Деятельности



страница1/16
Дата01.07.2018
Размер1.43 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



научно-исследовательский Институт

НАДЗОР


ТРАНСПОРТНОГО ПРОКУРОРА

ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ

УЧАСТНИКОВ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пособие

Москва ● 2014

УДК 347.463

ББК 67.721.42

Н17


Авторы:

Т.А Диканова, доктор юридических наук;

Л.И. Александрова;

В.В. Ястребов, кандидат юридических наук.
Рецензенты:

Е.В. Жарова, старший прокурор отдела управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

Н.Д. Бут, заведующая отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук.

Н17

Надзор транспортного прокурора за соблюдением прав участников внешнеэкономической деятельности: пособие / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2014. – 96 с.

В пособии рассматриваются вопросы правового регулирования прав участников деятельности, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и Государственную границу Российской Федерации.

Работа основана на изучении законодательства, юридической литературы, материалов органов прокуратуры, практики судов и контролирующих органов. Предназначена для транспортных прокуроров. Может использоваться в работе территориальных прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.


УДК 347.463

ББК 67.721.42

Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2014



Введение
Значение прокурорского надзора на рассматриваемом участке обусловлено тем, что данный надзор является важнейшей гарантией соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), а без их соблюдения невозможна эффективная ВЭД, роль которой для российской экономики в целом трудно переоценить. После распада СССР эта роль многократно возросла, и ВЭД стала основой экономики России, что было обусловлено переходом к рыночной экономике, отказом от государственной монополии на ВЭД, интеграцией российской экономики в систему международных экономических связей. Так, только экспорт товаров и услуг в 2013 г. составил почти 600 млрд долл., или около 30% ВВП1. Внешнеторговый оборот за 2013 г. составил примерно 844,2 млрд долл. Россия входит в десятку крупнейших внешнеторговых стран мира. Таможенные платежи, т.е. платежи, связанные с внешнеторговым оборотом, составляют уже более половины доходной части бюджета страны (52%
в 2012 г.), и этот показатель каждый год увеличивается. В 2013 г. в российский бюджет поступили таможенные платежи в размере 6504,58 млрд руб.

Перестройка российской экономики привела к появлению вместо нескольких советских государственных внешнеторговых предприятий множества частных организаций – субъектов ВЭД.


В настоящее время в Реестре, который ведет Федеральная таможенная служба (далее – ФТС России), зарегистрировано около 80 тыс. участников ВЭД.

Значение прокурорского надзора за соблюдением прав участников ВЭД возросло в условиях мирового экономического кризиса, который затрагивает и сферу ВЭД, а также в условиях сложной ситуации в российской экономике, требующей новых серьезных реформ. В частности, это касается сырьевого экспорта – основы нынешней экономики, который создает вместе с тем и весьма уязвимое положение для России. Так, в последние годы отмечалось падение абсолютных объемов экспортной продукции. Причинами этого являются низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внешних рынках, а также сырьевая перегруженность отечественного экспорта, чрезмерная зависимость от конъюнктурных колебаний, которым наиболее подвержены международные сырьевые рынки. По мнению руководства России, далее использовать модель экономики, основанной на сырьевом экспорте, уже нельзя, так как она себя полностью исчерпала. Соответственно, требуется ее изменение, что не может не отразиться и на правах участников ВЭД, причем не только экспортеров товаров, но и импортеров.

Актуальность прокурорского надзора за соблюдением прав участников ВЭД в последние годы существенно возросла и в связи с созданием Таможенного союза (далее – ТС), а также вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО)1. Вместе с тем в этих новых условиях с учетом расширения прав участников ВЭД в рамках ТС и ВТО возможны тенденции по усилению конкуренции, противоречий между участниками ВЭД, злоупотреблений со стороны монополистов. Соответственно все это повышает роль прокурорского надзора за соблюдением прав участников ВЭД.

О значимости соблюдения прав участников ВЭД, а следовательно, и прокурорского надзора на этом участке свидетельствуют многочисленные стратегии, программы, дорожные карты, принятые в последние годы. Это: утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18.03.2013 № 378-р государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (далее – Госпрограмма), Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года2, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года3, принятые распоряжением Правительства РФ от 06.09.2012 № 1613-р планы реализации мероприятий («дорожных карт») «Совершенствование таможенного администрирования», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»4 и др. Реализация указанных документов предусматривает мощное финансирование, в том числе бюджетное. В частности, только на реализацию Госпрограммы планируется выделение финансовых средств в размере 422 млрд руб. (в ценах соответствующих лет)1. Таким образом, надзор за соблюдением прав участников ВЭД в широком понимании этого надзора включает и надзор за законностью реализации данных программ, стратегий; исполнением бюджетного законодательства, в том числе в части целевого использования выделенных средств.

Нельзя не отметить, что внешнеторговое и таможенное законодательство постоянно либерализируется, у участников ВЭД появляются все новые и новые права, за соблюдением которых прокурор осуществляет надзор. В частности, этот процесс связан с введением новых технологий работы таможенных органов: электронным декларированием, внедрением технологии отдаленного выпуска, обязательного предварительного информирования о ввозимых товарах, сокращением срока выпуска товаров высокой степени переработки, определением минимального перечня документов, необходимых для представления в таможенные органы, введением института уполномоченного экономического оператора; обеспечением выпуска товаров до подачи таможенной декларации и уплаты таможенных платежей. Следует отметить, что Федеральным законом «О таможенном регулировании» (далее – Закон о таможенном регулировании) расширяется перечень лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере таможенного дела. В настоящее время такими лицами являются и владелец магазина беспошлинной торговли, и уполномоченный экономический оператор. Для согласования значимых прав и интересов участников ВЭД ст. 53 Закона о таможенном регулировании предусмотрена возможность привлечения некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих ввоз-вывоз товаров и других участников ВЭД, к формированию и реализации государственной политики в области таможенного дела. Эти организации определены Правительством РФ: Торгово-промышленная палата РФ, «Деловая Россия», «Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей и пр. Указанный закон предусматривает, что консультации с такими организациями проводятся на этапе разработки проектов нормативных актов, касающихся совершения таможенных операций и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Цель – выработка согласованной позиции между участниками ВЭД и таможенными органами.

Прокурорский надзор за соблюдением прав участников ВЭД весьма сложный по ряду причин. Так, цели участников ВЭД направлены, прежде всего, на получение прибыли, и интересы одних участников не согласуются, а нередко находятся и в противоречии с интересами других участников, а иногда и государства. Например, российские производители продукции, идущей на экспорт, заинтересованы в поддержке государством развития отечественного производства и продвижении российской продукции на внутренних и мировых рынках. Импортеры заинтересованы в продвижении на российские рынки зарубежной продукции. Типична ситуация, сложившаяся, к примеру, в рыбной отрасли. Российские рыбопромысловые предприятия сталкиваются с серьезными сложностями с реализацией выловленной продукции в российских торговых сетях, поскольку ее место занято норвежской, китайской, вьетнамской и др. рыбопродукцией, завезенной импортерами. В результате российские предприятия становятся банкротами. В таких условиях сглаживание противоречий, максимально возможное обеспечение прав различных участников ВЭД должно обеспечиваться сбалансированной внешнеэкономической политикой, которая в настоящее время отсутствует.

В том числе и по этой причине нередко отдельные участники ВЭД добиваются реализации своих интересов, используя различные средства лоббирования, нередко имеющие коррупционную составляющую. Чем мощнее участник ВЭД, тем больше возможностей для лоббирования он имеет. Различные союзы, ассоциации и другие организации, призванные обеспечивать права участников ВЭД, порой действуют в ущерб интересам других участников, государства в целом. Поэтому весьма важно различать, где речь идет о соблюдении прав участников ВЭД, предусмотренных законом, а где – о злоупотреблении правами, которые выражаются в нарушении законодательства о конкуренции, монополизации и разделе российского рынка иностранными участниками ВЭД, за которыми нередко стоят российские лица и коррупционный фактор.

Сложность прокурорского надзора на рассматриваемом участке обусловлена и сложностью, многоуровневостью законодательства, регламентирующего ВЭД (6 уровней нормативной базы о таможенном деле), в том числе прав участников этой деятельности. Это законодательство относится к различным отраслям права, имеет пробелы и противоречия, постоянно меняется. Следует отметить и множество контролирующих рассматриваемую сферу деятельности органов, за соблюдением которыми прав участников ВЭД осуществляется прокурорский надзор. Прокурорский надзор осуществляется и будет осуществляться в условиях постоянного реформирования системы контролирующих органов, в особенности таможенных. Кроме того, при выполнении прокурорами функций прокурорского надзора за соблюдением прав участников ВЭД нельзя не учитывать появление наднациональных органов в связи с образованием ТС, зависимость соблюдения прав участников ВЭД не только от российских контролирующих и правоохранительных органов, но и соответствующих органов Республики Беларусь и Республики Казахстан. Расширение международной торговли, усложнение характера ВЭД сопровождается увеличением информации о товарах, условиях их поставки и оплаты, других сведений, пересылаемых участниками ВЭД в таможенные и иные контролирующие органы Российской Федерации и других стран ТС. Все это вызывает рост объема информационной нагрузки, связанный с субъектами и объектами ВЭД, на контролирующие органы и существенно усложняет принятие решений при осуществлении таможенной и другой контрольной деятельности. Вследствие этого возникают противоречия между возможностями осуществления контроля и потребностями участников ВЭД в ускорении товарооборота и снижении издержек. Кроме того, увеличение масштабов ВЭД и резкое увеличение числа его участников, непоследовательная судебная практика, нарушения законов при проведении контрольных и правоохранительных мер приводят, с одной стороны, к нарушению прав участников ВЭД, с другой – к многочисленным экономическим правонарушениям в сфере экспортно-импортных операций, что, в свою очередь, способствует нарушениям прав добросовестных участников ВЭД.

Система контроля за ВЭД постоянно претерпевает значительные изменения. Вместе с тем с созданием наднациональных органов ТС соответственно возникает вопрос о том, какие именно функции остаются у национальных органов – вопрос пока не решен, и прокуроры должны осуществлять надзор на рассматриваемом участке в таких сложных условиях.

В связи с этим прокурорам, осуществляющим надзор за соблюдением прав участников ВЭД, необходимо знать основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности и прав ее участников, полномочия контролирующих и правоохранительных органов, затрагивающие эти права; типичные нарушения прав участников ВЭД, допускаемые в деятельности данных органов, методику прокурорского надзора за соблюдением рассматриваемых прав.

С учетом множества участников ВЭД, многоуровневого правового регулирования их прав, многоаспектности прокурорского надзора за их соблюдением, недостаточной методической разработанностью вопросов этого надзора авторы ограничили круг рассматриваемых в пособии вопросов теми вопросами, которые нашли отражение в практике транспортных прокуратур. Так, деятельность участников ВЭД связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, и в этой связи важнейшее значение имеет таможенное законодательство, которое определяет статус этих участников и прежде всего их права. Речь идет о декларантах, таможенных перевозчиках, владельцах складов временного хранения (далее – СВХ), владельцах таможенных складов, владельцах магазинов беспошлинной торговли, экономических операторах и других участниках таможенных правоотношений. Авторы при подготовке пособия исходили из того, что особая роль в осуществлении надзора за соблюдением прав участников ВЭД отводится именно транспортным прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением таможенного законодательства.

1. Понятие «участник ВЭД». Правовое регулирование внешне-экономической деятельности


Каталог: userfiles -> ufiles -> nii
nii -> Сборник материалов научно-практического семинара (17 октября 2014 г., г. Москва) Москва ● 2015
nii -> И обоснованности приостановления предварительного расследования
nii -> Сборник статей Москва · 2013 ббк 67 а 43 а 43
nii -> Академия генеральной прокуратуры
nii -> Сборник научных статей Под общей редакцией С. И. Никулина и Н. И. Пикурова Москва ● 2013 ббк 67. 408 А43
nii -> Сборник Выпуск 3 Москва•2015 ббк 67. 721-9 А43 Под общей редакцией
nii -> Сборник научных статей под общей редакцией С. И. Никулина и Е. Н. Карабановой Москва • 2015 ббк 67. 408 А43


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница