Доклад Петерсон спорит со Шмиттом. Работа «Монотеизм как политическая проблема»



Скачать 46.52 Kb.
страница1/4
Дата14.05.2018
Размер46.52 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4


Эрик Петерсон
«Монотеизм как политическая проблема»

Доклад


Петерсон спорит со Шмиттом. Работа «Монотеизм как политическая проблема» написана в 1935 году. В самой работе почти ничего не говорится о современности, только в конце небольшой кусок; идет рассказ по большей части о церковной и до-церковной истории. Сама работа написана против политического арианства и против попытки Гитлера легализовать политическую теологию. Она вызвала многочисленную критику. Одним из критиков выступал Шмитт. По его мнению, Петерсон призывает к аполитичности. Критика с «левой» стороны: политическая теология оказывается не критикующей.

Основная проблема данной работы: проблема отношений теологии как развернутой догмы (в этой догме христианство противостоит политеизму и монотеизму) и власти (полиархия, монархия). Более узко проблему можно сформулировать как проблему актуализации теологии в христианстве (Ягер)

Основные различения:

  1. Политеизм (эллинистические культы), монотеизм (иудаизм, арианство, гностицизм отчасти), христианство (возможно преодолевает диалектически?)

  2. Сфера политического (государство) и сфера теологического

Аристотель использует политическое как образ для теологического: единовластие в государстве = единоначалие в мире. (Псевдо-Аристотель) Образ Бога как персидского шаха, который правит посредством слуг, добавление исторического контекста. Политическая модель определяет модель мироустройства. Связь понятий силы и власти (potestas, autoritas – силы как действующей и власти как первопринципа существуют как в физике так и в политике). Разделение этого принципа и силы позволяет построить модель царствующего, но не правящего Бога (является первопринципом, но potestas принадлежит не ему). Монархия по отношению к Богу всплывает в александрийском иудаизме (Филон Александрийский) – необходим для осмысления религиозного превосходства иудеев: иудеи поклоняются самому главному и их поклонение самое важное в этом мире. При этом модель власти Бога перед моделью «царствует, но не правит» немного слаба, ведь почему власть не может передаваться низшим духам? Видимо, как сам Петерсон говорит, здесь речь идет о некоторых миссионерских целях, где монархия Бога (=превосходство иудеев) противопоставляется олигархии, полиархии, охлократии богов/множества духов, и Бог восстанавливает порядок. Подобная модель отражает эллинистическую монархию и римский принципат. Идея переходит в дискурс апологетов (полиархия = служение демонов) и используется против гностиков. Возникает ересь монархианства. Тертуллиан оспаривает и немножко изменяет концепт монархии: Сын может быть Богом, так как источник власти один. Возвращает языческий аргумент, основанный на разделении autoritas и potestas. Тут возникают аллюзии на двойной принципат римский. Но поскольку это использует для оправдания многобожия язычниками, то требуется другой ответ. Возражение язычников формируется следующим образом (Кельсон, например): христиане сторонники переворота, они политически неблагонадежны, так как не почитают промежуточных богов, они почитают только принцип. Ориген дает теологический ответ: Христос в последний день становится господином всех и каждого, у всех один nomos, общество единого nomos в эсхатологической перспективе, это начинает сбываться с торжества Христова, так как Христос сильнее императора. В этой перспективе важно рождение Христа во времена Августа, который объединяет империю. Христиане перестают верить в империю, империи уже нет – Христос должен объединить людей.

Pride has a certain hunger for unity and omnipotence, but in the primacy of natural things, all of which are as transient as a shadow (St. Augustine, De vera religione)

Единство и власть переносятся с фигуры какого-то временного правителя на фигуру Христа. Поэтому перестают верить в империю, и монархию как таковую на земле приписывают антихристу. Евсевий в свою очередь дает, по мнению Петерсона, не теологический ответ, а скорее политический, энкомический, пропагандистский: монархия и монотеизм через Августа и Христа, в империи Август, в Церкви Христос. Они начинаются, а завершается в царствовании Константина с принятием христианства => утрачиваются все nomos. Эта идея, заложенная Евсевием, имеет длинное продолжение, ее многие потом воспроизводят. Но христианство не есть монотеизм (арианство – онтологическое разделение между Отцом и Сыном). С теологической стороны эту трактовку отвергают отцы-каппадокийцы (монахи триедины), а политически – бл. Августин: по идеи единство nomos и монархии означает прекращение войны, но войны не прекратились, в этом смысле монархия не установилась, значит, это эсхатологическая монархия. Получается, что монотеизм получает распространение в силу эллинизации иудаизма. В церковной же среде оно имеет пропагандистское и политическое значение. Политическая теология является конструктом языческим. Соотношении физики и политики характерно для языческих разных моделей. Некоторым образом раскрывает свое влияние в иудаизме, но христианская теология разрывает этот конструкт.



Теология для Петерсона – не разговор о Боге, а реализация формы конкретной аргументации, некоего факта, некоторого действия логоса, действия откровения – догмат. Любая человеческая теология плоха, так как она отдаляется от Бога. Не очень многое может быть теологией. Сущность теологии в Божественном откровении, это продолжение речи от лица Христа. Теология возможна только с приходом Христа и в связи с Христом. Христос поручает власть Церкви и собору, который говорит от лица духа и собрания, высказывает эти догматические утверждения. Ни Библия, ни история не являются для теологии коренным авторитетом, только Христос. Потому высказывания Евсевия, который христологией опровергается, не являются теологией, хоть и высказанный в церковных терминах.

Церковь по Петерсону (выстраивает свою статью про Церковь на контрапункте Церкви и царства) имеет общее с царством, хотя сама не является царством. Это общее заключается в наличии некой суверенности у Церкви. Церковь, как ecclesia, ближе к царству, чем к союзу. Политическая теология предполагает отсутствие суверенности Церкви. Церковь возможно только после воскресения Христа и пока иудеи еще не обратились. Христос не установил Церковь напрямую, иерархия происходит от Святого Духа. Вера в Святого Духа позволяет установить связь: царство – Церковь – закон - Святой Дух (что закон для царства, то Святой Дух для Церкви). Отсюда происходит транспозиция всех ранних христианских концептов. Нет никакой невидимой Церкви, есть видимая Церковь. Церковь держится на вере и преемственности по отношению к 12 апостолам, которые собраны Святым Духом для принятия независимых решений. В связи с этим и возникает разговор о суверенности. Соборные и полисные формулы параллельны: ecclesia в полисе – собрание граждан для принятия закона. В Церкви собрание заменяется культовым действием – литургия (обязанность всех). Литургия не мистерия, так как не оккультная, не тайная. В автономии своего служения ближе к царству, чем к союзу. Церковь независима от любого государственного устройства, иначе было бы оправдания какого-либо государственного устройства. Церковь не может иметь государственное устройство. Когда наступит Царство Божие, уже не будет Церкви.

Действия как политические не могут интересовать теологию, именно как политические они вынесены из сферы церковного и духовного.


Каталог: DATACENTER -> DIR FILES -> DIR ZIP
DIR ZIP -> Мумрикова Лариса Ивановна Наименование направления подготовки и (или)специальности
DIR ZIP -> Научные публикации : 1
DIR ZIP -> «Экономика»
DIR ZIP -> Программа вступительного испытания по общему языкознанию
DIR ZIP -> Абрамов Сергей Иванович Наименование направления подготовки и (или)специальности
DIR ZIP -> Пояснительная записка к вступительным испытаниям на магистерскую программу
DIR ZIP -> Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX начала XX века. М., 007
DIR ZIP -> Литература для реферирования
DIR ZIP -> Программы вступительного испытания ««Историография истории России»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница