Доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления мвд россии



Скачать 184.09 Kb.
страница1/3
Дата18.04.2018
Размер184.09 Kb.
  1   2   3

Тонконогов А.В., кандидат философских наук,

доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел

Академии управления МВД России

Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества



I. Духовная жизнь современного российского общества

Человек – это необъятная, непознанная Вселенная, огромный противоречивый идеально-материальный мир. Человек соединяет в себе все таинства Бытия и является существом духовным. Человек без духа – это всего лишь разумное животное, существующее в рациональной системе ценностей, позволяющей определить, полезность чего бы то ни было с точки зрения пригодности для потребления. Разум, видимо, является не единственной мыслящей субстанцией в Человеке. Вероятно, дух – есть субстанция подобная разуму, выполняющая аналогичную функцию по отношению к душе, как разум к мозгу, а мозг и душа к телесной сущности человека, соединяясь в которой, разум и дух образуют в известном нам по ощущениям мире ещё одну особую субстанцию – сознание, являющееся одновременно и основой и ярким проявлением духовности в существующей реальности.

Академик Н. П. Бехтерева, более пятидесяти лет занимавщаяся изучением мозга человека, сделала достаточно смелое и как представляется в достаточной степени верное предположение: «Мозг – это что-то вроде сенсорных входов «души», не имеющей способности к влиянию в нашем пространстве»1. Через мозг человек, видимо, имеет возможность взаимодействовать с духом, допуская его в своё естество. Можно предположить, что, соединяясь именно в мозге, разум и дух образовывают новую особую субстанцию - сознание, которое, являясь высшей формой психического отражения Бытия в реальных и воображаемых образах, не есть абсолютно неделимая субстанция. Вероятнее всего, сознание соединяет в себе, по крайней мере, две субстанции: субстанцию духа и субстанцию разума. В. Франкл прямо указывает, что: «Человек – это больше, чем психика. Человек – это дух»2. Разум (по мнению К.Г. Юнга) – это «всего лишь одна из возможных духовных функций»3. Таким образом, логичен вывод: духовность представляет собой соединение иррационального (духа) и рационального (разума).

Духовность4 – категория универсальная, относящаяся в полной мере, как к религиозной (иррационально-идеальной) составляющей жизни отдельной личности и общества в целом, так и ко всему светскому (прагматично-материальному). В социальной жизни духовность раскрывает глубинные интеллектуально-нравственные черты человеческой личности, её социентальной жизни, которые выделяют человека из мира других живых существ. Л.П. Буева определяет духовность как «интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде»5.

Феномен духовности неразрывно связан с феноменом ментальности. Под ментальностью некоторыми исследователями справедливо «понимается комплекс (система) устойчивых матриц, стереотипов, ценностных ориентаций, автоматизмов, архетипов, лежащих в основе коллективных представлений о мире, о месте человека в этом мире, и проявляющихся в неосознанных (или полуосознанных) культурных образцах и картинах мира, в поведенческих реакциях»6. Ментальность – это генетическая духовность, то есть - то, что передаётся неосознанно от поколения к поколению на уровне психофизиологии и определяется такими понятиями, как «родная земля», «кровь рода», «дух нации» и т.д. Ментальность является отражением национально-культурных особенностей отдельной личности, социальных групп и народов. Особенностей, которые не приобретаются вследствие совместной продуманной системной общественной деятельности, определённой регламентированной духовной практики, но незримо наследуются от поколения к поколению. Ментальность – это область подсознания, субстанция, характеризующаяся неосознанными (или полуосознанными), определяемыми историческим базисом действиями человека, отдельных социальных групп и общества в целом, имеющих свои естественные социокультурные, духовные особенности. Ментальность может быть сохранена на протяжении длительного исторического периода и утеряна в кратчайшие сроки в результате духовного вырождения двух, трёх поколений.

Ментальность оказывает прямое, а иногда и определяющее влияние на духовность. Духовность предопределяет идеологическую направленность развития социума. Идеология позволяет либо объединить нацию, либо дезорганизовать, дезориентировать и, в итоге, уничтожить духовно, как реальную геополитическую силу. Существующая в мире система глобальных средств массовой информации применяет технологии прямого (реклама, предвыборная агитация) и латентного (психолингвистические, гипнотические методы) воздействия на общественное сознание, позволяющие разрушать ментальность наций, влияя на их подсознание.

Духовное развитие конкретной личности и всего общества не может не зависеть от тех этических, эстетических, интеллектуальных основ, которые были сформированы ранее, в иные исторические периоды и генетически стали частью национальных характеров, этнических архетипов, социокультурных черт народов. Составляющие духовной жизни социума могут видоизменяться (в частности, система национальных духовных ценностей), но их «тени» неизбежно лягут на будущие поколения, часто предопределяя решения и поступки, ими принимаемые и совершаемые. Сохранение национальной ментальности и конструктивной духовности - одна из основных задач, решение которой должно быть возложено на субъекты обеспечения национальной безопасности. Фактор национальной ментальности является непременным условием существования России, как суверенного государства, активно влияющего на процессы, происходящие в современном глобализирующемся мире.

Духовная жизнь общества – это область взаимопроникновения и развития различных форм и уровней общественного сознания, образующих в процессе социального развития феномен духовной культуры, обеспечивающий хранение, передачу и использование накопленного человечеством интеллектуального, нравственного и эстетического опыта. Духовная жизнь общества – это область творческой (в основном нематериальной) деятельности, хотя бесспорным является и тот факт, что элементы творчества присутствуют при осуществлении любого вида деятельности. Основная задача общества и государства - сохранить духовную самостоятельность личности через творчество.

Духовная жизнь каждой отдельной личности – это её внутренний интеллектуально-нравственный, эстетический выбор, реализуемый посредством индивидуальной деятельности в сфере создания идеальных и материальных благ в различных областях общественных отношений, влияющий на все социальные процессы. В виду того, что направленность деятельности отдельной личности может быть асоциальной, общество, прибегая к потенциалу различных государственных и социальных институтов, имеет право и обязано ограничивать реализацию деструктивных духовных устремлений личности в целях обеспечения безопасности всего социума и государства. Очень важно осознавать и помнить, что духовная жизнь общества - есть совокупность духовной жизни его граждан. Таким образом, рассматривая в качестве объекта обеспечения национальной безопасности духовную сферу общества, следует рассматривать данную проблему, как обеспечение безопасности духовной жизни каждой отдельной личности.

Духовная жизнь общества представляет собой не только взаимодействие последователей различных конфессий между собой при абсолютной доминанте в обществе религиозного сознания. Духовная жизнь является воплощением совместной интеллектуально-нравственной деятельности людей с преобладанием у отдельных личностей и социальных групп разных форм сознания. При этом некоторые исследователи рассматривают духовность вообще безотносительно к религии7. Однако ни у теологов, ни у светских исследователей не возникает сомнений в том, что духовность направляет человека на поиск смысла жизни и оценки событий с позиций нравственности. Нравственность же является критерием духовной культуры личности, определяющим границы свободы самореализации человека, и, по сути, сам образ человеческий в каждом человекообразном существе8. Нравственность неотделима от таких понятий, как - любовь, долг, честь, совесть (они являются её постоянными неотделимыми составляющими).

В современных условиях очень важно понимать: является ли нравственная деградация общества прямым следствием отступления от религии, всегда ли духовность – это религиозность, а бездуховность – атеизм; является ли религия панацеей от духовных болезней человечества; каждого ли религиозного человека можно считать духовным, и можно ли считать духовным человека с ограниченными умственными способностями, или наоборот человека с высоким уровнем интеллекта, но отрицающего какую-либо мораль?

Отвечая на эти вопросы, представляется возможным утверждать, что отношение к той или иной светской идеологии или религиозному учению лишь в незначительной степени может характеризовать духовное состояние личности (за исключением случаев пропаганды человеконенавистнических идеологем). Это связано, главным образом, со следующим обстоятельством: не так уж важно официально принадлежать к определенной социальной или конфессиональной группе, пропагандируя, в том числе, общепризнанные человеческие ценности, декларируя приверженность высоким идеалам. Важно то, как человек живёт, что он конкретно делает, как использует свои интеллектуальные, нравственные, эстетические потенциалы: развивается ли, осуществляя творческую деятельность на благо себе и окружающим, или занят исключительно удовлетворением своих насущных потребностей без учёта интересов или даже в ущерб социуму и окружающему миру в целом.

Духовность определяет сущность индивидуального и общественного бытия, а также реального и воображаемого мира, который также может быть воплощен в реальных образах. Понимание духовности как феномена присущего только лишь религиозной сфере представляется абсолютно неверным. Духовность и духовное есть соединение религиозного и светского, догматического конфессионального и неортодоксального научного. Только во взаимодействии и равноправном взаимовлиянии этих составляющих можно достичь духовного совершенства – торжества созидающего разума и духа: нравственного и смыслополагающего.

В современной России происходит лихорадочное посторонние новой системы ценностей: «формирование отвечающих вызовам времени ценностных и нравственных ориентиров … (с начала 90-х г.г.) государство уделяло недостаточное внимание вопросам нравственности, духовной жизни и общегосударственной, общенациональной идейности, и в результате получило глубочайший системный кризис»9. Духовный кризис.

Российское общество в значительной степени всё ещё подвержено процессам поляризации и дифференциации в контексте контроля и распределения природных ресурсов и создаваемых материальных благ, что в итоге уже в какой-то степени привело к духовной разобщённости нашего общества, создало угрозу его духовности.


II. Понятие и сущность духовной безопасности общества

В современном стремительно развивающемся технологически мире, характеризующимся глобализацией в области социальных, экономических, политических процессов человеческой деятельности появляются новые риски и угрозы, обусловленные политикой двойных стандартов США и их союзников, криминализацией политических отношений. В связи с этим важное значение приобретает духовная безопасность общества, которую нельзя обеспечить без развития творческого потенциала народа, сохранения культурного и исторического наследия, развития науки, воспитании эстетической личности с идеалами красоты, создании системы духовных ценностей, основанных на традициях народов России.

Любое общество, ориентированое на прогрессивную эволюцию, тем более общество, отказавшееся от прежней системы ценностей (идеологии), нуждается в формировании новых мировоззренческих установок (духовных, мировоззренческих императивов), создании духовных ценностей, базисных идеологем, взглядов, определяющих направление, принципы и саму цель существования социума (нации). Формирование качественно новых мировоззренческих императивов, их утверждение в национальном самосознании является необходимым условием существования и развития современного российского общества, а также обеспечения национальной (в том числе духовной) безопасности.

Обеспечение национальной безопасности во всех сферах человеческой жизнедеятельности, сохранение территориальной и духовной целостности страны, национальных материальных и духовных ценностей является одной из основных задач, которые стоят перед государством. По мнению В.Л. Манилова10 национальная безопасность – это многоуровневая система, элементами которой являются ценности, опасности, угрозы и собственно система обеспечения национальной безопасности.

Безопасность любого субъекта можно определить как «защищённость его ценностей от получения значимого ущерба» 11. При этом моральная составляющая ущерба крайне важна, но с трудом поддаётся какому-то измерению. Поэтому разные субъекты по-разному могут оценивать причинённый им теоретически равный ущерб. В связи с этим под обеспечением безопасности человека представляется логичным понимать состояние, при котором «человеческий дух не подавляют»12.

Безопасность человека – это не только защита его физической целостности и физиологического здоровья, но и, в равной степени, защита духовного здоровья - его души и сознания. Поэтому защита духовных ценностей, их сохранение и приумножение является одной из основных задач, которые стоят перед субъектами обеспечения духовной безопасности, образующими в совокупности с другими субъектами обеспечения военной, экономической, социально-политической и экологической безопасности целостную систему обеспечения национальной безопасности.

Следует подчеркнуть, что национальные и личные ценности тесно взаимосвязаны. Вне понимания общих угроз личным и национальным интересам, учёта этого фактора при формировании системы обеспечения национальной безопасности не может быть в полной мере эффективно обеспечена безопасность отдельных граждан, социальных групп во всех сферах общественной жизни, а также государственная безопасность и, следовательно, национальная безопасность в целом.



Духовность является существенным, а возможно и основополагающим фактором в сфере обеспечения национальной безопасности. И поскольку «духовные стремления, нормы нравственности и формируют систему ценностей как внутреннюю основу культуры и всех форм общественного сознания»13, то в случае, когда мы говорим о духовной безопасности как составляющей части системы национальной безопасности в целом, мы ведём речь о безопасности общественного сознания. Таким образом, вполне обоснованно включить в систему национальной безопасности (как отдельный её вид) – духовную безопасность, которая будет характеризоваться состоянием защиты национальных ценностей от физических, биологических и психологических внешних и внутренних угроз в информационной, научной, культурной, идеологической и религиозной сферах общественной жизни. Духовная безопасность – это один из видов национальной безопасности, представляющий собой систему обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества, которая включает в себя обеспечение культурной, идеологической, информационно-психологической, научной и религиозной безопасности как её подвидов и характеризуется соблюдением интересов личности, общества и государства, состоянием защищённости от внутренних и внешних угроз традиционных духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) ценностей (главным образом, индивидуального, группового и массового сознания).

Составляющими духовной безопасности являются – национальное самосознание, общепринятые традиции устройства общественной жизни, морально-психологическое единство нации, выражающееся в деятельной поддержке внутренней и внешней политики своего государства. В этой связи, можно выделить основную проблему обеспечения духовной безопасности российского общества, представляющую угрозу основам духовной жизни в современной России – это культивирование ложных (чуждых менталитету российской нации) ценностей, определение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом.

Обеспечение национальной безопасности духовной сферы14 в современной России невозможно без организации эффективной деятельности и взаимодействия соответствующих государственных органов с институтами гражданского общества, которые должны быть организационно объединены в национальную систему защиты духовной сферы современного российского общества.



Объектами обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества являются отдельные граждане, институты гражданского общества и государства, осуществляющие свою деятельность в культурной, религиозной, информационной, научной и образовательной сферах общественной жизни.

Важность создания системы, целенаправленно ориентированной на обеспечение безопасности духовной сферы определяется тем, что духовные основы являются базисом социальной жизни, как отдельной личности, так и всего общества в целом. Разрушение единого духовного пространства посредством уничтожения ментальных особенностей нации неизбежно ведёт, как уже подчёркивалось, к социальному коллапсу и как следствие территориальному раздроблению страны. Предотвращение эскалации деструктивных тенденций в духовной жизни современного российского общества возможно только при условии целенаправленного постоянного, комплексного воздействия на все основные элементы духовной жизни.

Создание в России системы духовной безопасности позволит эффективно реализовывать государственную политику в данной сфере общественных отношений, адекватно и своевременно отвечать на вызовы и угрозы в данной сфере, защищая российские ценности и соблюдая национальные интересы.
III. Проблемы и перспективы обеспечения духовной безопасности


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница