Дмитрий Калюжный Явь и Навь как объективная реальность, данная нам в ощущениях



Скачать 238.5 Kb.
страница1/7
Дата15.02.2018
Размер238.5 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7


Дмитрий Калюжный

Явь и Навь как объективная реальность, данная нам в ощущениях


 

Да не обманется читатель, увидев заглавие статьи сей! Она – не о религии, не о мистике и даже не о мифологии. Это статья об истории, и только об истории, – истории эволюции представлений человека об окружающем мире. Она о том, что такое на самом деле Навь, из которой пришли в Явь мифы, мистика и религии.

 

…Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть.



От Луки, 17.21.

 

История, легенда, миф


 

По большому счёту, история вбирает в себя всё: факт и вымысел, деяние и слово. Легенды – художественно окрашенные рассказы о действительных или вымышленных событиях, как и мифы – повествования о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе [5], равно становятся фактом истории.

Ученики в школах и студенты в вузах изучают историю деяний; ею же занимаются специальные люди – историки. Прав А.Ф. Лосев: "Миф, как средоточие знания и вымысла, обладает безграничными возможностями, в которых Платон видит даже нечто магическое, колдовское. Недаром миф может заворожить человека, убеждая его в чём угодно..." [1]. Казалось бы, невозможна история деяний вне истории речевых влияний. Но изучением мифов занимаются отнюдь не историки, а литературоведы! Почему? Потому что, хотя бытование любого мифа есть факт истории, всё же те приключения, о которых сообщает сам миф, за факты истории, как правило, не считаются.

Казалось бы, в самом деле: кельты имеют целые сборники мифов, это – факт, но можно ли поверить, что кельтский поэт-воин Ойсин провёл в потустороннем мире триста лет? А потом вернулся в Ирландию?.. Причём "потусторонние силы", отправляя его "на волю", предупредили, что он никогда не сможет попасть к ним обратно, если спустится с волшебного коня на реальную землю. Но под ним соскользнуло седло, и Ойсин упал, и мгновенно из цветущего юноши превратился в слепого и седого старика. Но успел поведать о своих приключениях св. Патрику, который его рассказам поверил и записал их на бумагу.

Мы с вами разумные люди, не так ли? Мы ни на секунду не поверим, что Ойсин на самом деле провёл в мире духов аж триста лет, и нам даже в голову не придёт устанавливать хронологические даты его путешествия.

Или возьмём историю с известным индейским героем Гайаватой. Его матушка Нокомис забеременела, будучи надутой ветром, когда неосторожно уснула на лугу. Миф? Конечно, миф! То есть она, может, и по лугу гуляла, и забеременела, и даже родила; отчего бы ей не родить, дело житейское. Но насчёт ветра – точно миф. Мы такие мифы слыхивали от девиц даже в нашей современности, и относились к ним с понятным скепсисом.

Однако бывают очень интересные исключения.

Некий почитаемый в китайской мифологии дух, Фую Вэнь-юаньшуай, один из ближайших помощников Тайшань-цзюня – управителя судеб, однажды родился в городе Байшицяо в округе Вэньчжоу в провинции Чжэцзянь, в небогатой семье учёного. (Учёного!) У этого учёного и его жены не было детей, и они пошли в храм Хоу-ту ("владычицы земли") молить о потомстве. В ту же ночь жене явился во сне дух в золотых доспехах. Он имел топор в одной руке и жемчужину в другой, и озадачил даму интересным предложением. Я, – сказал он, – один из шести духов первого циклического знака и полководец "нефритового государя" Юй-ди, желаю родиться на земле, но не знаю, захочешь ли ты стать моей матерью. Женщина согласилась. Дух поместил жемчужину в её чрево, и она проснулась. Через 12 лун у неё родился ребёнок.

А? Каково? И это ещё сокращённое изложение! Кстати, зачем ему был нужен топор, осталось тайной. Наверное, захватил на случай её отказа.

Вы, конечно, скажете, что и это чистый миф. А вот и нет: это факт китайской истории, ибо доподлинно установлено, что родился духовдохновлённый ребёночек на 5-й день 5-й луны первого года эры Ханьань императора Шуньди, то есть в 142 году н.э.

Тут можно привести прежнее возражение. Ну, родился ребёнок. Их в том году, наверное, много родилось, особенно в Китае. Это – не миф. Зачатие от бесплотного духа, вот что мифично. Но разве оно важно? Мало ли, во что люди верят! А доверчивость некоторых мужей в отношении их жён вообще безгранична. Это их проблемы, а не истории.

Так-то оно так, но не совсем. А в доказательство приведём ещё один похожий случай.

"Рождение же Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде чем сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж её, будучи праведен и не желая Её обесславить, решил тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, – вот ангел Господень явился ему в сновидении и сказал: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо рождённое в ней – от Духа Святого. И родит она Сына, и наречёшь имя Ему – Иисус, ибо Он спасёт народ Свой от грехов их. А это всё произошло, чтобы исполнилось сказанное Господом через пророка: Вот, Дева зачнёт во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что в переводе значит: с нами Бог. Пробудившись ото сна, Иосиф поступил, как повелел ему ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Её, доколе не родила Она Сына, и он нарёк имя Ему: Иисус" (От Матфея, 18-25).

Этот миф весьма и весьма повлиял на историю человечества, не так ли? Да ещё и не все согласятся с тем, что тут имеет место миф. Во всяком случае, история создания научной хронологии, продолжающаяся до сих пор, более чем наполовину завязана на это событие. А в нём, как и в прочих подобных, если приглядеться внимательнее, имеется две стороны. Одна из них – человечество и его история, протекающая явно, в нашей, так сказать, реальности – здесь рождаются дети, пророчествуют пророки, плотничают плотники, а учёные ходят в храмы. А вторая – иная реальность, та, откуда прибыл ангел Господень.

Где провёл триста лет поэт-воин Ойсин.

Откуда появлялся дух Фую Вэнь-юаньшуай.

Короче, во времена óны люди были уверены в существовании "иного света", абсолютно независимого от "нашего света". И от этой веры возникали мифы.

Наука – наша премудрая наука, изучив массу мифов и легенд, вынесла свой приговор. Мышление первобытного человека, оказывается, было принципиально мифологичным. Оно основывалось на обожествлении природы и космоса, понимаете? Первобытный человек ни с того, ни с сего поделил наш ясный мир на два: Явь и Навь, и населил Навь богами и духами, с которыми, думал он, лучше дружить, а не получится дружить – умилостивить их дарами.

Зачем же он это сделал, первобытный человек? Для примера: бéлки, волки и еноты, а также прочие твари лесные (нарочно называю только млекопитающих) обходились без этих сложностей, и прекрасно себя чувствовали. Даже большой-пребольшой медведь с большой-пребольшой головой никакой своей медвежьей "Нави" не придумал. А человек?..

Всё очень просто! – настаивает наука. В первобытном сознании царствовало до-логическое мышление, всего-то. По словам Е.М. Мелетинского: "В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания" [3].

А-аа, вот оно что. Мышление у них было неправильно устроено, не как у нынешних учёных. А на самом деле никакой Нави нет. Они её в натуре нигде увидеть не могли, и – причём повсеместно – просто придумали, в силу своей "до-логичности". У нас теперь логичность есть, и мы со смехом расстаёмся с прошлым, сметая миф с парохода современности, а у наших предков логичности не было, причём абсолютно у всех в любых уголках планеты, потому что мифы, различаясь в деталях, в целом очень схожи. Это важно, поэтому в подтверждение схожести мифов разных народов приведём слова Дж. Кэмпбелла: "Независимо от того, являются герои нелепыми или величественными, греками или варварами, язычниками или иудеями, их путешествия мало отличаются по своей сути. <…> В морфологии путешествия, в ролях вовлечённых участников, в одерживаемых победах можно обнаружить поразительно малое число отличий. Если в конкретной волшебной сказке, легенде, ритуале или мифе опускается тот или иной базовый элемент архетипической модели, он непременно, так или иначе, остаётся подразумеваемым…" [4].

Для примера, повсюду в комплексах верований и обрядовых действий – будь то в Ригведе, Махабхарате, Авесте или русских сказках, можно найти мистическое древо. Арийский Варуна связан с деревом, "корни которого вверх, а ветви вниз смотрят". И в русском заговоре "на море-океане, на острове Буяне стоит дуб-карколист, вниз ветвями, вверх корнями". Вся нравственность, вся логика жизни "здешней" строится вокруг жизни (жизни!) "тамошней", вокруг потустороннего мира: Нави, которой, как мы теперь знаем, нет, и не было никогда. И они – древние люди – верили, что корни Мирового Древа жизни глубоко проникают в подземный мир, а его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу, и ветви достигают загадочных истоков всего сущего, где живут боги...

В сказаниях "тот свет" – это и есть Навь, которая, обратим же на это внимание! – свет. Жизнь там обычно подобна земной жизни: там так же сияет солнце, поют птицы, цветут деревья. Там есть острова, поля и луга. Там стоят дома, где обитают души умерших, живущих такими же, как здесь, семьями в ожидании душ новых умерших родственников. Это край изобилия, где растут золотые плоды, текут молочные реки и ожидают человека прочие радости. Как и здесь, там тоже бывает непорядок по причине действий неких змеев. Необычность этой страны в том, что живут там вечно, и не только души людей, но и боги, которые души – изначально.

"Тот свет" – один из непременных элементов всех религий.

Наука подходит к этому явлению с позиций детерминизма. Она ползёт по великому, многомерному, наполненному множествами смыслов нашему прошлому, как муха по пыльному стеклу музея, из-за чего её выводы о содержимом "музея" весьма поверхностны. Дескать, необъяснимые для человека "силы природы" (а по Марксу-Энгельсу вдобавок и социальные силы, столь же необъяснимые) отражались в головах людей в фантастических "богах" и "духах", и хотя они их не видели (ведь их нет, богов этих), но создавали религии.

Между тем, судя по текстам самих мифов, древние люди с "до-логическим" мышлением тонкую завесу между видимым и невидимым разрывали без проблем. Они легко перемещались туда и обратно во время путешествий своего духа. Кельтские герои Финн Маккул, Бран, Брендан и Мельдун многократно бывали там; Кухулин наведывался эпизодически, а Ойсин, как уже сказано, пробыл там триста лет. Греческий Эней спустился в подземное царство, пересёк страшную реку мёртвых, бросил подачку трёхглавому сторожевому псу Церберу и побеседовал с тенью своего покойного отца. Китайский "тот свет" заселён духами едва ли не плотнее самого Китая. Русские богатыри отправлялись туда, чтобы победить подземных, "нижних" существ (змеев, ясное дело) и освободить светлых духов от притеснений.

Два мира знал человек: явный и неявный (навный). И по желанию попадал туда, куда намерен был попасть: в мир богов и духов.

Может, наши современники, "спецы по мифам", со всем своим логическим мышлением чего-то не замечают в окружающем их мире?..

 



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница