Динамика численности населения и его возрастно-половая структура. План-конспект урока в 10 классе



страница1/2
Дата12.06.2018
Размер74 Kb.
ТипУрок
  1   2

О.И.Головач,

учитель географии СШ №2 г. Свислочь
Динамика численности населения и его возрастно-половая структура.

План-конспект урока в 10 классе
Цель урока: способствовать формированию представлений о динамике численности населения Беларуси и возрастно-половой структуре.

Задачи урока:

  • Обучающая - сформировать представления о численности населения Беларуси, его динамике и возрастно-половой структуре;

  • Развивающая - отработать умения и навыки по работе со статистическим материалом, таблицами, диаграммой, атласом;

  • Воспитательная - способствовать развитию творческих функций мышления учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, парная, групповая.

Средства обучения: ММП, инструктивные карточки, атлас Республики Беларусь для 10 класса, учебник «География Беларуси, 10 класс».

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, игровой, исследовательский, неоконченных предложений.
Ход урока


  1. Организационный этап. Приветствие, организация внимания учащихся.

  2. Ориентировочно - мотивационный этап.

Слово учителя. Мы, народ Республики Беларусь – этими словами начинается Конституция Республики Беларусь (слайд 1).

Кого мы относим к народу Беларуси? (Белорусы, живущие на территории РБ и за её пределами).

Мы сегодня будем говорить о людях, живущих на территории Республики Беларусь.

Актуализация знаний.

Ответьте на вопрос: как называют сообщество людей, проживающих в пределах конкретной страны (населяют её)? – население.

Слово учителя. Тема следующего раздела в курсе «География Беларуси» - население.

Почему одной из основных тем географии является тема «Население»? (люди производят материальные блага и ценности).



  1. Операционно – познавательный этап.

Посмотрите на слайд-ряд (слайд 2,3) и назовите, по каким признакам различается население:

  • По численности;

  • По возрасту;

  • По полу;

  • По национальности и расовому признаку;

  • По вероисповеданию (религии).

Эти и другие характеристики связанные с населением вы будете изучать в этом разделе.

На ваш взгляд, какой основной показатель характеризует население? По-моему – численность.



Определение темы урока. Динамика численности населения и его возрастно-половая структура (запишите в тетрадь)- слайд 4.

Формулирование цели и задач урока. С помощью ключевых понятий на странице 199 определите цель урока.

Цель урока: способствовать формированию представлений о динамике численности населения Беларуси и возрастно-половой структуре (слайд 5).



Примечание: предлагается ученикам сформировать группы для эффективной работы.

Изучение численность населения (коллективная работа).

Ответьте на вопрос:

  1. Как определяют численность населения в странах мира? (существует перепись населения).

  2. В каком году прошла последняя перепись населения в Беларуси?

Слово учителя. По данным переписи на 1 декабря 2010 года численность составила – 9.483.000 человек (запишите в тетрадь эту информацию). По количеству населения в Европе Беларусь занимает 15 место (слайд 6).

А первая перепись населения на территории Беларуси прошла в 1887 году. По результатам подсчета количество населения составило 6.673.000 человек. Посмотрите на диаграмму: что происходит с численностью населения Беларуси? (слайд 7).

А как изменилась численность населения с конца 19 века по начало 21 века, определим проанализировав таблицу 1 на странице 200.

Примечание: ученикам предлагается использовать инструктивную карточку № 1 и заполните таблицу. Время работы 5 минут (работа в группах). Указать, как изменилось количество населения и причины.

Инструктивная карточка №1 (Приложение 1)

Изучите таблицу 1 « Динамика численности населения Беларуси (в тыс. человек)» в учебнике на странице 200 и заполните таблицу в инструктивной карточке:




Периоды

Как изменилось количество населения (увеличилось/уменьшилось)

Причины

( учебник стр.201)



1897-1940






1940-1950






1950-1994






1995-2006







Слово учителя. Проанализируем динамику численности населения (анализ таблицы). Еще раз назовем причины, которые повлияли на изменение численности населения в Беларуси.

Причины:


  • Военные конфликты;

  • Социально-экономическое развитие;

  • Политическая ситуация.

Причины ученики представляют на доске и записывают их в тетрадь.

Ответьте на вопросы:

Только ли для Беларуси характерен процесс снижения количества населения?

Для каких ещё государств характерно?

Что вы слышали о демографической политике в Беларуси? (предоставление льгот многодетным семьям – это решение демографической политики?)

Предлагаю поработать в парах и составить кластер «Основных направления в демографической политике Беларуси» (слайд 8):


  • Материальная поддержка семей, воспитывающих детей.

  • Формирование здорового образа жизни.

  • Повышение уровня и качества жизни населения.

Демографическая политика приносит результат?

Вывод по результатам работы групп.

1. Что происходит с количеством населения в РБ?

2. На каком месте по количеству населения находится Беларусь?

3. Современная политика государства сможет решить демографическую ситуацию?



Слово учителя. Мы изучили динамику населения. Следующий показатель характеристики населения (вспомним его - возраст).

Изучение половозрастной структуры населения (коллективная работа.)

Предлагаю провести социологическое исследование в вашем классе. Мы посчитаем количество мальчиков и девочек (вас, ваших сестер и братьев) в семьях класса.



Половой состав класса (Приложение 2)

мальчики

девочки







Примечание: по очереди подойдите к доске и заполните таблицу (отметить количество девочек и мальчиков в вашей семье). Ребятам предлагаю выбрать статиста, который подведёт итоги опроса.

Физкультминутка (слайд 9). Хорошая музыка позволит вам отдохнуть. Представьте бесконечность, проведите по ней глазами. Используя тренажер сделайте зарядку для глаз.

Делаем вывод (статист посчитал). Сравниваем с процентным соотношением мужчин и женщин по Свислочскому району и Гродненской области (слайд 10). Кто преобладает по полу?

Половая структура населения Гродненской области:

Мужчины – 47,1%

Женщины – 59,2%

Половая структура населения Свислочского района:

Мужчины – 44,8%

Женщины – 55,2%

На доске представлена схема учителем:

М > Д - рождение

М = Ж - 25-30лет

М < Ж - старше 30 лет

М<<Ж – старше 70 лет (в атласе на стр.30 представлена возрастная пирамида населения)



Примечание: мальчиков рождается меньше, чем девочек (на 100 мальчиков рождается 108 девочек). К 25-30 годам количество мужчин и женщин равное, но после 30 лет количество женщин увеличивается.

Почему высока смертность мужчин после 30 лет? (вредные привычки, работают в отрасли тяжёлой промышленности, военные конфликты).

Продолжите предложение: (слайд11)

Мы за…(здоровый образ жизни).

Мы против….(вредных привычек).

Применение новых знаний в учебной деятельности.

На какие группы по возрасту делится население?



Слово учителя. Для характеристики возрастной структуры населения мы выполним практическую работу.

Примечание: каждой группе предлагается построить круговую диаграмму на основании данных таблицы 2 «Возрастная структура населения Беларуси, %» на странице 202 в учебнике по определенному году (данные указаны в инструктивной карточке № 2). Нарисуйте круг, разделите его на сектора в соответствии с процентным соотношением каждой группы населения. Используйте условные знаки. Время работы 3 минуты. Статист, результаты поместите на доску.

Инструктивная карточка №2 (Приложение 3)

Изучите таблицу 2 «Возрастная структура населения Беларуси, %» на странице 202 в учебнике и постройте круговую диаграмму, используя условные знаки.

1 группа - за 1939 год

2 группа - за 1970 год

3 группа - за 2006 год

Примечание: используя данные таблицы по Свислочскому району статист на компьютере с использование программы Excel строит круговую диаграмму.

Возрастная структура населения по Свислочскому району

(Приложение 4)



До 16 лет

18%

От 16-до59(54) лет

51%

Старше 60 лет

31%


Вывод по результатам работы групп.

Выступление групп. Сделаем вывод о процентное изменение возрастных групп по годам. Выслушаем статиста (слайд 12).



  1. Контрольно –коррекционный этап.

Закрепление изученного материала.

Чтобы построить логическую цепочку, прочитайте материал учебника на странице 202.

Установить причинно-следственных связей с помощью логических цепочек (слайд13).

Оценка и самооценка.

Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке и оценивает свою работу высоким балом. А сейчас вашу работу позвольте оценить мне.



  1. Рефлексия.

  • Продолжить предложение (слайд14).

  • Какая информация значимая для вас на уроке?

  1. Домашнее задание: (слайд15)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница