Днк концепция



Скачать 180.88 Kb.
страница1/7
Дата14.05.2018
Размер180.88 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7

ПРОЕКТ

Государственный стандарт общего образования
Образовательная область

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общая характеристика духовно-нравственной культуры
как образовательной области


Духовность и нравственность — важнейшие составляющие общего образования, понимаемого как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Духовно-нравственное воспитание в Российской Школе является педагогической основой общего образования, необходимой для развития национального самосознания российских школьников и формирования их как свободных и ответственных граждан России.

Успешность интеллектуального развития, общекультурного и физического воспитания школьников в значительной степени зависит от получаемого ими в школе духовно-нравственного воспитания, являющегося базой и для самосовершенствования и социального взаимодействия.

Знакомство на школьной скамье с духовно-нравственными ценностями отечественной и мировой культуры поможет плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика.

Духовно-нравственное воспитание российских школьников, опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы — научить различать добро и зло, оценивать, что такое хорошо и что такое плохо.

Без осознания необходимости нравственных норм, без стремления к высокой нравственности невозможна нормальная личная, школьная и семейная жизнь, невозможна и консолидация гражданского общества. А при помощи преподаваемых и свободно усвояемых духовно-нравственных начал и критериев школьник учится правильно оценивать как свои действия, так и все формы общественных отношений.

Преподавая основы духовно-нравственной культуры, общеобразовательная школа предупреждает «размывание» нравственных норм в школьном учебно-воспитательном процессе, а значит и в гражданском обществе в целом. Духовно-нравственное воспитание в школе неотделимо от семейного, гражданского и патриотического воспитания.

В системе российского общего среднего образования изучение и освоение духовно-нравственной культуры призвано содействовать формированию нравственной личности и нравственной культуры молодых граждан России. А этих целей невозможно достичь без изучения духовно-нравственной культуры России, культурно-исторического наследия России, многовековых патриотических традиций своего народа, без соприкосновения со святынями России.

Особая роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры принадлежит православию2, поэтому изучение православной культуры России органично входит в образовательную область «Духовно-нравственная культура».

Раскрывая роль православия в истории России и формировании ее многовековой культуры, Российская Школа не противопоставляет православную культуру и традицию другим религиозным или национальным традициям народов России. Какую бы веру, какую бы мировоззрение ни выбрал для себя гражданин России – многовековая православная культура России была и остается ценнейшим достоянием всех граждан Российского Государства.

Культурообразующая роль православия в истории России неоспорима, а религиозно-этические принципы и социокультурные традиции православия уже более тысячи лет являются надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, населяющих Россию.

Об актуальности изучения в школе духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Необходимость специальных уроков по духовно-нравственной культуре очевидна, очевидно также, что преподавание основ духовно-нравственной культуры в школе прежде всего потребует повышения духовно-нравственного развития обучающих.

Имеющиеся в настоящее время в системе общего образования общеобразовательные учебные предметы, несомненно, должны способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи. Но сами по себе эти предметы — русский и иностранные языки, литература, математика, информатика, естествознание, история, экономика и право, а также обществознание, культурология, религиоведение — недостаточны для формирования прочного фундамента высоконравственного поведения школьников, поскольку они не дают базовых духовно-нравственных знаний и навыков, не объясняют суть духовно-нравственной культуры. Само слово «нравственность» рискует попасть в словарь русского языка с указаниемустар. (то есть устаревшее). Отсюда вытекает необходимость вычленения духовно-нравственного образования в особую образовательную область и формирование цикла предметов по духовно-нравственной культуре для I–XI классов. При этом изучение духовно-нравственной культуры должно начинаться в начальной школе, продолжаться в основной и углубляться на старшей ступени полной общеобразовательной школы.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница