Древнеиндийская цивилизация



Скачать 256.99 Kb.
страница1/13
Дата28.07.2018
Размер256.99 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Буддизм


Древнеиндийская цивилизация

Индийская цивилизация — одна из древнейших в мире, а индуизм является одной из старейших и самых крупных религий мира. Индуизм — понятие европейской науки, используемое для обозначения целого комплекса религиозных доктрин и ритуалов, сложившихся в Индии нового времени. Зачастую это понятие используется в широком смысле в отношении всего комплекса религиозных верований, порождённых индийской цивилизацией, но более верным представляется использование этого определения в узком значении — как последующей по времени стадии развития этих религиозных представлений, после ведийской религии и брахманизма.

Индоарийские племена пришли из северных регионов Евразии в Индию около XVIII в. до н. э., в период упадка цивилизации долины Инда, и заняли обширный регион Индо-Гангской равнины. Взаимопроникновение традиционных для ариев ритуалов жертвоприношений и существовавших на Индийском полуострове автохтонных верований дравидов привело к образованию ведизма (ведийской религии) — религиозной системы, основывавшейся на авторитете Вед.

Веды — это священные тексты (гимны) ведийской религии, вошедшие в такие религиозные системы, как брахманизм и индуизм. Всего было четыре Веды: Ригведа, Сомаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Наиболее древняя и главная из Вед — Ригведа, содержащая 1028 гимнов. Позже появились комментарии к Ведам: ритуалы комментировались в специальной литературе — брахманах. Своего рода приложением к брахманам были араньяки (лесные книги) — толкования Ригведы и Яджурведы и упа-нишады — диалоги учеников с учителями (около V в. до н. э.) — религиозно-философские тексты, объясняющие и толкующие учение Вед об устройстве мира, смысле и значении ритуалов и т. д. Все вместе они составляют Священное Писание индуизма, основанное на совокупности верований и культов, мифов и легенд. Они огромны по своему объёму и дают всестороннее представление об индийском образе жизни в целом, о нравственных нормах и принципах, социальных и личностных ценностях.

Арии верили, что их антропоморфные боги будут выполнять волю людей, приносивших им жертвы и совершавших обряды. Богов было множество, главных — 33, среди них следует упомянуть бога грозы и молнии — Индру, считавшегося главным из богов. Он не воспринимался как Творец, но всё же традиция приписывала ему некоторые черты демиурга. Из других богов следует назвать Агни (бога огня), который выполнял посреднические функции доставки сожжённых пожертвований на Небо; Сома — божество опьяняющего напитка; Ашвинов, эквивалентных греческим диоскурам, и др. К божествам солнечного цикла в Ригведе относят также Вишну, помощника Индры, который при своём рождении сделал три шага, тем самым накрыв верхний и нижний миры, а также те миры, которые находятся вне пределов человеческого понимания. Так был сотворён мир, и, следовательно, миросоздателем являлся Вишну.

Кроме Вишну, в ведизм корнями уходят такие божественные фигуры, как Шива и Брахма. Культ указанных божеств начал развиваться в последние века, предшествующие нашей эре, и своё воплощение получил в известной концепции тримурти, объединяющей Брахму-творца, Вишну-хранителя и Шиву-разрушителя. Боги воспринимались как эманация космоса, происходило отождествление бога с жертвой и жертвующим. Отсюда возникла идея, что не столь важны сами боги или люди, участвующие в обряде, важен сам ритуал и жертва. Жертвоприношения должны были совершаться регулярно, чтобы сохранялся порядок мироздания.

В Древней Индии общество состояло из четырёх основных варн — социальных групп: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов и руководителей), вайшья (земледельцев и ремесленников) и шудр (неприкасаемых). Мужчины трёх первых варн начиная с ранней юности были обязаны изучать Веды, и их религиозным образованием занимались брахманы. Первые три варны считались благородными, имели специальный ритуал посвящения и поэтому назывались «дваждырождёнными».

К Х в. до н. э. выяснилось, что многое в смыслах Вед утеряно, и это привело к становлению специальных брахманских школ, изучавших Веды. В них принимались мальчики 6—7 лет, весь период обучения длился до 12 лет. Акцент в процессе обучения делался на буквальное повторение определённых действий, слов, заклинаний и т. п., что приводило к консервации ритуалов и обрядов. Роль брахманов возрастала, стало считаться, что жертва или боги не самое важное в ритуале, главное — это брахман. В X—VIII вв. до н. э. брахманы стали восприниматься как основные фигуры ритуалов и жертвоприношений, без которых мир и общество снова обратятся к хаосу.

Юные брахманы должны были следовать четырём основным этапам в своей жизни: 1) стадия брахмачарин — период ученичества (8—20 лет); 2) стадия грихастха — период домохозяина (20—50 лет); 3) стадия ванапрастха — период ошельничества (50—60 лет) и 4) стадия санья-син — период аскетизма (старше 60 лет). Соответственно изучались тексты: при первой стадии — Веды, при второй — брахманы, при третьей — араньяки, при четвёртой — упанишады. Когда наступал период ванапрастхи, хозяин дома уходил в джунгли (скит — ашрам) вместе с супругой, оставляя всё своим детям; при наступлении периода саньясина мужчина покидал ашрам, не оставляя себе ничего, кроме набедренной повязки и чашки для подаяний.

Будда

К середине I тыс. до н. э. индийское общество ввиду межплеменных столкновений, экономических неурядиц находилось в кризисном состоянии. Брахманы и кшатрии, которых называли «дваждырождёнными», теряли свою власть и привилегии, все касты пребывали в движении.

Брахманы монополизировали все важнейшие сферы деятельности, их влияние распространялось на медицину, математику, лингвистику, астрологию. Всё это вызвало недовольство в других слоях индийского общества. Родовая организация общества распадалась. Люди нуждались в новых учениях и идеологиях, которые могли бы дать объяснение крушению сложившегося мира. Среди множества учений буддизм постепенно стал преобладающим.

Поиски причин страданий всех живых существ составили основу духовных исканий Будды Шакьямуни (сер. VI в. до н. э.). Согласно буддийской традиции, принц из рода Шакья Сиддхартха (будущий Будда) ещё до своего рождения поклялся освободить всё сущее от страданий, раскрыв суть бытия. Для этого он родился сыном правителя небольшого государства Капилавасту на севере Индии. Его отец пытался оградить сына от мирских забот, но, несмотря на приставленную к нему охрану, принц всё же узнал правду о существовании страданий и ушёл в отшельники. После шести лет духовных и физических практик в возрасте 35 лет он стал просветлённым — Буддой.

Проповеди Будды в Варанаси, в Наланде влекли к нему множество людей. Его первыми учениками стали пять отшельников, обитавших в том месте, где под деревом бодхи Гаутама Шакьямуни достиг просветления. Будда умер («ушёл в нирвану») в возрасте 80 лет в местечке Кушинагара. Тело его, согласно индийским обычаям, было сожжено, прах роздан ближайшим ученикам, которые поместили его в воздвигнутые ступы.


Каталог: images
images -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница