Том 1/Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Т.1 [под ред. Л. С. Волковой, В

[Логопедия] Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова - Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений:
Разместил(а): NewBlood
Скачать Том 1/Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Т.1 [под ред. Л. С. Волковой, В (9540kb.)
Страница 1/78
след. страница


ХРЕСТОМАТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ

{извлечения и тексты) В 2-х томах



Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации профессора Л. С. ВОЛКОВОЙ, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации профессора В. И. СЕЛИВЕРСТОВА

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений



том I











МОСКВА

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

1997

ББК 74.3 Х91


Научные редакторы: Заслуженный деятель науки РФ, профессор Л.С.Волкова и Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор В. И. Селиверстов.

Составители: проф. Р. И.Лалаева, проф. С. Н. Шаховская, доц. Г. А. Волкова, доц. Л. В. Лопатина, доц. Ю. Г. Гаубих

Рецензенты: доктор мед. наук, проф. Е. М. Мастюкова, доктор пед. наук, с.н.с. Г В. Чиркина, профессор Т Б. Филичева.









Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): X 91 Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с: ил.

ISBN 5-691-00070-5

В данном пособии тематически систематизированы и представлены извлече­ния и тексты по теории и практике логопедии, собранные из разных авторских литературных источников. «Хрестоматия» содержит следующие тематические раз­делы: I том. 1. Дислалии; 2. Ринолалии; 3. Дизартрии; 4. Нарушения голоса; 5. Заика­ние; II том: 6. Ал алии; 7. Афазии; 8. Нарушения письменной речи; 9. Предпосылки и истоки развития логопедии.

Пособие составлено в соответствии с программой курса «Логопедия с истори­ей логопедии» и учебником «Логопедия» для педагогических институтов. Попытка создания целостно тематической «Хрестоматии по логопедии» предпринимается впервые в истории развития логопедии как науки. Собранный здесь материал пред­ставляет учебный, научный и практический интерес для самого широкого круга специалистов.

4310010000-66

X Без объявл. ББК 74.3

14К(03)-97



© Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов — научная концепция, структурирование, общее редак­тирование

© Р И. Лалаева, С. Н. Шаховская, Г. А.Волкова, Л. В. Лопатина и Ю. Г Гаубих — составители тема­тических разделов

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,
ISBN 5-691-00070-5 1997

Предисловие

Современное развитие системы высшего образования в Рос­сии предполагает переход на новый более высокий уровень ка­чественной профессиональной подготовки широко образован­ных специалистов, владеющих не только определенной суммой знаний и профессиональных умений, но и стремящихся к посто­янному творческому и самостоятельному поиску. Творческий по­иск, возможность индивидуального выбора проблемы или пред­мета для самостоятельного углубленного изучения обеспечивает, в свою очередь, повышение обще культурной, исторической и те^ оретической подготовки студентов, осуществление чего невоз­можно в современном цивилизованном мире без непосредствен­ного знакомства с подлинниками авторских работ в той или иной отрасли научных знаний. К сожалению, такой творческий поиск все более ограничивается в настоящее время в связи с тем, что многие, наиболее значимые авторские работы становятся боль­шой библиографической редкостью.

Попытка создания «Хрестоматии по логопедии» предприни­мается впервые в истории развития логопедии как науки. По­требность в таком пособии назрела давно. И уже изначально пе­ред его научными руководителями остро встали две проблемы: в каком ключе должно быть построено такое пособие и какой кол­лектив мог бы справиться с такой задачей?

Естественно, что даже в самом объемном пособии трудно пред­ставить все авторские работы, которые бы отражали сведения о той или иной научной проблеме или дисциплине от ее истоков до состояния ее развития в настоящее время. Особенно это относит­ся к логопедии, в которой чрезвычайно велик объем накопленных знаний по разным видам речевой патологии. Накоплен многочис­ленный авторский опыт по изучению, предупреждению, лечению речевых нарушений и по коррекционному воспитанию и обуче­нию детей, подростков и взрослых с различными расстройствами речи. По этим вопросам проведено множество исследований и создано такое же множество авторских работ.

Возможно в дальнейшем возникнет необходимость создания «Хрестоматии по логопедии» в виде отдельных персоналий, свя­занных с обобщением опыта и роли отдельных личностей в ис­тории логопедии, или в виде развития отдельных проблем лого­педии или отдельно взятых видов речевой патологии. И некоторые такие попытки уже делаются. Тем более, что любое научное ис­следование не обходится без анализа литературных источников по теме исследования, без описания истории развития той или иной частной научной проблемы.

Главной задачей составителей предлагаемой «Хрестоматии» было — дать суммарные представления о разных видах речевой патологии, входящих в современное понятие логопедии как на­уки о разных нарушениях речи и методах их предупреждения, выявления и преодоления преимущественно средствами коррек-ционного воспитания и обучения. Поэтому в разделах данной «Хрестоматии» использовался принцип тематического распреде­ления материала по традиционно принятым видам речевой па­тологии в полном соответствии с учебной программой и учебни­ком по логопедии для студентов педагогических вузов.

«Хрестоматия по логопедии» (извлечения и тексты) издается в 2-х томах и содержит следующие тематические разделы:

I том: 1. Дислалии. 2. Ринолалии. 3. Дизартрии. 4. Нарушения голоса. 5. Заикание.

II том: 6. Алалии. 7 Афазии. 8. Нарушения письменной речи.
9. Предпосылки и истоки развития логопедии.

Составители тематических разделов «Хрестоматии» в подбор­ке материала по каждому виду речевой патологии старались при­держиваться объективного хронологического расположения ав­торских извлечений и текстов, позволяющего в определенной мере увидеть состояние проблемы на разных исторических эта­пах ее развития.

Таким образом, совокупность программы, учебника, практи­кума и хрестоматии по логопедии по сути составляет концепту­ально единый и систематизированный блок-сплав необходимых учебно-методических пособий, оптимально обеспечивающих учеб­ный процесс в вузе по данной дисциплине1.

Логичным и потому правомерным оказалось то, что блок на­званных учебных пособий по логопедии был подготовлен по ини­циативе и на базе двух старейших и ведущих в нашей стране педагогических вузов: Российского (Санкт-Петербургского) го­сударственного педагогического университета им. А. И. Герцена и Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина; при участии сотрудников Института коррек-ционной педагогики РАО и Московского государственного от­крытого педагогического университета.

1 «Логопедия с историей логопедии» / Программы педагогических институ­тов. Отв. ред. Л. С. Волкова. — М., 1989.

«Логопедия» / Учебник для студентов дефектологических факультетов педаго­гических институтов. Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989, 1995.

«Практикум по детской логопедии». Учебное пособие для студентов педагоги­ческих институтов. Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1988, 1995.

"Понятийно-терминологический словарь логопеда" Под. ред. В. И. Селивер­стова — М., 1997.


Характерно, что и научные истоки развития логопедии в Рос­сии (и в СССР) оказались тесно связанными прежде всего с эти­

ми двумя педагогическими гигантами и долгожителями — в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и в Москве. В начале XX в. имена подавля­ющего большинства известнейших в дефектологии ученых были в разной степени связаны с этими научно-образовательными центрами. Можно без преувеличения сказать, что именно здесь преимуществен­но концентрировались истоки развития современной дефектологии как науки (и логопедии как ее части).

Поэтому в 9 разделе «Хрестоматии» мы сочли правомерным про­иллюстрировать эту мысль некоторыми малодоступными и мало­известными широкой дефектологической общественности текста­ми о зарождении и развитии высшего дефектологического (и в частности — логопедического) образования в нашей стране.


Краткие сведения об авторском коллективе составителей «Хрестоматии по логопедии»

ОТВЕТСТВЕННЫЕ РЕДАКТОРЫ - НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ, ОБЩЕЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ I - II ТОМОВ:

ЛАРИСА СТЕПАНОВНА ВОЛКОВА - Заслужен­ный деятель науки Российской Федерации, академик Академии гуманитарных наук, профессор Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагоги­ческого университета им. А. И. Герцена, доктор педа­гогических наук, декан дефектологического факуль­тета (1970—1988), заведующая кафедрой логопедии (1980—1995). Стаж работы в вузе — 45 лет.

Отв. редактор и соавтор: «Логопедия с историей ло­гопедии» / Программа пединститутов. — М. 1989; «Логопедия» / Учебник для пединститутов. — М., 1989, 1995. Имеет свыше 90 печатных работ, среди них научные статьи, научные сборники, пособия по логопедии и по подго­товке кадров-логопедов. Занимается проблемой сложной структуры рече­вых нарушений, в том числе у детей с депривацией зрения.

ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ СЕЛИВЕРСТОВ - Заслужен­ный работник высшей школы РФ, чл.-корр. Между­народной Академии наук педагогического образо­вания, профессор#Московского педагогического государственного университета, заведующий кафед­рой логопедии (1979, 1980), заведующий одногодич­ными курсами переподготовки дефектологов (1984— 1989), заместитель декана дефектологического факультета по научной работе (с 1980). Стаж работы в вузе — 35 лет.

Отв. редактор и соавтор вузовского учебного пособия «Практикум по детской логопедии» — М., 1988, 1995; соавтор программы «Логопедия с историей логопедии» (для педвузов) — М., 1989 и учебника «Логопедия» (для педвузов) — М., 1989, 1995. Имеет свыше 170 печатных работ: по теории логопедии, организации логопедической помощи, истории лого­педии, заиканию у детей, подготовке кадров логопедов и дошкольных дефектологов.

АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ:

РАИСА ИВАНОВНА ЛАЛАЕВА - профессор Рос­сийского (Санкт-Петербургского) государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, док­тор педагогических наук. Стаж работы в вузе — 30 лет.

Соавтор программы «Логопедия с историей лого­педии» (для педвузов) — М., 1989 и учебника «Логопе­дия» (для педвузов) — М., 1989, 1995. В «Хрестоматии по логопедии» является автором-составителем разде­ла «Нарушения письменной речи». Имеет свыше 80 печатных работ по логопедии, в том числе учебные пособия для студентов и методистов. Занимается проблемами наруше­ний письменной и устной речи у детей с отклонениями в интеллекту­альном и психическом развитии.

СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ШАХОВСКАЯ - про­фессор Московского педагогического государственно­го университета им. В. И. Ленина, кандидат педагоги­ческих наук, заместитель декана дефектологического факультета по учебной работе (с 1971). Стаж работы в вузе — 36 лет.

Соавтор вузовских пособий: «Практикум по детс­кой логопедии» — М., 1988, 1995; программы «Логопе­дия с историей логопедии» — М, 1989; и учебника «Ло­гопедия» — М., 1989, 1995. В «Хрестоматии по логопедии» является автором-составителем разделов: «Ринолалии», «Алалии», «Нарушения го­лоса». Имеет более 160 печатных работ по разным проблемам логопе­дии, в том числе — зарубежной логопедии, вузовской подготовке логопе­дов и др.


ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА ВОЛКОВА - доцент Российского (Санкт-Петербургского) государствен­ного педагогического университета им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук. Стаж работы в вузе — 30 лет.

Соавтор учебника «Логопедия» (для педвузов) — М., 1989, 1995. В «Хрестоматии по логопедии» явля­ется автором-составителем разделов: «Заикание», «Афазии».

Имеет более 80 печатных работ по разным проблемам логопедии, в том числе: по заиканию, логоритмике, по подготовке кадров логопедов и др.

ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ЛОПАТИНА -

доцент Российского (Санкт-Петербургского) государ­ственного педагогического университета им. А. И. Гер­цена, кандидат педагогических наук, заведующая кафед­рой логопедии (с 1996). Стаж работы в вузе 15 лет.

В «Хрестоматии по логопедии» является автором-составителем разделов: «Дислалии», «Дизартрии».

Имеет более 25 печатных работ, среди них учеб­ные пособия для логопедов. Занимается проблемами стертой дизартрии.

ЮЛИЯ ГЕРМАНОВНА ГАУБИХ - доцент Мос­ковского педагогического государственного универ­ситета. Стаж работы в вузе — 16 лет.

Соавтор вузовского учебного пособия «Практикум по детской логопедии» — М., 1988, 1995. В «Хрестома­тии по логопедии» является автором-составителем раздела «Предпосылки и истоки развития логопедии».

Занимается проблемами общей истории логопедии и проблемами логопедии во вспомогательной школе. Имеет более 20 печатных работ.


Авторский коллектив составителей настоящей «Хрестоматии» уве­рен, что предлагаемое пособие будет представлять учебный, науч­ный и практический интерес для самого широкого круга специали­стов. Авторский коллектив также заранее приносит свою благодарность всем коллегам, кто захочет прислать свои пожелания по дальнейшему переизданию лучших и значимых работ по логопе­дии и смежным дисциплинам.

Л. С. Волкова и В. И. Селиверстов

Раздел 1 ДИСЛАЛИИ







А. Куссмауль

Косноязычие и лепетание

Все недостатки речи, основанные на расстройствах в буквенном звукообразовании, называются косноязычием.

Если эти недостатки достигают такой степени, что речь становит­ся очень неясною или совсем непонятною, то косноязычие называ­ют лепетанием (Lalilatio)...

Косноязычие есть недостаток то врожденный, то приобретенный', часто оно вызывается только функционально, благодаря худому воспи­танию и недостаточному упражнению, что бывает органическим. Орга­ническая причина лежит то в центральной нервной системе, или в двигательных нервах речи, особенно в нервах hypoglosus, то во внешних органах артикуляции: языка, нёбе и т. д...

I. Мы будем сейчас рассматривать дислалию вследствие недоста­точного упражнения и дурного воспитания.

При самом правильном развитии своих органов речи никто не может произносить отдельные звуки и целые классы звуков, если он не выучился этому во время юности...

Некоторые


след. страница

Файлы:
Том 1/Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Т.1 [под ред. Л. С. Волковой, В.doc9317 Kb.doc78 страниц
Том 1/Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Т.1 [под ред. Л. С. Волковой, В.pdf3008 Kb.pdf559 страниц
Том 1/Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Т.1 [под ред. Л. С. Волковой, В.txt1248 Kb.txt
Том 2/Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Т.2 [под ред. Л. С. Волковой, В.doc11024 Kb.doc84 страниц
Том 2/Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Т.2 [под ред. Л. С. Волковой, В.pdf3245 Kb.pdf657 страниц
Том 2/Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Т.2 [под ред. Л. С. Волковой, В.txt1497 Kb.txt



© SD
обратиться к администрации