Догматическое богословие



Скачать 455.41 Kb.
Pdf просмотр
страница1/24
Дата26.05.2018
Размер455.41 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Догматическое богословие архимандрит Алипий (Кастальский
-
Бороздин), архимандрит Исаия (Белов)
Содержание

Часть первая. Введение в богословие

Часть вторая. Догмат о Пресвятой Троице

Часть третья. Бог
- творец и промыслитель мира
Часть первая. Введение в богословие
К Читателю
Предлагаемый курс лекций по Догматическому богословию составлен в соответствии с имеющейся программой по этому предмету для второго и третьего классов Духовной Семинарии.
Главы или пункты глав, выходящие за рамки стандартной программы, обозначены в оглавлении звездочкой. В основу этого пособия положен курс лекций, прочитанный мною в Московской
Духовной Семинарии в 1984—1988 гг.
Архимандрит Исаия является редактором третьей части курса —
«Бог Творец и Промыслитель мира».
Приношу искреннюю благодарность профессорам Московской Духовной Академии Иванову М.С.,
Осипову А.И., иеромонаху Ипатию и всем тем, кто внес свои ценные замечания при подготовке материала лекций.
Архимандрит Алипий
Предисловие
Будьте всегда готовы всякому, требующему отчета у вас в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1 Пет. 3, 15)
Христианская жизнь состоит из практической и созерцательной деятельности. Последнюю отцы
Церкви называли богословием. Невозможно постичь тайны богословия и достигнуть истинного созерцания тому, кто не очистился от страстей путем практической деятельности, которая включает молитву, пост и исполнение заповедей Христовых. "Глубина догматов неисследима...
Небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую
- нибудь страсть",
- пишет святой Иоанн
Лествичник[1]. Поэтому святые отцы считали, что начинающим духовную жизнь не следует заниматься исследованием догматов. Для них достаточно исповедовать истины, заключенные в
Символе веры. Святой Варсонофий Великий говорит новоначальному: "Не хотел бы я, чтобы ты занимался сими книгами, потому что они возносят ум горе, но лучше поучайся в словах старцев, которые смиряют ум долу. Я сказал сие не с тем, чтобы унижать догматические книги, но лишь даю тебе совет, ибо пища бывает различна"[2]. В другом случае он же поучает: "Никогда не состязайся о вере, Бог не требует от тебя сего, но лишь того, чтобы ты веровал право, как принял от Святой Церкви при крещении, и чтобы соблюдал заповеди Его. Сохрани сие, и спасешься.
Беседовать же о догматах не следует, ибо это выше тебя, но молись Богу о своих согрешениях..."[3]
Не нужно думать, что во времена Варсонофия Великого пустыня была местом безопасным от еретиков. Из "Руководства" святых Варсонофия и Иоанна и других памятников этой эпохи хорошо известно, что в VI в. пустыню населяли не только православные иноки, но и оригенисты, несториане и монофизиты. Отцы советовали неопытным уклоняться от споров с еретиками, чтобы избежать смущения и омрачения ума[4].




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница