Духовная жизнь общества в социологическом измен\рении



Скачать 225.84 Kb.
страница1/3
Дата10.05.2018
Размер225.84 Kb.
ТипМонография
  1   2   3

Кирилина Татьяна Юрьевна,

доктор социологических наук, профессор кафедры социальной антропологии и социологии социальной сферы Российского государственного социального университета.

Тема докторской диссертации: «Становление социологии морали: социолого-исторический анализ».

Основные публикации: «Теоретико-методологические основы социологии морали: монография» (2009 г.), «Становление социологии морали как специальной социологической теории: монография» (2009 г.), «Социология морали: учебник» (2013 г.).


Сфера научных интересов: социология морали.

e-mail: kirilina_t@rambler.ru


T.Y. Kirilina,

Doctor of sociological sciences, professor of department of social anthropology and sociology of social sphere of the Russian State Social University.

Doctorate thesis: «Formation of sociology of morality: sociological and historical analysis».

Main publications: «Theoretical and methodological foundations of sociology of morality: a monograph» (2009), «Formation of sociology of morality as a special sociological theory: a monograph» (2009), «Sociology of morality: textbook» (2013).

.

The field of scientific interests: sociology of morality.



e-mail: kirilina_t@rambler.ru
Бузмакова Тамара Ивановна,
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления Финансово-технологической академии.

Тема кандидатской диссертации: «Формирование готовности к производственной адаптации у студентов средних профессиональных образовательных учреждений в процессе обучения».

Основные публикации: «Духовно-нравственные основы предпринимательства: история и современность» (2012 г.), «Организация развивающего пространства вуза» (2012 г.)

Сфера научных интересов: социология духовной жизни.

e-mail: tbuzmakova@mail.ru
T. I. Buzmakova,

Ph. Dr (Pedagogy), associate professor of the department of management

of the Academy of Finance and Technology.

Doctorate thesis: «Forming professional adaptation during teaching students of professional educational institutions».

Main publications: «Spiritual and moral foundations of entrepreneurship: history and contemporaneity» (2012), «The field of scientific interests: sociology of morals ethics» (2012).

The field of scientific interests: sociology of morals ethics.



e-mail: tbuzmakova@mail.ru
Аннотация: в статье затрагиваются три проблемы: возрастающая роль духовности и нравственности в современном российском обществе, роль социологии в анализе духовной жизни общества, роль вузов в нравственном воспитании студенческой молодежи.

Ключевые слова: духовность, мораль, нравственная социализация, духовная жизнь, социологический анализ нравственности.

Annotation: in article three problems are mentioned: an increasing role of spirituality and moral in modern Russian society, a role of the sociology in the analysis of spiritual life of society, a role of higher education institutions in moral education of students.

Keywords: spirituality, moral, moral socialization, spiritual life, sociological analysis of moral.
ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ

МОЛОДЕЖИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Наш лексикон в постперестроечное время пополнился словами «духовное развитие», «духовность», «сила духа» и т.п. Часто мы произносим их в силу сложившихся стереотипов, не задумываясь о сути этих понятий. Но что может выступать критерием духовности? Как измерить уровень духовности общества в целом и каждой личности в отдельности? Что есть «духовное развитие»? Как сформировать или развить духовность? Например, в национальной доктрине образования в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ № 751 от 4 окт. 2000 г., устанавливается приоритет образования в государственной политике. Стратегические цели образования, обозначенные в доктрине на период до 2025 года, связаны напрямую с проблемами российского общества и включают:

  • «…преодоление социально-экономического и духовного (здесь и далее выделено авторами статьи) кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

  • восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

  • создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России …» [14].

В соответствии с доктриной отечественное образование является основой социально-экономического и духовного развития страны. Цели и задачи, поставленные в доктрине перед образовательной сферой, в основном звучат вполне традиционно. Можно встретить и обновленные формулировки, отражающие современные тенденции в образовании, также отмечена необходимость создания социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования в стране. Если соотнести указанные цели и задачи со стратегической целью, то о духовности уже нет ни слова. Только в разделе «Ожидаемые результаты реализации доктрины» указано, что «…государство обеспечивает привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных воспитывать у обучающихся духовность и нравственность…». [14]

Термин «духовность» нередко используется в одном контексте со словами «мораль» и «нравственность». «…Духовность – это понятие близкое каждому человеку. Это категория, определяющая богатство внутреннего мира человека. Это, прежде всего, нравственно-этическая категория» [24]. Духовность, по мнению Клячкиной Н.Л., – это интенция человека к вечным ценностям; способ человеческого существования, основа поддержания человеческого способа жизни, преемственности поколений. В педагогическом аспекте духовность – это эмоционально-когнитивная сфера, формирующая смысл жизни человека, целенаправленно влияющая на формирование духовности студента [9].

Само по себе усвоение знаний о духовности, нравственности, морали не способно совершить духовный переворот в человеке. Оно не может превратить нравственно испорченного человека в добродетельную личность. Но нравственное образование и воспитание могут укрепить человека в осознании своей правоты, помочь ему точнее сформулировать свои нормативные установки, найти правильные решения, направить нравственный порыв человека в нужное русло. Однако, «для Православия духовность неотделима от веры. И в этом смысле нынешние изрядно уже надоевшие разговоры о духовности, обретаемой через интеллектуальное познание, эстетическое развитие, туристическое разнообразие жизни, представляются абсолютно ложными. Еще в апостольских посланиях сказано: «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1, 19). В наше время то, что называется духовностью, часть не дотягивает даже до душевности. Духовность – термин, происходящий от слова «дух». А «пневма-дух» – это Дух Святой. Реальность Духа Святого может быть познана только тем человеком, который входит в жизнь Церкви как единого целого, данного нам на земле Самим Богом для нашего общения с Ним. Все остальное является лишь преддверием настоящей духовной жизни, только ее образами и тенями, в какой бы гениальный полет мысли ни увлекала нас наша мирская духовность [8].

Опрос, проведённый Фондом Общественное мнение в 2006 году, в 100 населенных пунктах России в 2006 году продемонстрировал следующее. На открытый вопрос «как Вам кажется, что такое духовность?» получен очень широкий спектр ответов. Четверть респондентов (25%) связывали понятие «духовность» с верой в Бога, религией, церковью; каждый пятый респондент (21%) считал, что духовность – это совокупность положительных нравственных качеств человека. К этой группе мнений относятся суждения, в которых духовность понимается как душевная чистота, гармония внутреннего мира (7%). Восемь процентов участников опроса полагали, что духовность – это прежде всего интеллектуальное богатство человека, его воспитанность, культура, ум, кругозор. Ответы остальных участников опроса были так разнообразны, что их трудно свести к какому-то общему знаменателю. Каждый десятый респондент (10%) – определял «духовность» как внутренний мир, внутреннее содержание человека, другие (5%) видели в духовности определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию. Для третьих духовность – это «вера в хорошее»; «вера, надежда»; «любовь»; «вера в идеалы» и т. д. [17]

Толковые словари также не дают четкого определения данного понятия. Вот некоторые примеры:


  • «Духовность – отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа» [23].

  • «Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [22].

Последнее определение несет в себе явную тавтологию – духовность определяется духовными интересами.

По мнению А. Кузьмина, духовность – это мораль, развернутая во времени, в движении. Но если мораль – это понятие общественное, то духовность – это сущность, относящаяся, в первую очередь, к личности. Духовность предусматривает не только присутствие идеала, но и искреннюю потребность человека достичь этого идеала. Духовность предполагает четко определённый путь и каждодневный труд по достижению избранного идеала. Это означает, что совершая духовный путь, человек неизменно оценивает, насколько он соответствует своему идеалу, непрерывно ставит перед собой чёткие задачи и константно оценивает, насколько результативны его усилия. По образному выражению А.Кузьмина, эти три понятия (мораль, нравственность, духовность) соотносятся между собой как матрешки, встроенные друг в друга. Самая маленькая матрешка – нравственность, а самая большая – духовность. Мораль и нравственность – это неотъемлемые атрибуты всякого общества. Так же как духовность – неизменная составляющая человеческой личности [10].

В современной отечественной социологии духовная жизнь трактуется как «уникальный способ реализации социальными субъектами (личностью, группой, обществом) воспроизводства нравственных ценностей на основе рационального и эмоционального отражения и превращения действительности, развития науки и искусства. Главная функция духовной жизни – выработка смысла жизни, заключаемого в определении целей и ценностей человека, народов, социальных групп и общностей» [21, с. 354].



Мораль традиционно определяется как совокупность ценностей, норм, идеалов, запретов, устанавливаемых обществом и регулирующих сознание и поведение людей с позиций добра и зла, она характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом обществе [3]. Пространство морали – отношения между людьми, то есть моральные свойства человека обнаруживаются только в отношениях с другими людьми и описывают само качество этих отношений. Мораль напрямую связана с нравственными отношениями, складывающимися между людьми вне зависимости от сферы деятельности (профессиональной, семейной и т.д.) и ее уровня [25]. В нравственных отношениях воплощаются нравственные ценности, жизнь индивида соотносится с высшими ценностями. Нравственные отношения не существуют, как правило, в чистом виде, а являются компонентом, стороной хозяйственных, политических, религиозных и др. отношений. Устойчиво повторяющиеся компоненты нравственных отношений: отношение к труду, отношений к друзьям, родителей к детям, мужчины и женщины – часто фиксируются в различных традициях, обрядах, обычаях, которые, как правило, приобретают национальную, историческую, культурную окрашенность. Нравственные отношения определяются обязанностями человека в той или иной сфере деятельности; например, профессиональные обязанности акцентируют внимание на отношении к труду, гражданские обязанности – на патриотизме.

Каталог: files -> upload -> publications -> 15556
upload -> Вопросы кандидатского экзамена «История и философия науки»
upload -> Учебное пособие для аспирантов Издание 3-е, переработанное и дополненное
15556 -> Становление социологии морали: социолого-исторический анализ
publications -> История отечественной социологии
publications -> Мумладзе Р. Г., Афонин И. Д., Афонин А. И., Смирнов В. А. Политология
publications -> Васина Н. В., Жарких Н. Г., Костыря С. С. Ценностные ориентации современной молодежи
publications -> История мировых цивилизаций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница