Допущено к защите в гак 14. 05



страница1/19
Дата28.07.2018
Размер0.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

Факультет Романо-германской филологии

Кафедра Теоретической и прикладной лингвистики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ОБОЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОСТИХИЙ

ПО ДАННЫМ КОРПУСОВ

РУССКОГО, НЕМЕЦКОГО И АНГЛИЙСКОГО

(АМЕРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ) ЯЗЫКОВ

по специальности 031301- Теоретическая и прикладная лингвистика

Допущено к защите в ГАК 14.05.2014

Зав. кафедрой________________________________ д.ф.н., проф. А.А Кретов

Студент 5 курса д/о Екатерина Андреевна Жидких

Руководитель д.ф.н., проф. А.А. Кретов

Рецензент__________________________________ д.ф.н., доц. О.О.Борискина

Воронеж, 2014


Оглавление


Введение 4

Глава 1. Роль первостихий на протяжении истории человечества. 6

1.1.Мифология 6

1.2.Философия 8

1.3.Психология 10

1.4.Лингвистика 12

1.5.Литература 22

Глава 2. Анализ динамики употребления первостихий по данным корпусов английского (американский вариант), русского и немецкого языков 32

2.1. Анализ динамики употребления первостихий по данным COHA с XIX по XXI века 32

2.1.1. Динамика употребления первостихий по поколениям по данным COHA с XIX по XXI века 32

2.1.2. Динамика частоты употребления первостихий по событиям в американской лингвокультуре 35

2.2. Анализ динамики употребления первостихий по данным Национального корпуса русского языка с XVII по XXI вв. 37

2.2.1. Динамика частоты употребления первостихий по поколениям в русской лингвокультуре 38

2.2.2. Динамика частоты употребления первостихий по событиям в русской лингвокультуре 42

2.2.3. Анализ самых частотных слов, употребляющихся с номинациями первостихий 45

2.3.Анализ динамики употребления первостихий в немецкой лингвокультуре с XVII по XXI вв. 48

2.3.1. Динамика частоты употребления первостихий по поколениям по данным корпусов немецкого языка 48

2.3.2. Динамика частоты употребления первостихий по событиям в немецкой лингвокультуре 51

Глава 3. Сравнение употребления номинаций первостихий в русской, американской и немецкой лингвокультурах 54

3.1. Динамика употребления первостихий в русской, американской и немецкой лингвокультурах по векам 54

3.1.1. Вода 54

3.1.2. Воздух 55

3.1.3. Земля 56

3.1.4. Огонь 57

3.2. Анализ общего веса употребления первостихий 58

3.3. Корреляции номинаций первостихий в русской, американской и немецкой лингвокультурах 60

Заключение 61

Литература 63

Электронные ресурсы 69


Введение

Четыре основополагающие природные стихии вода, воздух, земля и огонь, по мнению греческих философов, образуют окружающий нас мир. Считали, что все предметы, явления, сущности нашего мира представляют собой смесь этих стихий в разных пропорциях.

Аристотель разложил их так, что вода, по его мнению, является союзом влаги и холода, земля - союзом холода и сухости, огонь - союзом сухости и жары, а воздух - союзом жары и влаги. Таким образом, стихии дополняют друг друга, их совместная работа образует баланс природы и общества.

Влияние природных стихий на формирование у людей картины окружающего их мира интересовала многих лингвистов. Существует много работ по анализу номинаций первостихий в литературе и языке.

Нас же заинтересовала динамика употребления обозначений Wasser/Water/Вода, Luft/Air/Воздух, Erde/Earth/Земля, Feuer/Fire/Огонь в корпусах немецкого, русского и американского варианта английского языков, что поможет проследить формирование картины окружающего мира в разных лингвокультурах.

Цель исследования – анализ употребительности номинаций первостихий: Erde/earth/земля, Wasser/water/вода, Feuer/fire/огонь, Luft/air/воздух с XVIII по XXI вв. по данным корпусов немецкого, русского и американского варианта английского языков. В этом исследовании мы преследуем несколько целей: а) проследить динамику употребления первостихий в американской, немецкой и русской лингвокультурах; б) определить, есть ли связь между частотой использования стихий и глобальными событиями, которые происходили в этот период в обществе; в) сравнить полученные данные в американском варианте английского языка, немецком и русском языках.

Предметом исследования является частота употребления слов Erde/earth/земля, Wasser/water/вода, Feuer/fire/огонь, Luft/air/воздух, обозначающих четыре первостихии, а объектом послужили тексты Corpus Search, Management and Analysis System (COSMAS), Das Digitale Wörterbuch der deutschen Sprache (DWDS), Corpus of Historical American English (COHA) и Национального корпуса русского языка (НКРЯ), при этом был проанализирован 50891 пример по данным корпусов немецкого языка, 67066 примеров по данным COHA и 41070 примеров по данным НКРЯ.

Для изучения динамики употребления стихий, мы использовали метод фрагментации дискурса, описанного в статье Э. В. Будаева [Будаев, 2011, 9]. При этом была задействована как равномерная фрагментация, при которой за хронологический шаг принимается поколение – четверть века, так и фокусная фрагментация, разбивающая временной период на основе глобальных событий в жизни общества.



Актуальность нашего исследования проявляется в том, что эта работа дает огромный материал для анализа динамики употребления номинаций первостихий с диахронической и синхронической точки зрения на базе трех языков. Это позволит сравнить американскую, русскую и немецкую лингвокультуры и определить, есть ли связь между использованием в языке слов, обозначающих первостихии и развитием общества.

Научная новизна нашей работы заключается в том, что мы анализировали и сравнивали динамику употребления первостихий с разных сторон. В частности, в рамках одной лингвокультуры мы рассматривали данные при хронологических шагах: поколение и важные события общества; вдобавок к этому, на материале русского языка была рассмотрена динамика употребления самых частотных слов с номинациями стихий. При сравнении данных на базе разных лингвокультур мы анализировали не только относительную частоту употребления номинаций стихий при хронологическом шаге – век, но и общий вес их использования, взяв за основу общий вес по срезу.


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница