Добродей В. В. к э. н., доцент, зав сектором Института экономики Уро ран



Скачать 298.1 Kb.
страница1/3
Дата28.07.2018
Размер298.1 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3

Добродей В.В.

к.э.н., доцент, зав. сектором Института экономики УрО РАН



Попов В.Ю.

зав. отделом Института энергосбережения Свердловской области1


ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Статья отражает опыт практического использования топливно-энергетического баланса (ТЭБ) Свердловской области как аналитического инструмента для регулирования целевых показателей региональных программ повышения энергоэффективности и энергосбережения, для интегральной оценки эффективности соответствующих инновационных мероприятий и проектов.

Промышленное развитие Урала продолжительное время шло без должного учета исчерпаемости собственных источников энергии и перспективных ограничений на привозные виды топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Напряженность ТЭБ Свердловской области уже является существенным фактором, ограничивающим возможности саморазвития территориальной экономики и ее устойчивого функционирования. Ключевая роль энергетики в развитии хозяйственной системы территории предопределяет и необходимость поддержания устойчивого развития самой энергетической системы. Однако в этой сфере решение стратегических задач по-прежнему сдвигается на будущие периоды, что ведет к росту социально-экономических рисков.

Падение объемов производства в отраслях территории, не связанных с "сырьевым" сектором – экспортом черных и цветных металлов, привело к деформации структуры экономики Свердловской области и к "перекосу" в сторону территориального энергетического комплекса (ТЭК), являющегося и основным потребителем топлива. Растут затраты, связанные с деградацией окружающей среды и старением производственных фондов. Потери энергии в системе «производство – транспорт – потребление» для большинства видов ТЭР достигают почти половины производства.

Технологическое и научно-техническое отставание отраслей ТЭК, износ производственного фонда привели к тому, что энергетические отрасли наполовину менее эффективны в сравнении с развитыми странами. Технологическое отставание и отсутствие экономических стимулов в основных отраслях и сферах деятельности не позволяло использовать огромные возможности энергосбережения и создания новых возобновляемых и чистых источников энергии, что особенно актуально для энергокритичной Свердловской области. Исследованиями на уровне страны установлено, что текущий потенциал энергосбережения составляет около трети общего энергопотребления и с ростом экономики будет увеличиваться. Почти 75% потенциала энергосбережения может быть реализовано эффективными проектами, и около половины экономии ТЭР можно получить при удельных капиталовложениях, которые в три раза ниже капитальных издержек на прирост производства ТЭР. Дальнейшее увеличение производства ТЭР без реализации программ энергосбережения приведет к неоправданному расходованию финансовых ресурсов, затормозит работы по модернизации оборудования, усилит технологическое отставание страны и приведет к резкому ухудшению экологической ситуации на территориях1.

Анализ территориальных проблем энергосбережения рассматривался в качестве одной из важнейших целей исследований 2010 – 2011 гг., выполненных с участием сотрудников Института экономики УрО РАН и специалистов Института энергосбережения Свердловской области.

В конкретных аналитических и прогнозных расчетах на период до 2013 года и далее до 2020 года учитывалась задача снижения к 2020 году энергоемкости ВВП Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом, поставленная Президентом Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации № 889 от 04.06.2008 г.).

За период 2001– 2010 гг. сделано многое для укрепления инновационного сотрудничества в энергетическом секторе между Россией и странами-членами Европейского союза. В частности, создано российско-германское энергетическое агентство (RUDEA), призванное способствовать использованию потенциала энергосбережения в России. RUDEA активно участвует в реализации ряда энергетических проектов, нацеленных на рост энергоэффективности экономики РФ. В проекте RUDEA "Разработка региональных стратегий по повышению энергоэффективности", в рамках которого ведутся работы по определению потенциала энергосбережения и энергоэффективности в российских регионах, принимали непосредственное участие сотрудники ИнЭС СО и ИЭ УрО РАН. На основе прогнозных показателей социально-экономического развития Свердловской области в исследованиях была получена оценка потребности регионального рынка товаров и услуг в топливно-энергетических ресурсах и спрогнозированы возможности и источники удовлетворения этой потребности, рассчитано перспективное удельное потребление топлива и энергии в экономике и социально-бытовой сфере Свердловской области. При формировании сценарных показателей энергопотребления осуществлялась дифференцированная оценка реализуемого потенциала энергосбережения в отдельных видах деятельности, отраслях и в производстве важнейших видов продукции с учетом показателей энергосберегающих программ, проектов и мероприятий. Результаты исследований используются органами государственной власти и местного самоуправления Свердловской области при мониторинге, индикативном планировании и прогнозировании территориального социально-экономического развития.

С позиций обеспечения энергетической безопасности и устойчивого энергообеспечения экономики региона необходим текущий и перспективный прогноз следующих социально-экономических характеристик:

– возможностей ТЭК по удовлетворению экономически обоснованного спроса достаточным количеством энергоносителей соответствующего качества;

– способности потребительского сектора экономики рационально использовать энергоресурсы, предотвращая расточительные затраты общества на свое энергообеспечение;

– устойчивости энергетического сектора к внешним экономическим воздействиям, а также его возможностей минимизировать ущерб, вызванный воздействием этих факторов (неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть, неплатежами, инвестиционным спадом).

Правительством и Президентом РФ принят ряд известных постановлений и указов в целях улучшения деятельности исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики. Важнейшие целевые показатели энергоэффективности уже учитываются при общей оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Регламентируемый состав показателей для целевых программ региона можно разделить на группы, отражающие отдельные направления и характеристики деятельности по повышению энергоэффективности территориальной экономики.



  1. Энергоемкость ВРП.

  2. Динамика внедрения приборов учета расхода электроэнергии, теплоэнергии, воды, природного газа.

  3. Использование возобновляемых источников энергии и вторичных энергоресурсов.

  4. Роль внебюджетных источников в финансировании в решении проблем энергоэффективности и энергосбережения).

  5. Экономия электроэнергии, теплоэнергии, природного газа и воды, в т.ч. в стоимостном выражении.

Для бюджетного сектора предусмотрена детализация рассмотренных выше показателей 1 – 5 групп (на 1 кв. м площади или в расчете на 1 чел.) и введены показатели, отражающие территориальную динамику использования ТЭР и проблемного использования бюджетных средств. Аналогичный подход предусмотрен в блоке показателей для жилищного фонда. Следует отметить прогрессивный характер, полноту и выраженную целевую ориентацию показателей для этих секторов, что позволяет комплексно оценить эффективность энергопотребления. Отслеживание динамики тарифов, субсидий населению для оплаты коммунальных услуг, расходов бюджета на реализацию энергосервисных договоров и на приобретение топлива позволяют оценить эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления в решении энергетических проблем бюджетного сектора и жилищного комплекса.

Ядром инструментальной базы для анализа возможностей обеспечения экономики и населения территории энергоресурсами и оценки инновационных аспектов энергосбережения традиционно являлись текущие и перспективные ТЭБ, информационная значимость которых в условиях динамичных рыночных отношений подтверждена современной российской и зарубежной практикой. Построение прогнозных ТЭБ позволяет сформировать достаточно прозрачные сценарии взаимосогласованного развития отраслей экономики и энергетики, своевременно формировать энергетическую базу в соответствии с потребностями экономики, повысить надежность и устойчивость систем энергоснабжения.

В методике расчета целевых показателей энергоэффективности, разработанной Министерством регионального развития, топливно-энергетические балансы, составленные по данным статистической отчетности, рассматриваются в качестве интегрирующего и обобщающего инструмента анализа энергоэффективности . При этом рекомендуется разработка перспективных ТЭБ, что обеспечивает анализ и других важнейших проблем и задач среднесрочного и долгосрочного развития ТЭК:

– взаимного согласования направлений и масштабов развития отраслей энергетики региона и ТЭК страны;

– согласования макроэкономических прогнозов и оценки динамики спроса на ТЭР;

– оценки потенциала производства и энергосбережения всех видов возобновляемых и не возобновляемых ТЭР;

– прогноза необходимости и учета возможностей ввоза ТЭР в регион;

– оценки актуальности вовлечения в ТЭБ новых энергоресурсов и осуществления инновационных преобразований в энергетической сфере и в энергосбережении;

– оценки перспектив использования побочных и вторичных видов ТЭР;

– оценки социально-экономической актуальности и приоритета конкретных энергосберегающих программ и мероприятий;

– экономических предпосылок и прогноза структурных тенденций в производстве и потреблении энергоносителей, отражающих фактическую конкурентоспособность новых и возобновляемых энергоресурсов с учетом технологий энергопотребления;

– динамики экологической нагрузки на окружающую среду, обусловленную использованием ТЭР и инновационного потенциала в этой сфере.

Таким образом, ТЭБ региона является инструментом перспективного согласования прогнозных параметров развития ТЭК и социально-экономического развития региона, согласования региональной социально-экономической политики и стратегий развития отраслей ТЭК в области энергопотребления, энергосбережения и энергоэффективности на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При этом учитываются основные количественные параметры развития энергетики, структуры производства и потребления энергоресурсов. Интегрирующая функция ТЭБ в системе прогнозирования регионального развития обеспечивает непротиворечивость систем энергетических и социально-экономических прогнозов.

Текущие и перспективные топливно-энергетические балансы позволяют оценить основные интегральные показатели, отражающие достигнутые и прогнозные результаты в области энергосбережения и повышения энергоэффективности территориальной экономики, предусмотренные методикой Министерства регионального развития РФ для региональных программ. Методология применения ТЭБ предполагает определенные процедуры согласования основных документов регионального развития:



  1. Прогноз социально-экономического развития региона;

  2. Стратегия и программа социально-экономического развития региона;

  3. Прогнозный ТЭБ региона;

  4. Стратегия и программа развития регионального ТЭК;

  5. Региональные предложения в Стратегию социально-экономического развития страны.

Для регионального прогноза в существенной степени характерен целевой характер – его показатели должны быть увязаны с параметрами стратегии социально-экономического развития страны. Следовательно, модели ТЭБ регионального уровня имеют, хотя и нестрогий, нормативный формат, и с увеличением периода прогноза его целевой характер усиливается, так как текущие условия меньше влияют на отдаленное будущее. В общих аспектах применяемые в разработке ТЭБ Свердловской области методологические и методические принципы отвечают общепризнанным рекомендациям ИНЭИ РАН1 и Минпромэнерго РФ2. Учитывалась также доступность и полнота региональной статистической базы, эмпирический и научно-теоретический фон по соответствующей проблематике.

Нормативный характер модели «ТЭБ-Прогноз», использованной в расчетах, совмещается с наличием определенной свободы как при выборе динамики объемов производства продукции (работ, услуг), так и динамики соответствующего спроса на ТЭР, включая возможные структурные изменения в энергопотреблении, связанные с реализацией энергосберегающих программ. Индикативный прогноз определяет динамику показателей энергосбережения и энергоэффективности с учетом сценарных индикаторов стратегии социально-экономического развития региона и снижения энергоемкости ВРП к 2020 г. на 40% относительно уровня 2007 года3. Прогноз не предполагает однозначного варианта динамики снижения энергоемкости ВРП, и в конкретных расчетах предусматривались два сценарных варианта, отличающихся продолжительностью выхода из кризиса важнейших отраслей хозяйственного комплекса региона, динамикой развития деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности.

В связи с кризисными процессами в экономике Свердловской области наибольшую значимость для прогнозных расчетов имели материалы, относящиеся к периоду 2007 – 2010 гг. Фактические данные предыдущих периодов использовались, главным образом, для оценки потенциального спроса на ТЭР и соответствующих объемов энергосбережения в зависимости от загрузки производственных мощностей в ведущих отраслях и видах деятельности по мере выхода из кризиса. При использовании ретроспективной информации осуществлялась корректировка, учитывающая реалии кризисных явлений и данные об изменениях в динамике реализации проектов развития ТЭК.

В информационном аспекте определенные затруднения возникают по поводу учета в перспективном периоде предусмотренного Концепцией 2020 расширения сферы законодательства о техническом регулировании требований к энергоэффективности, в том числе прямого запрета на применение энергорасточительных технологий, и установление для организаций бюджетного сектора нормативных показателей снижения удельного энергопотребления. Существенное значение для снятия энергетических ограничений роста экономики имеют также меры экономического стимулирования энергосберегающих проектов1, результаты которых могут оцениваться только экспертно. Аналогичные затруднения имеют место при согласовании предусмотренного Концепцией снижения темпов роста потребления электроэнергии (с 3,8 – 4% в период 2007 – 2015 гг. до 3,6 – 3,7% в периоде 2016 – 2020 гг.) с темпами снижения энергоемкости ВРП.

Для вариантного учета стохастичности условий развития региональной экономики и ТЭК и определения надежного сценарного интервала как наиболее функциональная в индикативном прогнозе применялась адаптивная технология расчетов. Количественные расчеты ориентировались на принципиальную схему, показанную на рис. 1. Принятые прогнозные сценарии, удовлетворяющие экзогенным целевым индикаторам энергоэффективности, определяют интервал траекторий, в котором обеспечивается достижимость целевых уровней показателей энергопотребления. Процесс индикативного прогноза алгоритмически сводится к некоторой целенаправленной последовательности задач по определению темпов производства продукции и темпов энергоемкости, исходя из заданных границ социально-экономических индикаторов и целевых параметров энергосбережения и энергоэффективности. Предполагалось, что в случае принципиальной невозможности получения непротиворечивых решений следует переходить к построению вариантов ТЭБ, соответствующих менее жестким целевым ограничениям, что соответствует принципам ситуационного анализа. Показатели энергоемкости продукции для базового года прогнозного периода и их инерционная динамика уточнялись с применением различных методов верификации отчетных статистических данных и эконометрических процедур.
Рис. 1. Общая концептуальная схема индикативного прогноза показателей энергоемкости и энергоэффективности региональной экономики.

Анализ напряженности текущего ТЭБ также имеет значимость для обоснования актуальности программ энергосбережения, и в данном исследовании для этого было проведено сопоставление показателей ТЭБ Свердловской области за период 2007 – 2009 годы. В прогнозе были рассмотрены два сценария социально-экономического развития:

- первый – консервативный, предполагает некоторое замедление темпов роста объемов промышленного производства на уровне 3,0 3,1 %, низкую инвестиционную активность, медленное восстановление кредитной активности;

- второй – умеренно-оптимистичный, предполагает сохранение достигнутого в 2010 году темпа производства товаров и услуг в базовых отраслях экономики на уровне 5,9 6,2 %, активизацию инвестиционной и промышленной деятельности, расширение внутреннего спроса.

Валовой региональный продукт Свердловской области в 2009 году, по оценке, составил 725,2 млрд. руб. в ценах 2007 года. В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Свердловской области на 2011 2013 годы, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 9 августа 2010 № 1174-ПП, в 2010 году ВРП в сопоставимых ценах составит 103,8% 105,6% к предыдущему году и 91,7% 93,3 % от уровня 2007 года. Темпы роста валового регионального продукта к предыдущему году в сопоставимых ценах в 2011 году прогнозируются на уровне 103,0 105,3 процента, в 2012 году 104,6 107,8 процента, в 2013 году 104,9 108,4.

В последующие годы динамика объемов потребления топлива и энергии в значительной мере будет связана с реакцией органов государственного управления, экономических агентов и населения на Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Энергоемкость ВРП Свердловской области в 2007 и 2009 годах составляла 42,36 и 43,69 кг у.т./тыс. руб. в сопоставимых ценах. В 2010 году по второму варианту прогноза (умеренно оптимистическому) энергоемкость ВРП региона ожидается на уровне 43,92 кг у.т./тыс. руб., что выше уровня энергоемкости в 2009 году на 0,5 % и выше уровня 2007 года на 3,7 % в сопоставимых ценах. В период с 2011 по 2013 годы по второму сценарию прогнозируются среднегодовые темпы снижения энергоемкости 4,1 – 5,7% в год. Энергоемкость ВРП к 2013 году прогнозируется на уровне 37,5 – 40,5 кг у.т./тыс. руб., что составит 88,5 – 95,6% от уровня 2007 года. Электроемкость ВРП Свердловской области в 2007 и 2009 годах составляла 50,51 и 53,48 кВт.ч/тыс. руб. соответственно, а в 2010 году по второму варианту оценивается на уровне 51,9 кВт.ч/тыс. руб. в сопоставимых ценах. К 2013 году электроемкость ВРП прогнозируется на уровне 46,3 – 48,7 кВт.ч/тыс. руб., что составит 91,6 – 96,3% от уровня 2007 года. Теплоемкость ВРП Свердловской области в 2007 и 2009 годах составляла 0,074 и 0,079 Гкал./тыс.руб., а в 2010 году оценивается на уровне 0,078 Гкал./тыс.руб., и в дальнейшем прогнозируется сокращение теплоемкости на уровне 2 – 4 % в год. К 2013 году теплоемкость ВРП может составить 0,070 – 0,073 Гкал./тыс.руб., или 94 – 98% от уровня 2007 года.

Потребление топлива, включая продукты переработки топлива, в Свердловской области в 2009 году составило 38,4 млн. т у.т., в 2010 году ожидается на уровне 40,4 – 40,9 млн. т у.т., к 2013 году прогнозируется на уровне 41,9 – 43,1 млн. т у.т.



Таблица 1. ВРП Свердловской области с 2007 по 2010 годы и прогноз на 2011 2013 годы

Единица измерения

2007г. отч.

2008г. отч.

2009г. отч.

2010г. оценка

2011г. (прогноз)

2012г. (прогноз)

2013г. (прогноз)

1 сц.

2 сц.

1 сц.

2 сц.

1 сц.

2 сц.

1 сц.

2 сц.

млрд. руб., в текущих ценах

821

944

835

973

984

1083

1104

1212

1261

1352

1435

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

109,2

102,5

86,2

103,8

105,6

103,0

105,3

104,6

107,8

104,9

108,4

в % к 2007 году в сопоставимых ценах

100,0

102,5

88,4

91,7

93,3

94,5

98,2

98,8

105,9

103,7

114,8

млрд. руб., в ценах 2007 года

821

841

725

753

766

775

806

811

869

851

942

Производство электроэнергии в 2007, 2008 и 2009 годах составляло 47,1, 52,6 и 49,4 млрд. кВт.ч соответственно, по оценкам в 2010 составит на уровне 52,4 – 53,1 млрд. кВт.ч. Генерация электроэнергии в первом сценарии в течение 2011 – 2012 годов оценивается на уровне 53,1 – 53,4 млрд. кВт.ч, во втором сценарии – на уровне 53,6 – 53,7 млрд. кВт.ч, а к 2013 прогнозируется на уровне 53,8 – 54,2 млрд. кВт.ч. Потребление электрической энергии в Свердловской области в 2007, 2008 и 2009 годах составило 47,8, 47,7 и 44,7 млрд. кВт.ч соответственно, в 2010 году ожидается на уровне 45,8 млрд. кВт.ч, а к 2013 году прогнозируется на уровне 47,7 – 50,2 млрд. кВт.ч.

Потребление тепловой энергии в Свердловской области в 2007, 2008 и 2009 годах составило 69,9, 66,3 и 66,1 млн. Гкал соответственно, в 2010 году ожидается на уровне 68,0 – 68,7 млн. Гкал, а к 2013 году потребление прогнозируется на уровне 71,2 – 75,5 млн. Гкал.

Существенные сдвиги в снижении энергопотребления и сокращении бюджетных расходов на оплату коммунальных услуг должны произойти в бюджетной сфере, в частности, снижение потребления энергии бюджетными организациями должно составить четвертую часть от объемов потребления в 2007 – 2008 гг. Это позволит сократить уровень затрат бюджетными учреждениями на оплату коммунальных услуг к 2020 году в 1,5 раза.

Целевыми показателями энергосбережения и повышения энергетической эффективности в реальном секторе экономики являются параметры удельного расхода энергоносителей на производство основных видов продукции, работ, услуг. Наибольший потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности имеет место в сфере производства, транспортировки, распределения топлива, электрической и тепловой энергии (по оценке около 22% от суммарного объема потребления), и в металлургическом производстве (по оценке около 21% от суммарного объема потребления). Именно на эти сектора экономики Свердловской области приходится наибольшее число целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности (7 и 14, соответственно).

Весьма высокие темпы снижения расходов электроэнергии и топлива предусмотрены в производстве продукции, работ, услуг агропромышленного сектора, промышленности стройматериалов и транспорта. Предварительные оценки показывают, что достижение необходимого уровня целевых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики Свердловской области позволит сэкономить за период 2010 – 2020 годов топлива и энергии на уровне 188 млн. т у.т.



Методика количественного расчета показателей энергоемкости и энергосбережения на заданные год прогнозного периода для отдельных видов продукции (работ, услуг, видов деятельности) включала следующие основные этапы.

  1. Расчет базовых (текущих) показателей энергоемкости по теплу, топливу и электроэнергии (топливо как агрегат и детализированное для учета технологических условий его использования).

  2. Определение темпов изменения энергоемкости в соответствии с принятым сценарием и целевыми индикаторами региональной программы энергосбережения.

  3. Определение темпов изменения удельных сетевых потерь теплоэнергии и электроэнергии, газа.

  4. Определение темпов изменения объемов продукции (работ, услуг) в соответствии с целевыми индикаторами концепции и сценариями программы социально-экономического развития региона.

  5. Расчет прогнозных показателей спроса на топливо, тепло- и электроэнергию, детализация показателей спроса на топливо.

  6. Формирование предварительного варианта сводного прогнозного ТЭБ.

  7. Автоматизированная балансировка приходной и расходной частей сводного ТЭБ, взаимоувязка спроса на привозные виды ТЭР с наличием попутных и побочных видов топлива, спроса на привозной энергетический уголь с объемами производства местных углей, уточнение вертикальных частных балансов топлива, в том числе, попутного и побочного.

  8. Автоматизированная балансировка производства и потребления тепловой энергии (за счет корректировки объемов производства тепла в котельных централизованного отопления).

  9. Расчет итогового баланса электроэнергии и определение сальдо межрегионального перетока.

  10. Уточнение структуры прогнозного спроса на ТЭР.

  11. Расчет детализированных и агрегированных показателей энергосбережения и энергоэффективности региональной экономики на заданный год прогнозного периода.

  12. Перекрестный вертикально-горизонтальный контроль точности получаемых частных балансов и показателей энергосбережения.

Последовательность расчетов в упрощенном виде можно описать следующими математическими соотношениями.



(1)




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница