Домников С. Д. Концепция мифа во французской антропологии ХХ века: Роже Кайуа



Скачать 297.76 Kb.
Pdf просмотр
страница1/23
Дата30.07.2018
Размер297.76 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


В авторской редакции

Домников С.Д.
Концепция мифа
во французской антропологии ХХ века:
Роже Кайуа
Тема «сакрального» в качестве широкого контекста общей теории мифа, представляется одинаково актуальной и для исследователей феноменов психики и сознания, и для историков и антропологов, изучающих социальные процессы. А со времен публикации книги
Рудольфа Отто «Священное» (1917), она заняла прочное место и в феноменологии религии. Начало ХХ столетия было отмечено широкой дискуссией между классической социологией, сосредоточенной на исследовании прежде всего модернизационных процессов, и оппонентами ее идей со стороны расширяющегося круга полевых исследователей в области этнологии и антропологии, изучающих традиционные и примитивные формы социальной организации. Магия, мифология и религия именно тогда впервые начинают рассматриваться как самостоятельные культурные феномены в рамках самых разных дисциплин, включая аналитическую социологию. Совместные работы
Марселя Мосса и Эмиля Дюркгейма – блестящий пример таковой практики.
Поднятая в те же годы психоанализом проблема бессознательного возбудила интерес обществоведов к исследованию предпосылок сакрального как особой области «коллективного бессознательного».
Оппозиция сакральное/профанное в социально-гуманитарных науках
становится своего рода аналогом оппозиции сознание/бесоознательное в психоанализе. Влияние этой тематики на все области социальной теории ощутимо и по сей день, оно прослеживается, в частности, в постклассических философских теориях, а круг связанных с ней идей прочно закрепился в ведомстве социально-философской антропологии.
Особый интерес в этой связи представляет собой деятельность кружка исследователей из Франции, последователей идей Марселя
Мосса в области социологии и Зигмунда Фрейда в области психоанализа, выдвинувших предметом своих социальных исследований «миф» и
«сакральное». Сами они называли свое сообщество «Коллежем социологии», а предметную область определили как «сакральная социология». Лидерами этого кружка были ученик М.Мосса, тогда еще начинающий исследователь и публицист
Роже
Кайуа и его единомышленник тогда еще мало известный философ и писатель Жорж




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница