Девальвация ценностного содержания гендерных концептов



Скачать 81.08 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата05.05.2018
Размер81.08 Kb.
  1   2   3   4   5


СЕКЦИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
ПОДСЕКЦИЯ «ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ»
Руководитель– профессор, д.ф.н. Рогозина И.В.
Секретарь – Пицун М.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ КОНЦЕПТОВ
Каракозова М.С.- аспирантка, Рогозина И.В. – профессор
2.
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ГЕНДЕРНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ЭТАЛОНЫ.
ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ М.А. Пицун – аспирантка, Рогозина И.В. - профессор


ДЕВАЛЬВАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ КОНЦЕПТОВ
(на материале мужских и женских журналов)
Каракозова М.С.- аспирантка, Рогозина И.В. - профессор
Алтайский государственный технический университет (г.Барнаул)
По мнению многих исследователей, сегодня именно медиа (масс-медиа и гипермедиа) являются основополагающим элементом социализации, доминирующим в формировании содержания мышления индивидов. СМИ информируя, развлекая и транслируя ценности нашей культуры, воздействуют на мышление индивида, воспроизводят существующие нормативные образы и модели поведения или изобретают новые, то есть, по сути, предлагают индивиду определенную картину реальности. Получаемая в результате воздействия СМИ на сознание индивида картина мира, медиа-картина мира, стоит в одном ряду с понятиями «образ мира» и
«картина мира». [8].
Картина мира всегда субъективна, и является «динамическим образованием в сознании человека, служащим обработке информации о мире и одновременно накапливающим эту информацию в обобщенном виде» [5]. Масс-медиа, являясь институтами социализации наряду с родителями, группами сверстников и др., формируют, прежде всего, общечеловеческую часть картины мира индивида, предписывающую ему необходимые для выполнения той или иной социально значимой роли соответствующие социально-психологические качества.
Каждый индивид воспринимает и трактует любую информацию, связанную с половой принадлежностью, согласно представлениям о мужественности и женственности, принятым в обществе. Согласно определению А.В. Кирилиной, система «социокультурно обусловленных мнений и пресуппозиций, установок, касающихся качеств, атрибутов и норм поведения представителей обоих полов, отражённых средствами знаковых систем, является гендерной картиной мира» [1]. Она является единым целостным образованием и органично входит в общую картину мира, и состоит из гендерных концептов. Ключевыми категориями гендерной картины мира являются фемининность и маскулинность – понятия, описывающие свойства и признаки
«женского» и «мужского», и, по мнению И.В. Палаевой, являющиеся средствами отражения национально-специфичной гендерной модели в языке [7].
Гендерные представления отдельных индивидов опираются на эталоны и стереотипы, сложившиеся в обществе, и способны к развитию и изменению под воздействием масс-медиа, которые не просто репрезентируют реальность, но и привлекают внимание реципиента к определенным фрагментам реальности, а иногда и конструируют ее, создавая нормативные образцы современной мужественности и женственности в многочисленных популярных женских и мужских журналах. Следует отметить, что исследователи (Лу Мими [1998], В.К. Амбросенкова
[1999]) проанализировали типологию издаваемых женских журналов и ориентацию элитарных и массовых печатных изданий на определенную категорию читателей. В работе Н.А. Сирош [10] подчеркивается прямая зависимость между характером информации печатного издания и принадлежностью возможных читателей к определенной социальной группе [10]. Исследователи С.А.
Корочкова [3], И.М. Копанева [4] проанализировали рекламный дискурс мужских и женских журналов, и выявили андроцентричность рекламы. Но, к сожалению, гендерные исследования на материале массовых популярных журналов для женщин и мужчин носят однобокий характер, выполнены в русле социолингвистики, и медиа-текст как целостное явление, в них не исследуется.
Объектом нашего исследования являются гендерно-ориентированные медиа-тексты популярных женских и мужских журналах журналов. Мы остановили свое внимание на женских и мужских журналах двух типов: на отечественных аналогах западных изданий («Cosmopolitan» – журнал для женщин, ратующийся за эгалитарный тип отношений, элитный мужской журнал «GQ» и массовый мужской журнал «Maxim») и российском массовом женском журнале «Лиза» журнале




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница