Диалогическая коммуникация в поликультурном обществе



Скачать 44.23 Kb.
Дата23.07.2018
Размер44.23 Kb.

Диалогическая коммуникация в поликультурном обществе





Мамутова Хатидже Энверовна
кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии философского факультета

Таврической академии ФГАОУ ВО



«КФУ имени В.И. Вернадского»

г. Симферополь, Республика Крым, Россия


Диалогическая коммуникация – это процесс создания, утверждения и преодоления стереотипов, поскольку каждая культура воспринимает другую не адекватно, не в полном объеме и качестве, а лишь в тех компонентах, в которых сама в определенный период нуждается и способна перенять, усвоить.

Усиление диалогической коммуникации этносов – признак современной эпохи глобализации. Однако не следует забывать, что данная тенденция при различных социальных условиях может проявляться по-разному. В одних случаях она может стать источником обострения этнокультурных противоречий, влияние одной культуры может нести угрозу обезличивания для другой. Диалогическая коммуникация может способствовать процессу сближения этнических культур, стимулировать их развитие и тем самым обеспечивать межэтническое согласие и консолидацию общества. Такой формой взаимодействия является диалогическая коммуникация.

Проблема развертывания взаимодействия культур является одной из определяющих для российского общества и служит для дальнейшего формирования консолидированной нации. Культурно-политический контекст проблематики (необходимости сохранения межэтнического мира, обеспечения национальной идентификации, нахождения места страны в системе культурных и геополитических координат и т.п.) предопределяет необходимость выработки адекватной культурной политики по регулированию межэтнических отношений.

Актуальность указанной проблемы подтверждается также многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых. В частности, значительный интерес представляют научные труды Д. Антонюка, М. Бахтина, Я. Дашкевича, И. Дзюбы, И. Кураса, А. Лановенко, А. Майбороды, А. Перотти, Ю. Рымаренко, В. Сагатовского, Л. Шкляра, М. Шульги и других исследователей.

Целью данного исследования является анализ факторов и особенностей этнокультурного и этнонационального развития российского общества, которые обусловливают необходимость ведения межкультурной коммуникации через диалог культур как залога межэтнического мира и согласия в России.

Коммуникация вообще в научно-справочной литературе определяется как одна из форм общения, поиска объективной истины в процессе оживления обмена мнениями между собеседниками (лицами, группами людей и т.д.). Реальная коммуникация предполагает живое общение, наполняя жизнь полноценным восприятием голоса каждого его участника.

Эта идея была буквально выстрадана в ХХ веке с его беспримерной идеологической нетерпимостью и масштабным геноцидом как символом нового гуманизма представителями «диалогической философии», среди которых можно выделить известного русского мыслителя М. Бахтина. Именно он доказал, что диалог – это не спор, он в конечном итоге ведет к общему смысловому знаменателю универсальной истины. Напротив, диалог, согласно взглядам философа, изначально предусматривает плюралистический мир разных сознаний, предстает творческим стимулом для производства новых культурных ценностей.

Такое понимание диалога означает демократическую форму коммуникации, применяющуюся к ситуациям, в которых другие формы общения невозможны. Как известно, барьером для общения любых общественных отношений могут быть политические, мировоззренческие, нравственные, религиозные, психологические ограничения или запреты. Первым шагом на пути преодоления таких накоплений, конечно, есть диалог культур.

В наше время понятие «диалог культур» достаточно широко употребляется. Под этим словосочетанием понимается, такая форма и способ коммуникации двух культур, когда каждая из сторон признает другую как равную, проявляет к ней интерес, признает ее отличие, уважает ее уникальность и одновременно через познание и признание характеристик другой культуры углубляет представление о себе, четко осознает себя, свои очертания и качества, углубляет самоидентичность.

Существуют различные варианты результатов диалога. Если снова обратиться к учениям М. Бахтина (ведь именно он разработал методологию диалога), то можно выделить следующие варианты:

- во-первых, синтез исходных позиций, слияние их в одну общую;

- во-вторых, когда при диалогической встрече двух культур они не сливаются и не перемешиваются, а сохраняют свое единство и открытую целостность, взаимно обогащаются;

- в-третьих, возможна ситуация, при которой диалог ведет, прежде всего, к пониманию существенных принципов различных исходных установок, когда «чем больше разграничения, тем лучше, но разграничение доброжелательного – без драки на грани».

Анализируя данные подходы, В. Сагатовский в статье «Диалог культур и «русская идея»» считает, что четвертым вариантом результата диалога можно определить случай, так сказать, несостоявшегося диалога и разграничение недоброжелательного, когда «договориться не удалось, позиции оказались несовместимыми, затронуты принципиальные интересы, возможно (а иногда и необходимо) недиалогическое столкновение сторон».

Что касается этого случая, то, по нашему мнению, такой результат скорее можно назвать конфликтом, а не диалогом. Ведь, как было отмечено выше, последний изначально предполагает «плюралистический мир» и «взаимопонимание». Поэтому более точно отвечают сущностным требованиям диалога варианты, которые предложил М. Шульга в статье «Формула согласия – диалог культур». Ученый, дополняя мнение Бахтина, определяет такие условия, которые ведут к результативности диалога:

- преодоление эгоцентризма каждой из сторон;

- признание другой стороны диалога как равноправного партнера;

- проявление толерантности и желание услышать и понять партнера;

- проявление сомнения относительно основ, принципов собственной позиции;

- признание за партнером права иметь другую картину мира и другой смысл бытия;

- рассмотрение опыта другой стороны как знания, расширяя горизонт собственного бытия.

Подытоживая вышесказанные мнения и подходы, можно констатировать, что диалог культур, с одной стороны, обеспечивает свободное развитие и функционирование всех культур, а с другой, способствует процессу их взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения.



E-mail.: khatidge@yandex.ru


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница