Дипломная работа



Скачать 138.68 Kb.
страница1/11
Дата05.07.2018
Размер138.68 Kb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»


Факультет специальной педагогики (заочное отделение)

Кафедра специальной и клинической психологии



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Студентки 3 курса группы 319 СПс

Бондаренко Анны Сергеевны


Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры специальной и

клинической психологии

Шаповаленко Зинаида Ивановна
Рецензент:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры специальной и

клинической психологии

Мельникова Майя Ивановна

Работа допущена к защите Дата защиты « »____________2014г.

« » ____________ 2014г.

Зав. кафедрой __________ Оценка «________________________»


г. Ставрополь, 2014

Содержание
Введение…………………………………..………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психологических особенностей личности подростков с девиантным поведением…………..….7

1.1. Проблема девиантного поведения в научной литературе.................7

1.2. Особенности девиантного поведения подростков............................20

1.3. Факторы, влияющие на отклонения в поведении личности…...…29

Глава 2. Экспериментальное исследование личностных особенностей подростков с нормативным и девиантным поведением……………………....44

2.1. Организация исследования. Методы и методики……………….…44

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования…………….…46

Заключение………………………………………………………………..64

Список литературы………………………………….…………………....67

Приложения……………………………….……………………………....72

Введение
Развитие нашего общества в условиях демократизации ведет к усилению в нём гуманистического начала, что обуславливает повышенный интерес к индивидуальности человека, своеобразию становления его личности, изменению поведения в условиях социального контекста окружающей среды, построению бесконфликтных, дружеских взаимоотношений с другими людьми.

В настоящее время актуализируется проблема девиантного поведения среди подростающего поколения. Развивается новая научная дисциплина – психология девиантного поведения.



Девиантное поведение система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Девиантное поведение подразделяется на две категории. Во-первых, – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, имеющее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые.



Подростковый возраст является проблематичным в научной литературе и представляет собой категорию детей группы повышенного риска. Во-первых, в этот период проявляются внутренние трудности, связанные с переходным возрастом, начиная с психогармональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, ярко обнаруживается пограничность и неопределенность социального положения старших подростков. В-третьих, возникают противоречия, связанные с перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.

К несовершеннолетним с различного рода отклонениями в развитии в психолого-педагогической литературе применяются термины:

- «трудные дети» (Лебединская К.С., Райская М.М., Раттер М.);

- «трудный подросток» (Зюбин Л.М., Степанов В.Г., Фельдштейн Д.И.);

- «аномальные дети» (Л. Пожар);

- «дезадаптированные дети» (Беличева С.А.);

- «дети, нуждающиеся в специальной заботе» (Кошч Л.);

- дети «группы риска» (Невский И.А.);

- «ребенок с нарушениями в аффективной сфере» (Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В., Славина Л.С.)

В современной научной литературе считается правомерным употребление терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное, преступное поведение (Иванов Е.С., Шипицина Л.М., Сафина Г.В.).

Зарубежные ученые (Дюркгейм, Клагес, Мертон, Смелзер, Шибутани, Шуэсслер и др.) девиантным считают поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным поведением большинство психологов (Гилинский Я.И., Кон И.С.,  Степанов В.Г., Фролов Ю.И. и др.) понимает:

- поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали»;

- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не подходящих официально установленным или фактически сформировавшимся в данном обществе нормам.

Нормативность поведения личности может быть также определена в соответствии с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного района, региона.

Существуют различные нормоцентрические подходы к оценке поведенческой нормы и девиации: социальный, этнокультуральный, гендерный профессиональный, психологический феноменологический и др.

Ряд отечественных и зарубежных ученых подразделяют отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное) (Беккер Г., Степанов В.Г).

В настоящее время трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными и какие факторы обуславливают отклоняющееся поведение подростков. Поэтому проблема исследования заключается в изучении психологических особенностей личности подростков, влияющих на проявление девиантного поведения.




Каталог: diploms
diploms -> Дипломная работа «История становления ювенальной юстиции в странах Запада и зарождение в России: проблемы, противоречия и перспективы развития»
diploms -> «Психологическая профилактика эмоционального выгорания у учителей младших классов»
diploms -> Исследование мотивов выбора друзей подростками с детским церебральным параличом студентки 5 курса группы сп5П
diploms -> 1. Теоретические основы развития территории муниципального образования
diploms -> Выпускная квалификационная работа
diploms -> «Влияние средств массовой информации (интернет) на становление самооценки детей подросткового возраста»
diploms -> Проблема формирования и развитие религиозных воззрений славян в дохристианский период
diploms -> Выпускная квалификационная работа
diploms -> «Формирование у будущих педагогов-психологов эстетической культуры в образовательном процессе вуза»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница