключевые концепты русской культуры и духовности в телепередаче «Белая студия»…………………………………………………………………...64

§ 3. Ключевые концепты русской культуры и духовности в выпусках телепередачи «Правила жизни»………………………………………………...75

§ 4. Ключевые концепты русской культуры и духовности в выпусках телепередачи «Линия жизни»…………………………………………………..85

Заключение …………………………………………………………………….. 95

Список использованной литературы …………………………………………100

Приложения …………………………………………………………………... 106
Введение

Мы живем в атмосфере демократических ценностей, индивидуализма. Стремление к соперничеству и жажда успеха сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Тема лидерства является одной из самых популярных и обсуждаемых в современном обществе. Студенты хотят быть лидерами в учебе, спортсмены – в спорте, представители правящей элиты находятся в ситуации постоянного соперничества и борьбы за власть. Другими словами, представление о лидере существовало всегда и выступало в разных областях нашей деятельности: от научной до социокультурной. Человек придает большое значение развитию фактических, доказательных вещей и не задумывается на предмет того, что инновации напрямую или косвенно связаны с человеческим опытом. А человеческий опыт — это переживание и познание культуры: услышанная музыка, прочитанные книги, встреча с произведением.

Культурная сфера современной действительности в последнее время испытывает «нехватку» лидеров. На сегодняшний день поиск и идентификация таких личностей приобрела мировые масштабы.

Вопросы духовного лидерства относят одновременно и к «вечно актуальным» и к «стоящим на повестке дня». Почитание и подражание великому, выдающемуся и выделяющемуся из повседневности нашего существования вовлекается в систему мировосприятия человека. Действительность вдохновляет нас на поиски лучшего. Ощущается острая необходимость в лице, способствующем подтолкнуть нас на поиски своего «Я». Образы, на которые мы ориентируемся помогают обрести дороги собственного духовного пути.

Средства массовой информации вносят свою лепту в вопросы дополнения и уточнения, конструируя медийную реальность. Меняется человек, меняется и представление о нем. Бывает и наоборот: представление о человеке другого человека или общества заставляет его измениться. Массмедиа изображают человека с различных позиций, в разных ипостасях. В последнее время намечаются определенные тенденции изображения человека в современном медийном пространстве: человек как публичная персона, человек как воплощенная сенсация, человек медийный (моделируемый). Люди, претендующие на роль ведущего в обществе (артисты, «звезды», олигархи) или же действительно такими являющиеся (управленцы, государственные деятели, ученые и писатели, общественные деятели и др.), могут изображаться с точки зрения каждой из названных тенденций. Поэтому для средств массовой информации важно как изучение самого лидера-героя (какой он на сегодняшний момент), так и тех технологий, которые на сегодня наиболее эффективны и востребованы читателем (как изобразить лидера).



Актуальность магистерской диссертации определяется важностью изучения духовного лидерства в современном медиапространстве, а также необходимостью исследования медиавлияния лидерства как общественного явления на процесс формирования ценностных ориентиров общества. В связи с появлением новых стратегий изображения человека в медиасфере, исключительную значимость приобрел поиск средствами массовой информации эффективных, востребованных читателем технологий (как изобразить лидера) для создания портрета духовного лидера.

Цель исследования – изучение приемов, средств и стратегий создания медиапроизведений по тематике духовного лидерства, а также условий реальной представленности и перспектив духовного лидерства в контексте современного медийного диалога.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:



  • изучить научную литературу и источники по данной проблематике;

  • сделать историко-филологический обзор подходов и традиций истолкования лидерства;

  • выявить востребованные обществом образы восприятия лидеров в средствах массовой информации (историко-культурный контекст);

  • выявить степень влияния феномена духовного лидерства на процесс формирования ценностных ориентиров современного общества средствами массовой коммуникации;

  • на основе полученных результатов показать в качестве модели наиболее эффективные стратегии публичного диалога при создании журналистского произведения.

Объектом данной магистерской диссертации выступает образ духовного лидера, проецируемый в средствах массовой информации, а также моделируемый аудиторией массмедиа как желаемый; отображение лидера в передачах телевизионных каналов.

Предметом исследования являются вопросы духовного лидерства в средствах массовой информации, феномен духовного лидера, а также практика отражения философско-духовного опыта лидерства и личностные особенности людей, способных или претендующих быть лидерами в рамках публичного диалога.

Теоретико – методологическую базу магистерской диссертации составили труды отечественных и зарубежных исследователей. Данное исследование, по сути, носит междисциплинарный характер; изучаемый круг вопросов относится к сфере журналистики, а также рассматривается в психологии, культурологии и философии. Духовное лидерство в философии рассматривалось в трудах Р. Барта «Система моды», Ж. Бодрийара «Общество потребления», Н.А. Бердяева «Царство духа и царство кесаря», Х. Ортега-и-Гассета «Эстетика. Философия культуры».

Феномен лидера и его отражение в произведениях массовой коммуникации был описан в трудах, посвященных культуре общества и культурологии; это работы П.С. Гуревича «Философия культуры», М.С. Кагана «Философия как мировоззрение» и «Философия культуры», а также «Философская теория ценности», Л.Р. Дускаевой «Досуговая журналистика в России», Л.Н. Волобуева «Досуг в структуре образа жизни: философско-культурологические аспекты», Л.Г. Ионина «Социология культуры: учеб. пособие для вузов». Исследователи журналистики отмечали важность культуры понимания и поиска приемов изображения человека, автор опирался в диссертации на научные публикации Г.В. Куличкина «Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности», Ю.С. Степанова «Константы: Словарь русской культуры», М.А. Воскресенской «Журналист как исследователь культуры: вопросы профессиональной подготовки», а также коллективную монографию под ред. В.А. Сидорова «Журналистика. Общество. Ценности» и главу А.Н. Гришаниной «Психологическое изучение журналистики» в монографии «Теории журналистики в России: зарождение и развитие» (под ред. С.Г. Корконосенко).



Эмпирическую базу исследования составили журналистские произведения, посвященные лидерству в его различных проявлениях и портрету духовного лидера. Было просмотрено более ста телепередач, отобрано для исследования двенадцать выпусков телевизионных программ «Линия жизни», «Правила жизни» и «Белая студия» телеканала «Россия – Культура» за период с 2015-2016 гг., посвященных вопросам духовного лидерства, материалы литературно-художественной критики и рецензии на телепередачи, отзывы о передачах в Интернет-пространстве, в социальных сетях. Для уточнения и сопоставления полученных эмпирических данных использовались опубликованные результаты социологических опросов Фонда «Общественное мнение» и Аналитического Центра Юрия Левады. Источники отобраны по причине наличия в них публикаций по интересующей нас тематике.

Методы исследования. При написании научной работы использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление. В качестве ключевых методов сбора и обработки эмпирического материала были использованы наблюдение, мониторинг, описание, метод интерпретации, работа с документами, сравнительный анализ, социологический опрос, фокус-группа.

Положения, выносимые на защиту:

  • духовное лидерство трактуется неоднозначно в современном медиапространстве: существует интерес аудитории к духовной жизни и одновременно происходит подмена смыслов в понимании духовного лидерства;

  • для СМИ важно как создание портрета лидера (какой он на сегодняшний момент), так и наиболее эффективных, востребованных читателем технологий (как изобразить лидера);

  • медиапространство как актуальное поле лидерства выступает сферой его репрезентации в культуре. Содержание дискурсивных медиапосланий, транслируемых лидерами, создает поле ценностей и смыслов, представляющих аудитории возможные перспективы социокультурных преобразований.

Результаты исследований прошли научную апробацию на двух международных научно-практических конференциях. Публикации: 1) Базанова Д.Д., Гришанина А.Н., Новые лидеры на телеэкране: новые стратегии взаимопонимания // Век информации. Журналистика ХХI века. Культура понимания, 2015. — С. 178-186 (список РИНЦ); 2) Базанова Д. Д. Духовный лидер: культура современного диалога // СМИ в современном мире. Молодые исследователи. СПб., СПбГУ, 2016.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения и списка литературы, приложений.

Первая глава «Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии» трактует понятия и терминологию, подходы к определениям «лидер», «лидерство», «духовный лидер», анализирует историко-культурологические тенденции в изучаемом вопросе. Во второй главе «Исторические подходы к пониманию феномена «лидер» автор анализирует образы восприятия лидеров в историко-культурном наследии, в произведениях СМИ прошлых лет. В третьей главе «Изображение духовного лидера в современном медиапространстве» рассматриваются особенности проявления духовного лидерства в современном медиапространстве и предложить наиболее востребованные читателем модели публичного диалога о духовном лидерстве.

Список литературы и источников содержит 58 наименований.

Глава 1. Лидерство: этимология понятия и образ восприятия в историко-культурном наследии
Ввиду того, что наше исследование будет нацелено на изучение образа духовного лидера в журналистике, процесс лидерства рассматривается в социально-психологическом ключе исследования культуры публичного диалога. Будет логичным попытаться рассмотреть этимологию понятий «лидерство», «лидер» и «духовный лидер». В данной главе автор делает попытку ответить на вопрос, как фигура духовного лидера изображается в контексте современного диалога и какую роль она играет в современном социокультурном пространстве.


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница