Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления



страница1/8
Дата30.07.2018
Размер31.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления.

 

Причины отклонений от норм поведения подростков.



1. Неправильное воспитание.

Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное

воспитание детей и подростков в семье.

«Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беседа, обращается внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.

За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими,непосредственными факторами формирования личности каждого из них.

К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:

 неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детейвоспитывают прародители (бабушка или дедушка);

 конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;

 «асоциальная семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;

 формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;

 «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются

употреблением спиртных напитков;

 семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях не создаются условия для полноценного развития личности подростка.

В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:

 безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;

 скрытая безнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей, при котором создается видимость какого-либо интереса к воспитанию, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они не требуют выполнения наставлений и указаний;

 потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых, инспекторов ИДН;

 эмоциональное отвержение - родители тяготятся ребенком; подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей;

 воспитание по типу «Золушки» - чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;

 воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи;

 воспитание по типу «кумира семьи» - необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей, поощрение эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания».

Было бы неверным недооценивать при анализе основных причин отклонений от нормповедения подростков роль школы и внешкольных учреждений. Ошибки недостатки в учебно-воспитательной работе этих учреждений, их недостаточная связь с семьей поддерживают формирование педагогической запущенности детей и подростков, возникшую в условиях неблагоприятного семейного воспитания. Отношения школьников к учебной деятельности является ведущим фактором, который способствует формированию личности в определенном направлении в период обучения. Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений.

Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями. Подростки постепенно выбывают из сферы общения своего классного коллектива. Хотя именно школа для таких ребят должна стать тем местом, где они могли бы удовлетворить свою потребность в положительном общении.

2. Медико-биологические факторы.

Одним из клинико-биологических отрицательных факторов следует назвать наследственность, снижающую защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности. Она может проявляться в следующих вариантах:

1. Наследование умственной недостаточности, которая характеризуется в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что часто приводит подростков к социальной дезадаптации.

2. Наследование аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях.

3. Наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга и обнаруживается в самых разнообразных формах нервно-психической патологии (умственной недостаточности, нарушения формирования характера и др.).

Наряду с влиянием наследственности, существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания в первые годы жизни и травмы головного мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков, в слабости защитных и приспособительных механизмов.

Особую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который характеризуется бурным ростом организма, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функции органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы. Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад, темп жизни ускорился.

Вместе с тем у подростка сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость,незрелость гражданских понятий и представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

3. Психические факторы.

Подростковый возраст – период завершения формирования характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить в различным формам асоциального поведения.

Наиболее распространенными негативными характерологическими реакциями являются:

 Реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;

 Реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой прежнего эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приемов пищи, отказов от речевого общения;

 Реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;

 Реакции имитации – подражания формам поведения окружающих, которые

пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, если имитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения (например, не лучшие образцы массовой культуры);

 Реакции компенсации и гиперкомпенсации (сверхкомпенсации) – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций; подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);

 Реакции эмансипации – повышенное стремление подростка к независимости,

самоутверждению (отражается в определенном отрицании социального

положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих

жизненных наблюдений);

 Реакции увлечения – тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами личности и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессодержательным времяпрепровождением на улице; увлечения связанные с азартными играми; эгоцентрические увлечения, проявляющиеся в стремлении быть в центре внимания любой ценой);

 Реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью ( в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запушенные, безнадзорные подростки);

 Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувствам, - связаны с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения ( сюда относятся не только проявления непосредственной сексуальной активности –онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация своих половых органов, но и некоторые другие случаи агрессивного садистического поведения).

Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы.


 

Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося



поведения подростков.

1. Работа с подростками, допускающими отклонения от норм поведения.

Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку необходим строго индивидуальный подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.

Следует выделить четыре группы педагогически запущенных подростков.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2018
2018 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Рассмотрена и одобрена на заседании нтс ао «цнити «Техномаш»
2018 -> Курс лекций «Українські історичні школи»
2018 -> Т. В. Юрьева Историческая интерпретация русского православного иконостаса
2018 -> Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому
2018 -> Круглый стол «Вечной может быть лишь Россия Духа» /к 70-летию со дня смерти выдающего русского философа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница