Для более глубокого изучения вопросов прогнозирования и планирования контрольную работу студенты выполняют по индивидуальному заданию



Скачать 272.48 Kb.
страница1/6
Дата12.06.2018
Размер272.48 Kb.
  1   2   3   4   5   6


министерство образования и науки российской федерации

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Задания


для контрольных работ студентов недневных форм обучения по дисциплине «Прогнозирование и планирование»

Направление «Государственное и муниципальное управление»

Преподаватель (составитель) Кирбитова С.В.

Владивосток 2013

Введение
В рыночных условиях хозяйствования повышение благосостояния народа, обеспечение высокой занятости, производство конкурентоспособной продукции, снижение инфляции невозможно без прогнозирования и планирования экономического и социального развития на всех уровнях.

Студенты, изучая курс «Прогнозирование и планирование», должны усвоить методологию прогнозирования, планирования экономического и социального развития, государственное регулирование экономики страны, а также организацию подготовки и разработки прогнозов, программ, планов. Целью прогнозирования и планирования является использование разработанных прогнозов, программ, планов в качестве инструмента регулирования экономики для достижения устойчивого экономического роста, обеспечение высокой занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе – повышение уровня жизни народа.

Для более глубокого изучения вопросов прогнозирования и планирования контрольную работу студенты выполняют по индивидуальному заданию. Тематика индивидуальных заданий ориентирует студентов не только на изучение теоретического курса, но и на овладение навыками исследования и анализа конкретных ситуаций, практики планирования и прогнозирования.

Задание состоит из двух теоретических вопросов и одного эссе. Для ответа на теоретические вопросы следует использовать рекомендуемую литературу. Для написания эссе необходимо использовать периодические издания, официальную информацию, размещенную на официальных сайтах.


2 Методические указания к изучению дисциплины

2.1 Общие указания к изучению дисциплины

Исходный этап изучения курса «Прогнозирование национальной экономики» предполагает ознакомление с Рабочей программой, характеризующей границы и содержание учебного материала, который подлежит освоению (Приложение 1.)

Изучение отдельных тем курса в дальнейшем необходимо осуществлять в соответствии с поставленными в них целями, их значимостью, основываясь на содержании и вопросах, приведенных в данных методических указаниях. В учебниках и учебных пособиях, представленных в списке рекомендуемой литературы содержатся возможные ответы на поставленные вопросы.

Инструментами освоения учебного материала являются основные термины и понятия, составляющие категориальный аппарат дисциплины. Их осмысление, запоминание и практическое использование являются обязательным условием овладения курсом.

Для более глубокого изучения проблем курса при написании эссе необходимо ознакомиться с публикациями в периодических экономических изданиях. Поиск и подбор таких изданий, статей, материалов и монографий осуществляется на основе библиографических указаний и предметных каталогов.

Изучение каждой темы следует завершать выполнением практических заданий, ответами на тесты, решением задач, содержащихся в соответствующих разделах учебников и методических пособий по прогнозированию национальной экономики. Для обеспечения систематического контроля над процессом усвоения тем курса следует пользоваться перечнем контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине (см. Рабочую программу, Приложение 1). Если при ответах на сформулированные в перечне вопросы возникнут затруднения, необходимо очередной раз вернуться к изучению соответствующей темы, либо обратиться за консультацией к преподавателю.

При подготовке контрольных работ необходимо внимательно изучить соответствующие методические указания, требования к ее оформлению и строго им следовать.


2.2 Методические указания к изучению отдельных тем дисциплины

Тема 1. В этой теме рассматриваются наиболее фундаментальные понятия курса. Главная ее задача состоит в уяснении методологических основ и организационной схемы процесса прогнозирования. В начале определяются понятие прогнозирования, его цель и задачи, отличие прогнозирования от планирования и управления. После изучения принципов прогнозирования усваиваются его ведущие понятия, рассматриваются различные классификации экономических прогнозов и основные стадии прогнозирования

Термины и понятия: прогноз, цель и задачи прогнозирования, нормативные и генетический подходы, принципы прогнозирования, объект прогнозирования, периоды наблюдения и упреждения, горизонт прогнозирования, прогнозный фон, вариант прогноза, прогнозная альтернатива, стратегические ограничения, прогнозный эксперимент, прогнозная модель, предпрогнозная ориентация, прогнозная ретроспекция, верификация

Тема 2. В начале изучения темы необходимо получить общее представление о классификациях методов прогнозирования. Затем необходимо отдельно проанализировать математико-статистические и экспертные методы. При рассмотрении математико-статистических методов необходимо обратить внимание на статистическое описание объекта прогнозирования, необходимость сглаживания динамических рядов, отличие интерполяции от экстраполяции, а также познакомиться с основными видами экономико-математических моделей, обратив особое внимание на имитационное моделирование. При рассмотрении методов экспертной оценки необходимо учитывать условия их применения.

Термины и понятия: методы прогнозирования, динамический ряд, уровни ряда, тренд, базисные, цепные и средние показатели, скользящая средняя, проблема «старения» экономических показателей, экстраполяция, интерполяция, методы экспертной оценки, обоснованность, достоверность и точность прогноза, интервальный и точечный прогноз, доверительный интервал прогноза, ошибка прогноза, методы верификации.

Тема 3. В данной теме после уяснения понятия ресурсного потенциала и необходимости прогнозирования последствий воздействия на экологию главное внимание следует обратить на задачи прогнозирования НТП применительно к разным стадиям научно-производственного цикла. После этого надо перейти к анализу составляющих демографических прогнозов и прогноза трудовых ресурсов. Освоение материала предполагает овладение простейшими методами определения прогнозной численности населения, трудовых ресурсов, занятости и уровня безработицы

Термины и понятия: ресурсный потенциал, задачи прогнозирования НТП, демографический прогноз, проекция населения, «экономический оптимум» населения, «длина поколения», метод передвижки возрастов, баланс трудовых ресурсов.

Тема 4. Главная задача изучения темы заключается в освоении методов прогнозирования ВНП и инвестиционного спроса. При рассмотрении экстраполяции и факторной модели роста ВНП необходимо уяснить возможности применения метода наименьших квадратов. Завершается рассмотрение темы определением роли производственных функций с экзогенным и эндогенным НТП в прогнозировании экономического роста.

Термины и понятия: задачи прогнозирования и стратегические ограничения экономического роста, метод исчисления динамики национального продукта, методы прогнозирования инвестиционного спроса, виды производственных функций

Тема 5. Основными целями изучения темы являются уяснение показателей прогнозирования уровня жизни населения, динамики его денежных доходов и расходов, а также прогнозного моделирования потребительского спроса. При рассмотрении баланса денежных доходов и расходов населения надо обратить внимание на его функции и модель определения потребительского спроса. При изучении моделей прогнозирования потребительского спроса следует обратить внимание на то, какая информация необходима для прогнозных расчетов. Завершается рассмотрение темы анализом системы потребительских бюджетов населения, на базе которых осуществляется прогнозирование структуры потребления населения.

Термины и понятия: уровень жизни и его компоненты, социальные индикаторы, индекс человеческого развития, баланс денежных доходов и расходов населения, модели прогнозирования потребительского спроса, прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, бюджет высокого достатка.

Тема 6. В теме необходимо выделить две взаимоувязанные проблемы. Первая проблема – моделирование индексов цен, освоение которого позволяет осуществлять практические расчеты. Вытекающая из первой вторая проблема – прогнозирование уровня инфляции на базе моделей индексов цен. При освоении модели расчета прогнозного уровня инфляции необходимо уяснить значение и логику показателя индекса инфляции.

Термины и понятия: индексы цен, дефлятор ВНП, индекс потребительских цен, уровень инфляции, индекс инфляции, модель расчета уровня инфляции.

Тема 7. Изучение темы следует начинать с рассмотрения вопросов прогнозирования государственного бюджета, отделяя его доходную часть от расходной, которая в гораздо меньшей степени подвержена прогнозированию, что объясняется политической (экзогенной) природой процесса принятия решений. При анализе доходной части государственного бюджета основное внимание следует уделить разграничению налоговой составляющей на дискреционное и автоматическое изменение налоговых поступлений. При изучении прогнозирования кредитно-денежных отношений центральным вопросом является моделирование спроса и предложения на денежном рынке.

Термины и понятия: государственный бюджет, бюджетный дефицит, автоматический и дискреционный эффекты изменения объема налоговых поступлений, денежные агрегаты, денежный баланс, модели прогнозирования спроса и предложения на денежном рынке.

Тема 8. Основное внимание при изучении темы следует обратить на формирование отраслевой структуры национальной экономики для уяснения возможностей межотраслевого баланса (МОБ) в ее прогнозировании. Необходимо познакомится с характеристиками статической и динамической моделей МОБ, подробно проанализировать матрицу межотраслевых связей. При рассмотрении отраслевого прогнозирования выяснить его методы и изучить модель определения емкости рынка.

Термины и понятия: эффективная структура национальной экономики, межотраслевой баланс, статическая и динамическая модели МОБ, коэффициенты прямых, полных, косвенных и комплексных затрат, матрица межотраслевых связей, методы отраслевого прогнозирования, модель расчета емкости рынка, валовой региональный продукт.

Тема 9. При изучении темы после уяснения целей, видов и этапов прогнозирования внешнеэкономических связей следует особое внимание уделить возможностям прогнозирования внешней торговли и рассмотреть соответствующие модели. После этого надо перейти к вопросам прогнозирования валютного курса и платежного баланса, познакомиться с функциями спроса и предложения на экспорт, функцией спроса на импорт.

Термины и понятия: цели, задачи и этапы прогнозирования внешнеэкономических связей, пассивное и активное прогнозирование, модель Тинбергена, матрица экспорта и импорта, оптимизационная модель внешней торговли, платежный баланс, схема платежного баланса, валютный курс.

Тема 10. При изучении темы после рассмотрения особенностей организации систем экономического прогнозирования США, Японии и России следует подробно остановиться на уяснении содержания моделей мирохозяйственных прогнозов. Основное внимание надо обратить на модели: Киршена, Форрестера и Медоуза, Месаревича и Пестеля.

Термины и понятия: системы экономического прогнозирования США. Японии и России, основные мирохозяйственные модели, долгосрочный прогноз ИМЭМО РАН до 2015 года.

Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница