Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук Великий Новгород 2011



страница1/90
Дата04.06.2018
Размер2.66 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   90

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

ПЕРЗЕКЕ Андрей Борисович


«МЕДНЫЙ ВСАДНИК» А. С. ПУШКИНА:

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ИНВАРИАНТНОСТЬ

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА (1917 – 1930-е ГОДЫ)

Специальность 10.01.01 – русская литература


Диссертация

на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Великий Новгород

2011


Введение…………………………………………………………………….3
ЧАСТЬ I. ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ И ПОЭТИКИ

ПОЭМЫ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»


1. О мифопоэтике «Медного всадника»

1.1. Аспекты мифологизма поэмы……………………………………………………27

1.2. Проблемы мифопоэтики «петербургской повести» в трудах пушкинистов….31

1.3. Пушкинская модель космогонии………………………………………………...38


2. Утопия и антиутопия в «Медном всаднике»

2.1. О замысле поэмы………………………………………………………………....44

2.2. Поэтика утопии ………………………………………………………………...53

2.3. Столкновение идеального и реального в поэме…..……………………………60

2.4. Развитие антиутопической жанровой структуры.……………………………...73
3. Типология стихии в «Медном всаднике». Авторская интерпретация мифа

о потопе. О катастрофическом художественном сознании Пушкина

3.1. Природные первоэлементы в поэме. Бурный пейзаж………………………… 84

3.2. Масштаб и природа катастрофизма……………………………………………..97

3.3. Тема жертвы и природа трагизма……………………………............................103

3.4. Катастрофизм как свойство авторского сознания Пушкина и

поэтика катастрофы в «петербургской повести»……………………………....106

3.5. Образ народа в контексте изображения стихийного начала в поэме………...110

3.6. Пушкинская концепция и типология бунта…………………………………....121

3.7. О катастрофической картине мира в «Медном всаднике»……………………127


4. Образ «бедного» Евгения: становление литературного героя нового типа,

его фольклорная и литературная парадигма. Проблемы пушкинского

гуманизма в поэме

4.1. Своеобразие структуры поэмы с двумя героями………………………………131

4.2. О проблемах интерпретации образа Евгения в пушкиноведении……………136

4.3. Динамика становления образа Евгения в поэме. Принципы пушкинской

типизации. Избранность героя…………………………………………………...153

4.4. Евгений как герой традиционного сюжета о влюблённых……………………167

4.5. Фольклорно-мифологические мотивы в поэтике образа Евгения……............ 172

4.6. Сюжетная линия Евгения: Путь героя. Традиционное и авторское…………..185

4.7. Пушкинский гуманизм и проблемы русского Возрождения. Герой

Пётр и герой Евгений. Новый тип героя, его литературные

предшественники. «Наш герой» и автор в поэме……………………………….195
5. Образ власти в «Медном всаднике», его структура и поэтика.

Своеобразие эсхатологии поэмы

5.1. «Петербургская повесть» и контекст развития темы Петра в творчестве

Пушкина: эволюция архетипа «отца и сына»………………………………… 215

5.2. О поэтике изображения Петра-Медного всадника…………………………….. 243

5.3. Диалектика власти в поэме и семантическая основа образа Медного

всадника в пушкинской интерпретации………………………………………….248

5.4. Эсхатология «петербургской повести»…………………………………………. 259


ЧАСТЬ II. «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» В ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ

РОССИИ ХХ ВЕКА (1917 – 1930-е годы)


6. Присутствие поэмы в контексте исторического и литературного

процесса последующей эпохи и принципы его изучения

6.1. Итоги и перспективы осмысления «петербургской повести»………….................. 270

6.2. Опыт рассмотрения российской исторической реальности в свете

пушкинского литературного мифа……………………………………………….......273

6.3. Развитие пушкинских смыслов «Медного всадника» в литературе

начала ХХ века: основные тенденции……………………………………………….306

6.4. О поэтических смыслах «Медного всадника» с позиций теории мотива

и интертекстуальности………………………...............................................................313
7. Движущие силы и формы семантической интеграции поэмы «Медный

всадник» в русский послеоктябрьский литературный процесс ХХ века

7.1. Развитие катастрофического мироощущения в русском культурном сознании

революционной и постреволюционной эпохи и «петербургская повесть»

(общие черты явления)………………………...............................................................333

7.2. Миф о революции поэмы А.А.Блока «Двенадцать» в свете художественных

смыслов поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»………………………………….350

7.3. Интертекст «Медного всадника» в романе-антиутопии Е.И.Замятина «Мы»……..386


8. Формирование дискурса «Медного всадника в литературе советского

периода 20-х – 30-х годов

8.1. Дальнейшее расширение семантического пространства «петербургской

повести» в произведениях о революции и строительстве социализма

8.1.1. О методологических вопросах исследования………………………………....414

8.1.2. М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия»………………………………………..417

8.1.3. Ю.К. Олеша. Роман «Зависть»……………………………………………… 430

8.2. О тенденции распространённости мотивики пушкинского мифа о Медном

всаднике в литературном процессе эпохи…………………………………………....447

9. Типология творческого поведения, авторской судьбы, интертекста «Медного

всадника» и явление сверхтекста поэмы в литературе 1917 – 1930-х годов

9.1. Пушкинский литературный тип творческого поведения и авторской судьбы

в русской постреволюционной культуре…………………………………………….484

9.2. Основные принципы типологии в литературном дискурсе

«Медного всадника»…………………………………………………………………..510

9.3. Дискурс «Медного всадника» как явление сверхтекста: системный уровень,

свойства, значение в литературном процессе…………………………….................532

Заключение……………………………………………………………………….544


Список использованных источников……………………………………….......556

ВВЕДЕНИЕ
«Медный всадник» является эпохальным творением и занимает особое место в художественном мире Пушкина и общем массиве русской литературы, что становится отчётливо видно за долгие годы его научного осмысления. Повышенный интерес к поэме начинается в XIX веке, выступает устойчивым фактором в исследованиях XX века и не ослабевает в публикациях нового столетия, оставаясь представительной тенденцией, поскольку смысловой и эстетический потенциал, определяющий феноменальность этого произведения, делает его постоянно актуальным для изучения в различных аспектах.

Многие учёные приходили к выводам, что «петербургская повесть» таинственная, «занавешенная», неисчерпаемая. О том, например, что ни один другой замысел Пушкина не отличался такой сложностью, пишет И.Ф.Бэлза [67, 170], «труднейшей для интерпретации» называет её Ю.Б.Борев [54, 113], множественность её смыслов демонстрирует Е.Г.Эткинд [400], обобщая подходы других исследователей. Подобные оценки художественных качеств произведения носят массовый характер и составляют длинный ряд.

Современная наука видит в событийно-образной системе поэмы отражение драматического внутреннего противостояния, характерного для созданной Петром цивилизации, которое сложилось вследствие властного насилия над стихийным и человеческим началом. В поэме показан максимализм каждой из враждующих сторон, их губительное неистовство и пик вражды, обернувшийся катастрофой российского мироздания. «Художественная идея «Медного всадника», – отмечает Г.Д.Гачев, – выявляет этот непрерывно идущий конфликт в сердцевине русской жизни и Петербурга как её образа» [90, 23] . Текст поэмы, по общему мнению исследователей, отличается чрезвычайной семантической насыщенностью, концентрированным выражением всеохватног всеохватного мировидения, высокой степенью ассоциативности. Лежащие в основе пушкинского творения универсалии, начиная от космогонии и кончая эсхатологией, погружены в российские реалии и в своём взаимодействии создают определённый алгоритм, предстающий как исторический код.

«Петербургская повесть» проявила выдающуюся способность находиться в состоянии широкого диалога с культурой, литературой и главными противоречиями российской реальности ХХ столетия, на что неоднократно обращали внимание её исследователи – А.Платонов [261], В.Б.Сандомирская [278, 11], Ю.Б.Борев [54, 116], Г.В.Макаровская [202, 4-6], А.Л.Осповат и Р.Д.Тименчик [244, 16], Е.С.Роговер [274], М.Ф.Пьяных [270] и многие другие. Отмечалось свойство провиденциальности «Медного всадника», сильное интеллектуальное и поэтическое притяжение к этому произведению в ходе духовного и художественного поиска, обострявшееся в напряжённые периоды российского бытия, к чему можно добавить наблюдения о вхождении образной символики его главных фигур и событий во взаимодействие с историческим процессом. Сегодня становится особенно очевидна сильная, многоплановая тенденция влияния мотивики, историософской концепции, принципов поэтики этого творения Пушкина на прозу и поэзию минувшего столетия, устойчивая обращённость к нему критики и литературоведения, литературной и философской публицистики.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   90


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница