Доктор исторических наук, доцент



Скачать 78.72 Kb.
Дата14.05.2018
Размер78.72 Kb.
ТипСтатья


УДК 37.01

Доктор исторических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный

университет культуры и искусств

Мациевский Герман Олегович
Учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия станицы Азовской»

МО Северский район Краснодарского края

Мациевская Галина Апполинариевна


Феномен личности в современном образовании
Аннотация: Статья посвящена философскому осмыслению феноменальности таких понятий как человек, личность, образование с точки зрения определения методологических основ построения современной системы образования.

Ключевые слова: человек, личность, образование, школа, методология.

Matsievsky G.O.

Matsievskaya G.A.
The phenomenon of personality in modern education
Summary: The article deals with philosophical reflection phenomenal concepts such as people, personality, education in terms of identifying the methodological foundations of building a modern education system.

Keywords: people, personality, education, school, methodology.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития государства на 2010-2015 гг. президентом и правительством заявлено образование. В обществе зреет понимание того, что без чёткой и однозначной государственной политики, широкомасштабных вложений инновационных идей, кадрового потенциала, финансов в образовательную систему не решить тех проблем, с которыми столкнулась не только наша страна, но и весь мир. Это, прежде всего, проблема угасания с годами взросления здоровья и творческих способностей детей и юношества, «сон» нервных клеток, «экзистенциальный (смысложизненный) вакуум» и, как следствие, рост преступности, наркомании и алкоголизма в молодёжной среде, сокращение рождаемости и продолжительности жизни (даже в т.н. «благополучных странах»), межэтнические, межконфессиональные, межцивилизационные конфликты. Но самое главное, неадекватное понимание человеком своей роли и места в природном пространстве отношений приводит к всё более разрастающемуся глобальному антропоэкологическому кризису.

Однако современная школа крайне недостаточно работает с личностью по поводу определения её места и роли в динамичном, постоянно меняющемся информационном пространстве жизни. Более того, современная педагогика испытывает явный кризис понимания феноменов, с которыми она должна «работать». В первую очередь, это такие феномены как «человек», «образование» и, конечно, «личность». Не определив максимально полно феноменальность этих понятий (более того, допуская ошибочные подходы при их определении), невозможно сформулировать тактические и методические подходы к организации работы учителя в современной школе. Ведь нельзя говорить о воспитании, формировании, образовании личности не понимая до конца, что есть личность. Кроме того, современная педагогика до сих пор в качестве своей методологической базы имеет узкоматериалистический подход, рассматривающий человека лишь с точки зрения его биосоциальной составляющей, а личность как «совокупность пожизненно вырабатываемых социальных свойств и качеств» (Харламов). И хотя некоторые авторы отмечают, что «личность характеризуется неким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью» (Л.С. Рубинштейн), это уточнение не на много приближает нас к ответу на вопрос, что должно стать методологическим посылом определения места и роли личности в космопланетарном объеме отношений (в т.ч. и социальных отношений), а значит и основой выстраивания системы образования личности [1; с. 9].

Одной из основных методологических идей, на которых должна базироваться концепция современной школы, является идея целостности мира, осмысленности его существования и развития в синтезе с идеей целостности и осмысленности жизни человека.

Пройдя многовековой путь, педагогика вновь оказалась на начальном этапе своего поиска. И этот поиск требует целенаправленных общенаучных исследований, наблюдений, экспериментов, обобщений, прозрений и озарений, нетрадиционных под­ходов. Очень важно при этом освободиться от сложившихся узкоматериалистических, антропоцентристских стереотипов как в естествознании, так и в гуманитарных науках, особенно, в педагогике. И на этом пути могут помочь народная культура и традиции, лингвистика и этимология, анализ архетипических основ мифосознания и мифотворчество.

Само слово Человек – Человече – Целовецы (цело-ве-цы), с точки зрения этимологии и законов глоттохронологии, означает: «несущий в веках образ целостности всего мира», «собор всех времен и всех народов». В этой связи становится естественным религиозное понимание человека как «искры Божьей», как «созданного по образу и подобию Божьему» и его природная задача – восстановление утраченного чувства «всеединства» (В. Соловьев), обновление связей-отношений Человека и Мира при пробуждении чувства ответственности не только за свои дела и слова, но и за свои мысли.

Семасиологический анализ лингвокультурных универсалий понятия «человек» позволяет сделать очень интересные выводы. Греческое слово ανθρωπος (человек) можно понимать как комбинацию корней, представленных индоарийским adi «начало» + индоевропейским *lep- «камень, гора» (символ Мировой горы как центра Вселенной) + литов. puse «половина, середина». С другой стороны, можно допустить сложение корней, представленных латыш. aidas «эхо» + тох. А rape «музыка» (звук как олицетворение Гармонии мироздания, как символ творящего Божества). Возможен и другой вариант: хетт. handas «святой» + арм. surb «святой» (с s-mobile). Типологически ср. русск. человек (ср. тох. A ςolyak), но нем. heilig «святой» + гот. weihs «святой». Здесь можно проследить и такую взаимосвязь: ср. лат. homo «человек», но тох. A kam «звук»; лат. vir «человек» но и.-е. *цer- «издавать звуки»; др. англ. secg «человек», но гот. siggwan «петь». Греческое ανθρωπος предполагает и другие комбинации корней, первый из которых соответствует греч. aνtρον «пещера» (ср. лат. заимствование antrum), а второй соответствует норв. strupe «бездна» (бездна как источник Мироздания – макрокосм). Понятие «человек» соотноситься также и с такими понятиями как «огонь» (рождающий первоэлемент Вселенной) и «целостность»: ср. др.-инд. dharva- «человек», но и.-е. *dhau- «гореть»; лат. vir «человек» но и.-е. *цer- «гореть, огонь». В то же время др.-англ. aelan «гореть», но англ. all «весь, все»; лат. omnis «весь» < *ombh-nis, но др.-англ. umbor «маленький ребенок». Таким образом, выстраивается определенная смыслологическая цепь: человек – начало, центр Вселенной – творец – несущий святость – огонь – целостность – ребенок.

С точки зрения православной антропологии, подобие человека Богу в том, что человек обладает бессмертием Души, соединяющей его с вечностью Духа Святого; волей, как чувством внутреннего духовного стержня, позволяющим вмещать в себя всю безмерность воли внешней; способностью к сотворчеству с Господом в деле обустройства Мира в восхождении его к Первообразу, стремлением к совершенству и личной, ни с кем не разделенной ответственностью за вольный выбор своих деяний перед лицом вечности. Имея свободу, «человек, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – имеет власть быть и богом, и Ангелом, и сыном Божиим, ибо он мало умален чем от Ангела, только смертью, и то на малое время».

И потому перед современным человеком, если он хочет жить «по человечески» и «по Божески», а не «выживать» в Мире, стоит цель: он должен вырваться за пределы представлений о себе как «социально-экономической единице» и стать человеком «теллуросолярным» – «Земносолнечным», или «теллурокосмическим» – «Земнокосмическим» [2]. Более того, он должен стать homo creator – человеком не просто творческим, но Творящим Любовь, Добро, Гармонию в пространстве всего Царства Божия! Человек – есть совокупность всех отношений с Миром. Он – узел ткани жизни, энергия творений по замыслу Творца. Как «образ и подобие Бога», человек является соборной мыслью всего, что есть Всё, образом Цельности, Истины, Любви и Лада.

Феноменальность понятия «личность», в свою очередь, также является отражением всецелостности мироздания – в конкретном месте, где она проявляет себя и в конкретном времени, где наиболее актуально и затребовано именно её слово, она несет знание всего целого. Этимология слова «личность» (лич – лик – лиц) – многослойно и предполагает взаимоопределяющее развитие двух морфем в различных фонемических вариантах: Л*Ц – Л*К, Ц*Л – К*Л. Морфема Л*Ц – Л*К (лицо – лик) – предполагает наличие индивидуального, уникального, особенного. В то же время морфема Ц*Л – К*Л является смысло- и корнеобразующей таких понятий, как «целое», «цель» и «коло»-«единое». Таким образом, личность – это всегда уникальная вариация соборной симфонии вселенского органа (от лат. organizo - устраиваю, сообщаю стройный вид), по-своему раскрывающая и проживающая общий смысл-цель мирового Целого.

Личность – это всегда зов в вечность, это никогда не отражение только лишь сегодняшнего часа, это всегда отражение всего предшествующего и предстоящего, и потому личность, выходит за пределы того, что называют социальной средой, она – больше её.

Термин «образование» – «образ» и «зов», предполагает такое семантическое прочтение: «об» – отражение истины, творящего начала, раскрытое движение навстречу истине, гармонии, единству; «ра» – в потоке времени, в логике саморазвития Вселенского организма жизни; «аз» – проявленное в духовном начале человека. Понятие «образование», с одной стороны, подразумевает получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение, с другой стороны, данное понятие в наиболее широкой трактовке означает: созидание, организацию, творение. Т.о. образование есть процесс созидания образа, некого идеального, и в то же время живого и актуального мысле-духовного начала, которое само по себе есть созидающая, творящая сила. И потому образование личности предполагает активное участие самой личности в процессе образования, т.е. творения, созидания пространства связей-отношений со всем Миром

Таким образом, методологическая основа построения образовательного процесса предполагает обретение человеком утраченной цельности, приближение к такому ее устройству как системы, когда она (школа) является базовой основой, утверждающей возможности каждого, кто в нее вошел, жить осмысленно, жить ответственно, жить в утверждении и созидании вечности. Школа должна исходить из цели и смысла существования личности – образование пространства отношений, улучшения качества жизни, достижения внутренней и внешней Гармонии, Любви и Добра. Построение всего учебно-познавательного процесса, во всем предметном содержании, должно быть таким, чтобы всюду и везде царствовал смысл, чтобы ничто не было черство и холодно, в отрыве от главного смыла жизни человека – открытого, сердечного, непосредственного стремления служить Родине, Природе, всему Мирозданию.


Список литературы:

  1. Железнова Е.В., Щетинина Е.М., Мациевская Г.А. Философия и методология организации образовательного процесса // Медицина и образование в Сибири. 2007. № 3. С. 9.

  2. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 421.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница