Дж. Хохберг аналитическая интроспекция1



Скачать 112.81 Kb.
страница1/7
Дата25.05.2018
Размер112.81 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7

Дж. Хохберг

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТРОСПЕКЦИЯ1

Мир, с которым мы сталкиваемся за стенами психо­физической лаборатории, конечно, не представляет собой про­стого физического явления вроде пятна света или музыкаль­ного звука. Для исследования элементарных ощущений в ес­тественных условиях сенсорные психологи прошлого предло­жили специальный метод, названный аналитической инт­роспекцией.

Чтобы представить себе, в чем он состоит, посмотрите сна­чала на рис. 1, Б; затем взгляните на куб, изображенный на








Рис. 1. Две различные процедуры для обнаружения «ощущений»: (А) сенсорная психофизика, основанная на предъявлении изолированного пси­хофизического стимула, например отдельного пятна (X, У); (Б) аналити­ческая интроспекция, заключающаяся в попытке видеть отдельную часть сложного целого (X1, У1). Аналогичный пример дан на рис. 2.

рис. 2. Обычно он воспринимается как светлый, ровно окра­шенный трехмерный объект с прямыми углами и параллель­ными сторонами. Однако с некоторым усилием вы можете «разложить» его на части — пятна различной яркости, схо­дящиеся углы и т.п. Это простая форма аналитической инт­роспекции, при которой вы игнорируете «значение» структу­ры из света и теней. В отношении реального объекта, напри­мер ящика или стола, аналитическая задача является гораздо более сложной; в этих случаях вам пришлось бы смотреть через трубку или отверстие (как это показано на рис. 2, Г),





1 J.E. Hochberg. Perception. Prentice Hall, INC., Englewood Cliffs. New Jersey, 1964, pp. 10—61. Печатается с сокращениями.

117




Рис. 2. Метод аналитической интроспекции применительно к объекту. При обычном восприятии стимул А кажется светлым кубом, т. е. он воспринимается как предмет, имеющий прямые углы и гомогенно окра­шенные поверхности. Однако вы тут же можете возразить, что А есть нечто совсем другое. При более тщательном анализе вы замечаете, что углы далеки от прямых и что поверхности неоднородны (Б, В). Это, одна­ко, чрезвычайно простой случай аналитической интроспекции, посколь­ку Б — действительно острый угол, нарисованный на бумаге, и в В перепад яркости очевиден. Если вы проткнете карандашом в листе бу­маги три отверстия (Г) и посмотрите через эти отверстия на А так, чтобы различные точки виделись относительно изолированными, вы осуществите типичную процедуру сенсорных психофизиков. Раньше предполагалось, что при соответствующей тренировке метод аналитической интроспек­ции может дать те же «чистые ощущения», что и приемы сенсорной психофизики. Теперь мы знаем, что это совершенно неверно.

чтобы обнаружить действительные изменения света при пе­реходе из одной точки в другую.

Психологи, которые считали, что воспринимаемые нами вещи при тщательной аналитической интроспекции оказы­ваются структурами элементарных ощущений, получили на­звание структуралистов. Главный тезис структуралистов со­стоит в том, что каждый раз, когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же самую часть того же самого сенсорного органа, с помощью тщательной аналитической ин­троспекции могут быть обнаружены одни и те же «чистые» ощущения.

Согласно этому тезису, огромное множество воспринимае­мых объектов и явлений внешнего мира фактически представ­ляет собой различные комбинации элементарных ощущений. Следовательно, для того чтобы понять, как мы воспринимаем окружающий мир, нужно знать, как мы получаем элементар­ные ощущения....

118



Рис. 3. Мир «необработанного» опыта. Пейзаж А при тщательном анализе мо­жет быть воспринят как состоящий только из двухмерных организаций ли­ний. Например, «дорога» — это просто две линии, расположенные под углом (А). Попытайтесь дать отчет, что представляет собой необработанный опыт на рис.3. Теперь отвлекитесь от книги и, держа голову неподвижно, посмотрите одним глазом на комнату. С некоторым усилием вы сможете увидеть ее как плоское нагромождение пятен света, цвета и тени. В той мере, в какой вам это удастся, вы продвинетесь в процедуре аналитической интроспекции. Эта про­цедура может быть применена также к ощущениям другой модальности. Возьми­те какое-либо очень знакомое слово, например «мама». Оно наполнено боль­шим смыслом, связано с множеством воспоминаний и переживаний. Однако при некотором усилии и тренировке вы сможете воспринять эти звуки, не наделяя их смыслом, как будто они произнесены на незнакомом языке.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница