Дилемма свободы рациональности не является неизбежной, т к. она не вытекает из сущности



Скачать 55.89 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата30.01.2018
Размер55.89 Kb.
  1   2   3

Дилемма свободы – рациональности не является неизбежной, т. кона не вытекает из сущности этих понятий. Их противоположность определяется разносторонностью развития, включенного в их содержание. Речь идет об упрощенном понимании диалектики теоретического и практического.
Рациональность, приобретенная свободой человека, способна приводить к результатам, которые будут противоречить самой человеческой свободе. Нов этой ситуации задача состоит не в сопоставлении свободы и рациональности с позиции выявления их специфических отношений или различий, а в поиске того единства, которое способно раскрыть рациональность в свободе и свободу в рациональности.
При этом под деятельностью понимается преобразовательная человеческая деятельность,
направленная на изменение существующего вокруг социума. Она отличается своим целенаправленным характером, те. если исходить из ее субъекта, то такая творческая активность всегда будет направлена на достижение изначально поставленной цели в рамках сознательной деятельности.
Как отмечает В. С. Швырев, нетрудно убедиться в том, что понимание рациональности как
“открытой” на высоте ее возможностей, открывает путь к преодолению весьма распространенных представлений о противопоставлении рациональности свободе и творчеству. Это противопоставление зиждется на узком взгляде на рациональность как на бескрылый объективистский приспособительный тип сознания. Концептуально этот взгляд опять-таки базируется на представлении о рациональности в познании как выявлении преднайденного. При рассмотрении рациональной деятельности такой подход не выходит за рамки ее интерпретации как целесообразного адаптивного поведения,
принципиально противостоящего спонтанности свободы и творчества [1, с. Следует отметить, что рациональная социальная деятельность отличается от других форм деятельности своим целенаправленным характером, те. это такой вид деятельности, который направленна достижение сознательно поставленной цели Если вести речь о вариантах бесцельной активной деятельности, то она вообще не является сознательной. Однако социальной деятельностью выступает и ее изначальная продуманность, т. е.
когда цель поставлена, человек анализирует ситуацию, в которой ему предполагается решать поставленные задачи. Он же выбирает методы, средства реализации этой деятельности и определяет некую последовательность своих будущих действий по преобразованию фрагмента социальной действительности, по отношению к которой высказал бы свою неудовлетворенность.
В конечном счете подобная программа не сводится к результату человеческой деятельности, это будет своеобразный ее итог, после чего сознательная деятельность в определенном смысле прекращается.
При этом важно иметь ввиду, что подобные несоответствия результата и цели деятельности лежат в разных ипостасях исследовательских программа цель, схема действий, выбор средств относятся к идеальной стороне деятельности [3, с. Рациональной следует считать деятельность в случае достижения в результате этой деятельности изначально поставленной цели. Отсюда мы можем отметить, что деятельность рациональна, если она соотносит свой изначальный результат стем, что получено в итоге. Если же речь идет об интерпретации, то рациональная оценка зависит и от цели, и от условий деятельности, те. то, что рационально при определенной характеристике, в других случаях может быть нерационально.
Из этого следует, что рациональная оценка включает в себя ссылку не только нацель, но и на ситуацию, или условия деятельности. Причем критерием рациональности деятельности может быть только достижение цели, а именно если цель достигнута – действия и средства были рациональны,
если же цель не достигнута – действия небыли рациональны.
Целерациональная деятельность отличается своим целенаправленным характером, те. это такая активная деятельность, которая всегда направлена на достижение сознательно поставленной цели.
Заметим, что бесцельная активность не является деятельностью.
Другой необходимой характеристикой деятельности служит ее образовательная продуманность.
Другими словами, после того, как цель поставлена, человек представляет и анализирует проблему, в




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница