Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области



страница1/15
Дата30.01.2018
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Ансамбль (ПО.01.УП.02.В.02.УП.02) – Рабочая программа по учебному предмету «Ансамбль» является частью дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», целью которой является развитие музыкально-творческий способностей учащегося, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого музицирования.

Данная программа включает обязательную и вариативную части. В соответствии с учебной программой «Ансамбль» в обязательной её части учащиеся начинают осваивать предмет с 4 по 9 класс, минуя его в восьмом. Вариативная часть позволяет приобщать учащихся к коллективному инструментальному ансамблевому музицированию во втором, третьем и восьмом классах. Таким образом, учащиеся «ДМШ №2» получают непрерывный курс учебного предмета «Ансамбль». Знакомство с ансамблевым репертуаром проводится в форме дуэтов, переложений для 4-ручного и 2-рояльного исполнения, различных стилей, жанров. Освоение предмета предполагает выработку у партнёров единого творческого решения, умения слушать друг друга, создавать трактовку музыкальных произведений на высоком художественном уровне.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Абакана



«Детская музыкальная школа №2»

Программа ПО.01. «Музыкальное исполнительство»



УП.02. В.02.УП.02 «Ансамбль»

к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программе в области музыкального искусства

«Фортепиано»

2015 год



Структура программы учебного предмета "Ансамбль"
Введение 4

I. Пояснительная записка 5

- Характеристика учебного предмета

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий
II. Содержание учебного предмета 8

- Сведения о затратах учебного времени

- Годовые требования по классам
III. Требования к уровню подготовки обучающихся 15

IV. Формы и методы контроля, система оценок 16

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса 17

- Методические рекомендации педагогическим работникам

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 18

- Список рекомендуемой нотной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

Введение
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федеральных государственных требований Министерства Культуры Российской Федерации и является частью дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» по ПО.01 «Музыкальное исполнительство».

Основная направленность настоящей программы – выявление одаренных детей в раннем возрасте, которые в дальнейшем способны осваивать основные профессиональные программы в области музыкального искусства.

Данная программа объединяет в себе обязательную (ПО.01.УП.02) и вариативную (В.05.УП.05) части. В соответствии с учебной программой «Ансамбль» в обязательной её части обучающиеся начинают осваивать предмет с 4 по 9 класс, минуя его в восьмом. Вариативная часть позволяет приобщать учащихся к коллективному инструментальному ансамблевому музицированию во втором, третьем и восьмом классах.

Таким образом, учащиеся ДМШ №2 г. Абакана получают непрерывный курс учебного предмета «Ансамбль» со второго по девятый класс.





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучающиеся ДМШ №2 начинают осваивать умения и навыки ансамблевого музицирования в соответствии с вариативной частью программы со второго по третий класс. С 4 по 7 класс в рамках обязательной части обучающиеся продолжают совершенствовать свои знания и опыт совместного музицирования. В восьмом вариативная часть программы также предполагает освоение данного предмета в случае, если обучающиеся готовятся к конкурсам или к подготовке поступления в профессиональные учебные заведения. Обязательная часть включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

Введение вариативную часть в предмет «Ансамбль» во втором, третьем и восьмом классах обусловлено рядом факторов, среди которых:

- реализует принцип непрерывности, последовательности в образовании ;

-фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности;

- радость и удовольствие от совместного музицирования с раннего обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства, что способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте;

- при игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коммуникабельность, умение слушать не только себя, но и партнера, а также звучание всей фактуры, активизируется фантазия и творческое начало;

- игра в ансамбле позволяет расширить репертуар, что важно для всестороннего развития.

-возможность применения полученных навыков ансамблевого музицирования в конкурсах, фестивалях.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром на начальном этапе происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

Программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.



Срок реализации учебного предмета

Общий срок реализации данной программы составляет 8 лет. В обязательной части программы четыре года (с 4 по 7 класс), вариативной - три года (во 2-м, в 3-м и 8-м классах). Для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1




Вариативная часть

Обязательная часть

Срок обучения/количество часов



2,3, 8классы

4,5,6,7 классы

9 класс

Количество часов (общее на 3 года)

Количество часов (общее на 4 года)

Количество часов

(в год)


Максимальная нагрузка

66 часов

330 часов

132 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

66 часов

132 часа

66 часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

33 часа

198 часов

66 часов

Недельная аудиторная нагрузка

0.5


1/0

1 час

2 часа

Самостоятельная работа (часов в неделю)

0.5

1/0

1,5 часа

1,5 часа

Консультации (для учащихся 5-7 классов)

0

6 часов

(по 2 часа в год)



2 часа


Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная и мелкогрупповая (два ученика), продолжительность урока 40минут.

По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.



Цели и задачи учебного предмета

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.

  • формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.


Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.



Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета:

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.


II. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения – 8 лет







Распределение по годам обучения




Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)


-

33

33

33

33

33

33

33

33




Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)



-

0.5

0.5

1

1

1

1

1/0

2




Консультации

(часов в год)



-

-

-

-

2

2

2

-

2



Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.



Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Содержание учебного предмета

В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.

Ежегодно ученики должны пройти 2-4 ансамблевых произведений различного уровня сложности и с различной степенью подготовки. На зачете обучающиеся сдают 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом концерте.
Учебно-тематический план (ежегодный)




Каталог: assets -> files
files -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
files -> Вместе с кантом
files -> Программы нпо
files -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
files -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
files -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Единый государственный экзамен
files -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
files -> Вопросы к экзамену содержание термина «литературная критика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница