Дипломная работа студентки 2 курса набора 2004-2006 учебных годов Черниковой Юлии Александровны



страница1/12
Дата05.07.2018
Размер2.85 Mb.
ТипДипломная работа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

Театр как антропологический проект: способы конструирования фигуры зрителя (на материале г. Москвы)

Дипломная работа

студентки 2 курса набора 2004-2006 учебных годов

Черниковой Юлии Александровны


Научный руководитель:

канд. культурол. Кратасюк Е.Г.

Диплом к защите допущен

Зам. директора ИЕК к.филол.н. Д.П. Бак

Москва, 2006 г.


Содержание.
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3
1. Театр в системе коммуникаций (обзор литературы) - - - - - - - - - - - - - 8

1.1. Специфика театральной коммуникации - - - - - - - - - - - - - - - - 8

1.2. Театральный текст и особенности его исследования - - - - - - - - - - - 13

1.3. Основные подходы к исследованию аудитории и анализу фигуры зрителя - - -19


2. Театр как антропологический проект: московское театральное пространство - - - 26

2.1. Театральное здание как особый тип сооружения и как часть городского текста - 26

2.2. Формирование московского театрального пространства (XVII – нач. XX вв) - - 32

2.3. Советская организация форм театральной жизни и антропологический проект советского зрителя - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 38

2.4. Антропологические проекты современных московских театров - - - - - - -44

2.4.1. Зритель как соратник. Антропологический проект Театра на Юго-Западе. - 47

2.4.2. Зритель как ученик. Антропологический проект театра «Et cetera» - - - - 51

2.4.3. Зритель как собеседник. Антропологический проект театра «Школа драматического искусства» - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 59



2.4.4. Принципиальная неопределенность зрителя. Антропологический проект театра «Практика» - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 63
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 68
Источники и литература - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 71

Введение.
Современный драматический театр – явление чрезвычайно сложное. Чтобы сохранить многомерность этого феномена, сложно ограничиваться в его исследованиях исключительно эстетическим анализом. Встроенный в систему социальных и культурных связей театр представляет собой определенным образом организованную систему, в которой помимо прочих компонентов одной из центральных фигур является фигура зрителя. Знаменитый английский режиссер Питер Брук очень точно охарактеризовал парадоксальность роли зрителя: «Трудно понять, в чем, в сущности, заключается роль зрителя: он присутствует на спектакле и будто бы не присутствует, он игнорируется, и все-таки он необходим. Актер никогда ничего не делает специально для зрителя, но все, что актер делает, он делает ради зрителя» (Брук, 1976, с.38). Но зритель важен не только потому, что без зрителя невозможен актер (тот, кто играет для зрителей), а без зрительного зала невозможна сцена. При рассмотрении театра как института1 в системе социальных коммуникаций, очевидно, что зритель обладает институциональным значением.

Современная ситуация существования театра - это эпоха рынка, ситуация конкуренции театров между собой и конкуренции театров с другими видами массовых зрелищ (например, кино). Именно поэтому фигуру зрителя стоит рассматривать как сложное образование, охватывающее не только социальную роль и сеть устойчивых каналов коммуникации (см. Гудков, Дубин, Страда, 1998, гл. «Социальный институт литературы: структурные характеристики»), т.е. не только структурный, но и динамический, процессуальный аспект театрального взаимодействия как системы. Для обозначения этого аспекта используется понятие «антропологический проект». Театр помимо собственно эстетического сценического «продукта» реализует и внесценическую деятельность (функционирование театрального здания, работа кассы, оформление фойе и внутренних помещений и т.д.). Эта внесценическая деятельность и существование театра в работе будут рассматриваться как текст, адресованный потенциальной аудитории. Через это взаимодействие, своего рода, презентацию театра зрителю можно попытаться выявить тот образ зрителя, на который ориентируется театр в этом взаимодействии. Антропологические характеристики этой потенциальной аудитории (= конструкция субъекта) в работе обозначаются как антропологический проект. Т.о. объектом исследования является не реальная аудитория, а способы (или стратегии) презентации театра на материале современных московских драматических театров2. В качестве ключевого элемента принимается архитектурное оформление театрального пространства, т.к. именно оно является важным элементом организации театральной коммуникации, именно здание для зрителя становится важным в формировании «образа» театра. При этом важно существование театра в контексте городского пространства, поскольку здание автоматически становится частью городской среды и влияет на состояние культурного ландшафта города (Москвы), а город – это своего рода «инструмент неличностной жизни, форма, в которой многообразие и сложность личностей, интересов и вкусов становятся доступными в качестве социального опыта» (Сеннет, 2003, с. 393) Слово «проект» подчеркивает возможность (не обязательно реализуемую на практике) сознательного конструирования театром своей аудитории, именно в этом случае можно говорить о конкретной стратегии и ее искать. В остальных случаях можно говорить о случайной (нулевой) стратегии, что подразумевает фрагментарность, нецелостность или противоречивость текста, но, безусловно, не подразумевает его отсутствие. Работа строится на предположении, что возможно и целесообразно рассматривать театр как культурную практику в перспективе антропологии (а также культурологии и социологии), и данный способ рассмотрения ландшафта московских театров дает дополнительные возможности для характеристики современной культурной ситуации. Для нее характерно соприсутствие различных архитектурных форм, а соответственно, и связанных с ними культурных периодов (и представлений о временной организации истории театра и его настоящего), представлений о сущности театра (дифференцированный досуг трансформирует его ранее устойчивые формы), а также антропологических проектов.

Указанная тема находится на пересечении различных областей, в частности, истории театра, истории архитектуры, исследования массовой коммуникации и др. Определенная сложность артикуляции и необходимость междисциплинарного подхода влияют на актуальность темы. Обращаясь же к практической стороне вопроса, нужно отметить, что в настоящее время наблюдается некоторый подъем театральной деятельности. Последняя включает в себя различные формы взаимодействия со зрителями, как сложившиеся исторически, так и формирующиеся сегодня. Необходимость мониторинга и научной рефлексии этих процессов также определяют актуальность темы. Наконец, актуальность темы связана с малым количеством русскоязычных работ по данной проблематике и возможностью применить опыт западных исследований к российскому материалу.



Цель исследования – провести анализ способов и стратегий презентации театра (взаимодействие с потенциальной зрительской аудиторией помимо собственно самого спектакля) и их связи с конструированием фигуры зрителя.

Задачами исследования являются:

  • аналитический обзор теоретических подходов к изучению театральной коммуникации, театральной аудитории и фигуры зрителя;

  • исследование истории и современности театральной архитектуры (в рамках «физической семиотики») как значимого аспекта антропологического проекта театра;

  • обсуждение и выделение антропологических проектов четырех московских театров (с использованием аналитической схемы M. Carlson).

Методологическая основа работы

Базовыми понятиями, определяющими категориальный исследовательский аппарат являются конструирование, репрезентация, система коммуникации, текст, антропологический проект.

В качестве методов исследования используются методы социологии культуры, также в качестве концептуального ориентира привлекается метод «насыщенных описаний», разработанный Клиффордом Гирцем, полезный при изложении и интерпретации данных наблюдения.

Контекстуальные поля, формирующие определенную многомерность исследовательских ракурсов и представляющие собой набор более широких по масштабу проблемных зон: коммуникация (театр в системе коммуникации), антропология (театр как носитель антропологического проекта), город (театр в городском пространстве).

Кроме того, во Введении представляется целесообразным определить исследовательские вопросы, служащие в качестве ориентиров и задающие рамки и перспективы исследованию:



  • Как функционирующий (московский) театр осуществляет отбор зрителей (помимо своей самой прямой деятельности – репертуарно-сценически-игровой)?

  • Как в принципе «любой человек» может стать зрителем именно этого театра (как осуществляется конструирование зрителя)?

  • Каким образом построение презентации театра (на уровне внешнего вида здания / оформления билетов/ организации зрительного зала и т.д.) задает фигуру зрителя (~ имплицитного читателя)?

  • Какие типы «имплицитного зрителя» возможны?

В работе также затрагиваются следующие более широкие по содержанию историко-культурологические проблемы:

  • В чем специфика театра в эпоху массовых коммуникаций и постиндустриального общества?

  • Зачем человек сегодня ходит в театр (почему именно в театр, что дает театр и никакая другая форма проведения досуга)?

  • Каково место театра как института в системе социальных коммуникаций?

  • Каким образом архитектурный театральный проект (и заложенный в нем антропологический) влияет на современное московское театральное пространство, а также на пространство города;

В качестве источников выступают не спектакли или иные эстетические продукты театральной деятельности, а элементы организации пространства и деятельности театра («физические» продукты деятельности театра, с которыми сталкивается каждый зритель):

1. Здание театра



  • фасад,

  • организация внутренних помещений, в т.ч. касса, гардероб, буфет,

  • устройство зрительного зала.

2. Печатная визуальная продукция театра

  • билеты как неизбежно попадающая на глаза зрителя часть полиграфической продукции театра. Возможно также использование в качестве источника афиш, программок, плакатов

3. Побудительные и запрещающие «высказывания» театра, маркирующие к кому, к какому зрителю обращаются владельцы и режиссеры театра:

Виртуальная самопрезентация театра (сайты, рассылки) в качестве отдельного источника не рассматривается, во-первых, потому что эти ресурсы рассчитаны на более узкую, уже сформированную аудиторию, во-вторых, как не специфический для театра способ самопрезентации учреждения/группы. Хотя, безусловно, анализ этого источника обладает определенной информативностью, которая нуждается в упоминании.

Обзор литературы

Поскольку заявленная проблематика исследования является новой в отечественной традиции изучения театра, представляется важным посвятить анализу литературы отдельную главу. В рамках общего обзора литературы необходимо отметить, что исследование включает изучение научной литературы по теме «театр как коммуникативная ситуация и антропологический проект». Обзор литературы осуществляется по следующим содержательным группам:

- общие работы, в которых рассматривается процесс театральной (культурной) коммуникации;

- литература по исследованию театрального текста и театрального пространства (в т.ч. литература по семиотике физического пространства);

- литература, в которой рассматривается театральная зрительская аудитория (преимущественно в социологическом ключе).

Кроме продолжения дальнейших исследований по социологии и истории театра можно выделить еще два аспекта, определяющие практическую значимость работы. Результаты исследования можно использовать в учебных курсах по современной культуре, массовым коммуникациям, социологии культуры и др. Кроме того, результаты исследования могут оказаться полезными при формировании культурной политики и менеджмента конкретных действующих театров.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница