Диалектический и исторический материализм карла маркса и фридриха энгельса



Скачать 94.61 Kb.
страница1/3
Дата25.02.2018
Размер94.61 Kb.
ТипУчебник
  1   2   3

Основы философии. Электронный учебник. Автор М.В. Осмоловский

ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАРЛА МАРКСА И ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА



Учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса, именуемое обычно марксизмом, можно рассмартивать как завершающий этап развития немецкой классической философии. Карл Маркс (1818 – 1883), испытавший сильное влияние сначала идей Гегеля, а затем философии Фейербаха, значительно расширил сферу действия материализма, распространив его на общественные явления. Основой жизни человека Маркс и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) считали труд, практическую деятельность, которая преображает природу, составляет основу общественных отношений и определяет в целом бытие человека.

Человеческую деятельность Маркс рассматривал как глобальный процесс очеловечивания мира и преобразования природы, ставшей фактором человеческого бытия. Человек – часть природы, высший продукт её развития, способный к превращению сил природы в собственные силы и способности. Именно созидательный труд отличает человека от животного и является спецификой его бытия.

Исходя из того, каким образом была организована практическая деятельность человека на разных этапах исторического развития, Маркс и Энгельс выделили несколько типов общественных формаций, исторических форм общественного устройства. Марксом и Энгельсом была разработана концепция материалистического понимания истории. Так родилась теория классовой борьбы, согласно которой исторический путь общества лежит от первобытного стада через рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический уклад к социализму и коммунизму. Общественными классами Маркс и Энгельс называли большие группы людей, находящиеся в определённом отношении к предметам и результатам труда, производства, а между собой – в отношениях противоборства. Тип собственности определяет характер отношений между классами. Материальное производство формировало и формирует характер общественных отношений, а на этой основе складывается политическая система. Общественная структура упорядочивается государством и закрепляется в правовых, религиозных и морально-философских представлениях.

Материя – основа всякого бытия. Сознание, согласно марксизму, вторично по отношению к материи, это отражение людьми собственного бытия, деятельности и межчеловеческого общения.

Будучи современником развития капитализма в Европе, Маркс пишет свой фундаментальный труд – «Капитал» (1867). Здесь он подробно исследовал природу денежно-товарных отношений, природу эксплуатации и развития производства, законы накопления и расширения капитала с учётом исторических тенденций. Маркс приходит к выводу, что частнокапиталистическое производство неизбежно превратится в общественное, а капитализм рано или поздно переродится в социализм.

С 1845 года, после переезда Энгельса в Брюссель, начинается его совместная работа с Марксом. Они пишут две наиболее важные работы – «Немецкая идеология» и «Манифест Коммунистической партии». Самостоятельно Энгельс пишет работы «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».

В последней работе Энгельс отвергает противоположность явления и вещи в себе, указывая, что существует только противоречие между тем, что мы знаем и чего ещё не знаем. Энгельс развивает мысль о том, что к середине 19 века наука сама по себе пришла к диалектическому пониманию природы. Свидетельство тому – три великих открытия в естествознании: 1) открытие органической клетки; 2) закон сохранения и превращения энергии; 3) эволюционная теория Чарльза Дарвина. Энгельс в своей работе даёт классификацию форм движения материи, пытаясь нарисовать общую картину природы. В частности, жизнь, согласно определению Энгельса, есть одна из форм движения материи и способ существования белковых тел. Низшей формой движения является физическое перемещение в пространстве, высшей – мышление. Теорию движения материи Энгельс приложил и к социальным вопросам, выдвинув известную гипотезу о происхождении человека и роли труда в переходе от природной жизни к социальной.

Развитию марксистской философии в большой степени способствовали Август Бебель, Карл Каутский, Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница