Romanin A.N. Osnovy psixoterapii (Akademiya, 1999)(ISBN 5769504188)(ru)(208s)

Клиническая психология
Скачать Romanin A.N. Osnovy psixoterapii (Akademiya, 1999)(ISBN 5769504188)(ru)(208s) (1018kb.)
Страница 1/16
след. страница


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А.Н.РОМАНИН

ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов по специальности 020400 - психология

УДК 159.9

ББК 53.57я73

Р69

Рецензенты.

зав. кафедрой психологии МПГУ, доктор психологических наук, профессор Б. А. Сосповский; доктор психологических наук, профессор В. И. Петрушин.

Романин А.Н.

Р 69 Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 208 с. ISBN 5-7695-0418-8

В пособии представлены классические направления немедицинской психо­терапии: психоанализ, поведенческая, телесная психотерапия, гештальттерапия, трансакционный анализ и другие.

В практикуме даны упражнения для индивидуальных и групповых занятий. Книга, адресованная студентам педагогических вузов, может быть также полезна учащимся педколледжей, педагогам, практическим психологам, соци­альным работникам.

ВВЕДЕНИЕ

Знание основ психотерапии необходимо каждому культурно­му человеку. А представителям профессий, главная задача кото­рых - работа с людьми, - педагогам, социальным работникам, юристам эти знания профессионально необходимы. Они помо­гают лучше понимать и оценивать свои и чужие поступки и пси­хические состояния, причины которых не всегда лежат на по­верхности и не всегда на самом деле таковы, какими нам пред­ставляются.

Важно не просто понимать, но и правильно действовать, кор­ректировать в случае необходимости свое и чужое поведение. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Иначе мы давно бы расстались с мешающими нам и другим привычками.

Одна из задач психотерапии - обучение людей способам пове­дения, которые помогут им успешнее решать и по возможности не создавать личные и межличностные проблемы.

Опытный психотерапевт часто сразу видит ошибочные дейст­вия, порождающие и усугубляющие проблемы, которые его кли­ентам кажутся возникающими сами по себе или по вине других людей и обстоятельств.

Иногда человек на уровне сознания вполне понимает, что нуж­но делать в угнетающей его ситуации, но не может найти в себе сил и решительности для этих действий, предпочитая смириться с ситуацией как непреодолимой.

Психотерапевт, практический психолог должны уметь отличить ситуацию, объективно неразрешимую (по крайней мере, собствен­ными усилиями), от ситуации, которую данный человек принимает за неразрешимую, снимая с себя ответственность за принятие реше­ний и действия по ее преодолению. Одновременно психотерапевт должен уметь четко отличать случаи, входящие в его компетенцию, от случаев, с которыми данный индивид должен быть направлен к психиатру с подозрением на психическое заболевание.

В настоящее время в США, Германии и ряде других высоко­развитых странах четко разделились немедицинская и медицин­ская психотерапия.

Медицинская психотерапия касается в основном работы с пси­хически здоровыми пациентами медицинских учреждений и является более углубленным продолжением медицинской психологии и деонтологии. Готовят таких специалистов на медицинских фа­культетах университетов, и в дальнейшем они входят в проф­союзы и ассоциации врачей.

Немедицинской психотерапией занимаются выпускники пси­хологических, а в США и философских факультетов (там филосо­фия понимается не только в глобальном, но и в индивидуально-мировоззренческом плане).

С больными, у которых диагностировано психическое забо­левание, алкоголиками, наркоманами, «суицидниками» психо­терапевт не имеет права работать без разрешения лечащего вра­ча (психиатра, нарколога), который может «делегировать» пси­хотерапевту часть реабилитации, связанную с психологической поддержкой больного и его родственников.

В большинстве случаев лица с психическими заболеваниями видны «невооруженным глазом» в первую очередь по явной не­адекватности реагирования на ситуации, слова и действия других людей. Однако бывают так называемые пограничные состояния («блуждающие» между нормой и патологией).

Во всех случаях сомнений психотерапевт обязан направить та­кого больного к психиатру или сам обратиться к нему за консуль­тацией. Это исключительно важно, так как психотерапевтический и психиатрический подходы принципиально различны.

Принципиальная разница между психиатром и психотерапев­том выглядит следующим образом.

Психиатр работает с пассивным объектом, к сознанию которо­го обращаться бесполезно, и поэтому применяет такие «хирурги­ческие» методы, как достаточно сильное медикаментозное воз­действие, электрошок, различные техники гипноза и т.п.

Разумеется, речь идет о принципиальной схеме. Отдельные ме­тоды активизации личности психически больных применяются, например, в Санкт-Петербургском психоневрологическом инсти­туте им. В.М.Бехтерева, где больные оказывают посильную по­мощь другим больным.

Но в принципе психиатр работает с пациентом (в переводе с латинского - терпящим), то есть с пассивным (в смысле его уча­стия в лечении) объектом, тогда как психотерапевт работает с клиентом, субъектом, то есть активным участником лечения, все более пробуждая его активность и самостоятельность.

Психотерапевт использует принципиально другой подход, «втягивая» клиента (а не пациента, как психиатр) в творческое сотрудничество, стараясь найти и показать ему его собственные внутренние резервы для преодоления нежелательных ситуаций, состояний и манер поведения.

К психиатру пациент редко обращается сам - его или приводят родственники или доставляют после припадка или другого опас­ного для него и окружающих проявления болезни. К психотера­певту во всех цивилизованных странах никто не стесняется сам обратиться за советом и помощью в преодолении угнетающих его психических состояний. Такие состояния периодически бывают у любого здорового человека, и в тех случаях, когда он сам не мо­жет справиться с ними или хотел бы просто посоветоваться, он, не смущаясь, обращается к специалисту.

К сожалению, из-за отсутствия в нашем обществе психотера­певтической культуры многие стесняются обратиться со своими проблемами не только к психотерапевту, но и к практическому психологу, считая, что это сразу относит их в разряд психически ненормальных людей.

Именно в силу этого индивидуальные и семейные проблемы, которые могли быть легко решены на начальном этапе, усугубля­ются, становясь все более трудно преодолимыми.

Важнейшим условием эффективного взаимодействия психоте­рапевта с клиентом является активное желание клиента к преодо­лению того, что ему мешает, сотрудничества с психотерапевтом, а не перекладывание ответственности на него.

Если такое желание пока недостаточно выражено, психотера­певт должен сделать его четким, осознанным и устойчивым, разъ­яснив клиенту, что именно это является необходимым условием решения его проблемы. Всем известно, что, например, лечение алкоголиков бесполезно, пока у них самих не возникает актив­ное желание избавиться от недуга.

Для эффективного сотрудничества важно убедить клиента, что вы вместе будете бороться не с какой-то манерой его поведения (которую он, возможно, оправдывает, особенно в семейных кон­фликтах), а с тем страданием, которое ему же и его близким дос­тавляет эта манера поведения.

Разумеется, активность, «субъектность» клиента в психотера­пии тоже лишь принципиальная схема, постоянно присутствую­щая цель. В процессе же самой терапии субъект, периодически подвергаясь определенным приемам воздействия, становится объ­ектом воздействия.

Например, при обучении аутогенной тренировке и другим ви­дам психорегуляции клиент периодически должен пассивно и вни­мательно воспринимать воздействие. Но он это должен делать соз­нательно, по своей воле и когда это нужно для процесса терапии. Если же он при желании не может перейти из пассивного состояния объекта к активности субъекта, то это и становится главным пред­метом заботы психотерапевта, заставляя его искать, вовлекая в этот поиск самого клиента, приемы активизации его ресурсов самостоя­тельности, без которой вся остальная работа обречена на неудачу. При этом клиент может соглашаться с правильными советами и даже с тем, что его поведение ему же мешает и это нужно изменить, но реально не предпринимает в этом направлении никаких дейст­вий. Например, человек, оставаясь совершенно самостоятельным и независимым в различных жизненных ситуациях и делах, не в со­стоянии решить проблему курения или переедания.

В какой-то мере понимание вредности своего поведения, не­обходимости его исправить и при этом полное бездействие пе­риодически присутствует в каждом из нас. Опасно, когда это становится постоянной жизненной позицией, как, например, у Обломова, хотя его оппонент - «механизированный» Штольц не вызывает симпатии.

Психотерапевт должен избегать крайностей в своих рекомен­дациях и если мы здесь приводим противопоставление субъекта и объекта, то лишь как наглядную схему их крайних воплощений.

В реальной жизни в каждом человеке в разное время присутст­вуют элементы того и другого - важно их соотношение, невоз­можно да и нецелесообразно все время быть активным и озабо­ченным ответственностью; важно не уйти в пассивность и безот­ветственность как в устойчивую жизненную позицию, из которой уже не вынырнуть, даже когда объективно есть все возможности самостоятельно решить жизненную проблему.

У человека появляется ощущение бессмысленности усилий, предпринимаемых для достижения определенных целей, которые начинают ему казаться нестоящими этих усилий. Иногда такое оправдание бездействия вообще приводит к потере смысла жизни. Интересно, что это часто встречается у вполне разумных людей, не имеющих очевидных жизненных трагедий и несчастий (более серь­езных, чем у большинства), кроме одного, но самого главного - по­тери смысла жизни!

Такое чувство бессмысленности жизни может возникнуть не только при отсутствии перспективы, но и при жестко заданной, спланированной за человека перспективе.

Это ощущение может быть одинаково сильным в любых мас­штабах: как в государственных (в основном в тоталитарных госу­дарствах), так и в семейных и индивидуальных, когда свобода личности подавлена зависимостью от традиций, законов, обстоя­тельств, людей. Причем зависимость может не быть объективной, реальной, а существовать лишь в представлении индивидуума, но от этого она не становится менее сильной.

Классическим примером являются такие зависимости, как нар­комания и алкоголизм, которые даже умного и разносторонне одаренного человека делают «одномерным». Эти пагубные зави­симости сначала отодвигают на второй план, а затем и почти полностью вытесняют все другие интересы, мысли, чувства, кроме стремления к удовлетворению данной потребности или пережива­ния по поводу своей болезни. Исчезает интерес к семье, работе, другим увлечениям.

Аналогичная деформация и разрушение «гештальта» (струк­туры, целостного образа) нормальной жизни происходит и при других (иногда менее очевидных) зависимостях, неврозах и на­вязчивых состояниях, которые в той или иной мере периодиче­ски появляются у любого нормального человека (любовь, рев­ность, преувеличенная боязнь чего-либо или кого-либо, сильное желание что-то получить или от чего-либо отделаться), - важно не потерять чувства реальности, не зациклиться на этих состоя­ниях в ущерб другим сторонам жизни.


след. страница

Файлы:
Bodalev A.A., Stolin V.V., Avanesov V.S. Obshchaya psixodiagnostika (2e izd., Rech', 2006)(ISBN 5926800261)(ru)(444s).doc2985 Kb.doc25 страниц
Nemov R.S. Osnovy psixologicheskogo konsul'tirovaniya (VLADOS, 1999)(ISBN 5691002686)(ru)(394s).doc2525 Kb.doc29 страниц
Romanin A.N. Osnovy psixoterapii (Akademiya, 1999)(ISBN 5769504188)(ru)(208s).doc994 Kb.doc16 страниц
Uznadze Obshaja psyhologija.pdf5401 Kb.pdf417 страниц
Аткинсон, Рита Л. и др. - Введение в психологию.pdf9395 Kb.pdf713 страниц
Карвасарский - Клиническая психология.pdf6204 Kb.pdf553 страниц
Лекции по психологии (Гальперин, 2002).djvu4925 Kb.djvu
Что такое психология(том1).doc3977 Kb.doc37 страниц
Что такое психология(том2).doc4040 Kb.doc38 страниц



© SD
обратиться к администрации