Филичева, Чиркина програма обучения детей с ффн

А.И.Богомолова,Курицына Тараева,Борисова.и др. - Логопедия. Подборка методической литературы по логопеди и дефектологии. [Обычный текст]
Разместил(а): POMIDOR500
Скачать Филичева, Чиркина програма обучения детей с ффн (737kb.)
Страница 1/5
след. страница

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Т.Б. ФИЛИЧЕВА, Г.В ЧИРКИНА

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

(старшая группа детского сада)

Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов для детей с нарушениями речи



МОСКВА 1993



Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для лого­педов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. М.:МГОПИ,1993.-72с.

Предлагаемая программа предназначается для воспи­тателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содер­жания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, 1993

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ


Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы соче­таемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке зву­ки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом за­ключается овладение системой фонем данного языка.

При правильных условиях воспитания дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологичес­ких особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трехлетняя девочка Вера С. на вопрос: "Как тебя зовут?" — отвечает: "Вея". "Тебя зовут Вея?" "Не Вея, а Вея — я е пьявильно говоить не могу". В это время ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фоне­тическими признаками; он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируют­ся тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения в школьный период.

Однако изучение речевого развития большого количества школьников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточ­но высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недо­статков речи.

Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значи­тельно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

Многочисленные дефекты звукопроизношения варианты:

1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-х или 3-х других звуков, например, мягких: мягкий звук ть произносится вместо звуков с, ч, ш (тябака, мятик, тюба, вместо собака, мячик, шуба).

2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими поэтому меньшую произно­сительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более легкими которые харак­терны для раннего периода речевого развития (например, звук йот употребляется вместо звуков ль, л, р, звук ф — вме­сто звуков с, ш) ;

3) смешение звуков. Это явление характеризуется не­ устойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребенок употребляет звук верно, в других — этот же самый звук заменяет другими, близкими акустически или артикуляционно. Причем неустойчивость произношения усиливается в самостоятельной речи детей, свидетельствуя о том, что подобные отклонения в формиро­вании произношения связаны в значительной степени с недо­статочностью фонематического восприятия. В этих случаях дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозици­онными звуками хотя изолированно эти же звуки произносятся ими правильно (например бапа папа, тадата датата и т.п.). Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком. Испытывают дети затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слого­образующего гласного в односложных словах практически им недоступно. Все это еще раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. В целом комплекс описанных недостатков в сфере произношения и вос­приятия звуков у таких детей дает основание отнести их к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Раннее их выявление, проведение направленного обу­чения в условиях специального детского сада позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью под­готовить их к обучению в школе.


II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ


Логопедическое обследование детей проводится в первые две недели сентября, оно включает в себя: 1) обследование звукопроизношения; 2) обследование фонематического слуха; 3) обследование слоговой структуры слова.



1. Обследование звукопроизношения

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуе­мый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, более эффективно прово­дить обследование с использованием разнообразных игровых приемов.


Примерный лексический материал для обследования звукопроизношения разных групп звуков

звуки к, г, х

Какоку акок ук ком Коля мак окно
Коля пьет кофе. У Кати клюква.
га го гу ха хо ху

Галя гамак губы ах ох ух
нога погода хобот ухо мох

пингвин

У Гоги болит нога. Вот летит муха.

У Гали болит губа. У хаты поет петух.

Дети едят уху.

звуки е, я, ё, ю

ай, ой, уй, эй; яма, мая, юг, йод, юбка, каюта, мой, моя, моё

дай-даю-дает купай-купаю-купает катай-катаю-катает
Мая купает утку. Мая копает яму.

звук ль

лед Люба Лида лебедь

плита, клетка, клюв, пальма, моль, даль

Лена и Лида купили пальму. Лева любит лимоны.

Лиля и Люда катали Олю.

звуки с, сь

сад оса автобус са со су

Сима косить ось ас ос ус

Соня стоит на мосту. ся, сё, сю ась, ось усь

Вася несет сено.


звуки з -зь

за зо зу аза, озо, узу

зубы козы тазы

Зина бузина

У Зои ваза. У Зины земляника. Зина идет в музей.

звук ц

ца цо цу аи оц уц

цапля лицо боец

На сцене поет певица.

У Цыли кольцо.

звук ш

ша шо шу аш ош уш

шапка кошка мышь

Миша и дедушка покупают шахматы и шашки.

Кошка видит мышку.

звук ж

жа, жо жу ажа ожо ужу

жук жаба одежда пиджак

Жук лежит, летать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

звуки р-рь

рарору ар орур

рука парад хор

Рома кормит рыб.

ря ре рю арь орь уръ

репа ряды берег берет

море порядок лекарь

ребята сидят в третьем ряду.

моряки подняли якорь.

звук л

ла ло лу ал ол у л

лапа палатка гол

Алла мыла куклу Клаву.

звук ч

ча чо чу ач оч уч

чайник дочка ночь

Леночка наливает в чайник водичку.

Ученики учат уроки.

звук щ

ща що щу ащ ощ ущ

щука овощи плющ

Щенок лезът в щель. В ящике клещи и щетка.

В реке щуки и лещи.

Нередки случаи, когда ребенок изолированно или в простых по структуре словах произносит заданный звук пра­вильно, а в более сложных случаях, когда одновременно встре­чаются оппозиционные звуки, смешивает их. Поэтому необ­ходимо предложить ему произнести слоги, слова с оппози­ционными звуками.

звуки к, г, х ка га ха

ком том какой-такой

бок-бот тыква-книга

так-как хобот-гудок

звуки ль-йот я-ля ля-я ля-ля ляля-я ай-аль оль-ои мой-моль бой-боль ямка-лямка мой лимон; моя клюква

Юля поливает лилии.

звуки с сь сася сяса сад-сядь оса-оси квас-квась нос-носик

звуки з зь зазя зяза аза азя

зона Зина ваза вези газон газета

завозить

звуки ш-ж шажа аша ажа жо шо ошо ожо

ноша-ножи мыши-вожжи каша-кожа

вишни-вижу

звуки с-ш Саша шаса саш-шас

Саша сушит сушки.

звуки з-ж зажа жаза зожо жозо

жук-зуб ножи-зонты кожа-коза

одежда-звезда

звуки ч-щ-ц-ш съ-ть чаща чаца чаша чатя чася сятяча сятяща сятяца

чашка часовщик ученица учительница

носильщик


Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей

  1. "Волшебный колпачок". На игровом поле находятся "лунки", где нарисованы картинки, в названии которых име­ется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

  2. "Вертолина". Круглый циферблат разделен на неско­лько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

  3. "Веселый рыболов". В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки "вылавливает" картинки и называет их.

  1. "Кто самый внимательный". На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

  2. "Волшебная ромашка". На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, "открывая" лепестки, называет соответствующие картинки.

  3. "Загадочный сундучок". В красиво оформленном сун­дучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуе­мый звук. Ребенок наощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. "Украсим нашу елку". На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра "Наоборот". Логопед бросает ребенку мяч, назы­вает прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

9. "Найди свою пару". На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предме­тов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. "Собери осенний букет". В группе "растет дерево", на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как толь­ко музыка прекращается, логопед произносит: "Листья падают, летят, наступает листопад". Дети быстро берут листья и под­ходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.


2. Обследование фонематического слуха

Наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий.

1. "Слушай и показывай". На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но раз­ные по значению (нос-нож, усы-уши, удочка-уточка, дочка-точка, змея-земля и т.д.). Логопед медленно и четко произно­сит название картинки, а ребята отыскивают нужную и показы­вают ее логопеду.

2. "Кто самый внимательный?". Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладо­ши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком.

  1. "Слушай и повторяй". Логопед предлагает ребенку пов­торить сочетания из 2-х—3-х слогов, состоящих из правильнопроизносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый пра­вильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов.

  2. "Какие подарки принес Буратино". В волшебном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук.

5. "Путешествие". Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным зву­ком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к "волшебному" домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.


3. Обследование слоговой структуры слова

Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звуконаполняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изо­браженных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фото­графирует детей и т.д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик сково­рода, скатерть, троллейбус и т.п. (рекомендуется предложен­ные картинки называть несколько раз подряд). В речевой карте (образец ее дается ниже) записываются те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.


Речевая карта

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Дата рождения (месяц, год)____________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________

Где находился ребенок до поступления в группу_______________________________

Жалобы родителей_____________________________________________________________

Данные о речевом развитии____________________________________________________

(появление первых слов, предложений) _________________________________________

Уровень общего развития ребенка _______________________________________________

Устойчивость внимания, работоспособность_____________________________________

Состояние общей и мелкой моторики__________________________________________

Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость)_________________________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата____________________________

Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффри­кат) ___________________________________

Различие звуков на слух и в произношении_____________________________________

Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водо­провод) 1___________________________________

Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)__________________

Словообразование_____________________________________________________________

Грамматический строй_________________________________________________________ 1В карте обязательно приводятся образцы детских выска­зываний.


III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ

КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей. Ре­жим дня и сетка специальных занятий в значительной степени отличаются от общепринятых. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное равно­мерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выпол­нять поставленные задачи. Важно при этом правильно распреде­лить обязанности логопеда и воспитателя.

В соответствии с "Положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи" в каждой группе рабо­тают логопед и два воспитателя. Логопед ежедневно с 9 ч до 13 ч проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Согласно сетке занятий воспи­татель планирует занятия по различным видам учебной деятельности, как в первой, так и во второй половине дня. Количество фронтальных логопедических занятий по формированию про­изношения зависит от периода обучения: в I периоде — 2 занятия, во II — 3, в III - 4 занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся с 9 ч до 9 ч 20 мин, а воспитательные занятия - с 9 ч 30 мин до 9 ч 50 мин. С 10 ч до 12 ч 30 мин дети находятся на прогулке. Индивидуальная и подгрупповая работа, оформление документации, планирование заданий воспитателю по коррекции речи осуществляются логопедом с 9 ч 30 мин до 13 ч. После сна воспитатель 20-30 мин зани­мается с детьми по формированию речи, после полдника или перед ужином в отдельные дни он проводит занятия по одному из видов учебной деятельности (см. сетку занятий).



след. страница

Файлы:
0 Список литературы.doc21 Kb.doc1 страниц
Авт звуков 4 альб Коноваленко.doc8816 Kb.doc50 страниц
Агранович 3.doc703 Kb.doc30 страниц
Богомолова А.И.Нарушение произношения у детей.doc4204 Kb.doc23 страниц
Борисова. Играя,звуки исправляем .doc138 Kb.doc7 страниц
Герасимова Тесты на готовность к школе.doc3188 Kb.doc
Ефименкова Артикул.гимнастика.doc2026 Kb.doc40 страниц
Иншакова Альбом логопеда.doc22342 Kb.doc1 страниц
Каше Г.А. Подготовка к школе.doc1462 Kb.doc136 страниц
Каше, Филичева прогр обуч в подгот группе детей с ффн.doc1137 Kb.doc8 страниц
Коноваленко Фр логопедические занятия.doc258 Kb.doc16 страниц
Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.doc667 Kb.doc38 страниц
Лурия А. Р. Язык и сознание.doc1521 Kb.doc19 страниц
Ткаченко. В первый класс-без дефектов.doc792 Kb.doc54 страниц
Филичева Соболева Развитие речи дошкольника.doc357 Kb.doc7 страниц
Филичева Шаховская Соболева Малышу три года.doc2353 Kb.doc6 страниц
Филичева, Чиркина програма обучения детей с ффн.doc720 Kb.doc5 страниц
Фомичева М.Ф. Восп произношения.doc1502 Kb.doc33 страниц
Шорыгина Т.Какие месяцы в году.doc976 Kb.doc6 страниц
Яцель О. Предлоги.doc312 Kb.doc25 страниц
клеточки.doc12377 Kb.doc1 страниц
расширение словарного запаса учащихся.doc353 Kb.doc3 страниц



© SD
обратиться к администрации