Детская анатомия и физиология



Скачать 68.96 Kb.
страница1/2
Дата28.01.2018
Размер68.96 Kb.
  1   2

ДЕТСКАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам и являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке биологов и медицинских работников. В то же время каждый грамотный человек хотя бы в общих чертах должен знать о строении и основных функциях своего тела, организма, отдельных его органов. Такого рода знания могут оказаться весьма полезными, если в непредвиденных обстоятельствах потребуется оказать экстренную помощь пострадавшему. Поэтому уже в школьные годы наряду с биологией – наукой о всем живом изучаются анатомия и физиология человека как представителя животного мира, занимающего в нем особое место. Человек отличается от животных не только своим более совершенным строением, но и развитием мышления, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые определяются социальными условиями жизни, общественными взаимоотношениями, общественно-историческим опытом.

Таким образом, анатомия и физиология являются частью биологии, как и человек – частью животного мира.

Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды.

Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для педагогов, психологов, воспитателей и гигиенистов.

Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективных методов обучения.

В учебнике в доступной и наглядной форме изложены материалы возрастной динамики детского возраста, а также материалы по сочетанному изучению морфологических и функциональных характеристик, как всего организма ребенка, так и отдельных его систем. Наряду с материалами по анатомо-физиологическим особенностям периодов детского возраста даны подробные указания по питанию ребенка и организации ухода за ним. Кроме того, с позиций профилактической медицины предпринята попытка привить учащимся правильный взгляд на ряд профилактических и лечебных мероприятий, обусловливающих нормальное развитие ребенка.

«Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю, тесно связанную с историей развития производительных сил и производственных отношений определенных исторических формаций.

Педиатрия – греческое слово, происходящее из двух слов: paid – ребенок, utrea – врачевание». [с. 3]



Бисярина, В. П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста : учебник для училищ / В. П. Бисярина – издание второе, исправленное и дополненное – М. : Медицина, 1973. – 223 с. : рис.

В пособии даны основы физиологического учения о развитии организма, структуре и функциях нервной и сенсорной систем, опорно-двигательного аппарата и возрастных изменениях в процессе развития ребенка. Особое внимание уделено задачам укрепления здоровья подрастающего поколения.

«Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения, которым называют слияние мужской и женской половых клеток – гамет. Процесс индивидуального развития организма называют онтогенезом. Различают эмбриональное, или внутриутробное, развитие и постнатальное. Эмбриональное развитие продолжается до рождения ребенка, дальнейшее его развитие называют постнатальным. В процессе оплодотворения сначала происходит проникновение сперматозоида через оболочку яйцеклетки. Этому предшествует выделение сперматозоидом фермента, расщепляющего соединения, которые входят в состав оболочки яйцеклетки». [с. 28]

Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат) : учебник для институтов / Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова – издание второе, переработанное. – М. : Просвещение, 1986. – 288 с. : рис.

В учебном пособии представлена анатомия человека как целостная биологическая система, раскрыты основные закономерности роста и развития организма человека. Показано соответствие физических нагрузок функциональным возможностям организма, описаны возможные функциональные нарушения у детей и подростков и их коррекция.

«Опорно-двигательный аппарат разделяют на пассивную и активную части. К пассивной части относят кости и их соединения, от которых зависит характер движений частей тела, но сами они выполнять движения не могут. Активную часть составляют скелетные мышцы, которые обладают способностью к сокращению и приводят в движение кости скелета (костные рычаги).

Специфика аппарата опоры и движений человека связана с вертикальным положением его тела, прямохождением и трудовой деятельностью. Приспособления к вертикальному положению тела имеются в строении всех отделов скелета: позвоночника, черепа и конечностей.» [с. 67]



Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учебное пособие / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина – 4е издание, переработанное и дополненное – М. : ACADEMIA, 2005. – 432 с. : рис. – (Высшее профессиональное образование)


В основу настоящего пособия положено содержание лекций, которые читает автор – преподаватель кафедры валеологии БПГУ им. В. М. Шукшина.

Опыт преподавания насыщенного по содержанию, но малого по объему курса убедил в необходимости тщательного отбора учебного материала, без которого невозможно говорит о возрастных особенностях детей школьного возраста и гигиенической оценки среды, которая окружает школьника.

«Гигиена и физиология человека зародились еще в древние времена.

Среди ученых античной медицины наиболее известен Гиппократ.

В эпоху феодализма – выдающийся таджикский врач и философ Абу-Али Ибн-Сина. В Европе его называли Авиценной. Его книга «Канон врачебной науки» многократно переводилась на многие европейские и восточные языки.

Экспериментальное решение основных проблем гигиены детей и подростков в России, а также издание специальных руководств стало возможным только с открытием в Петербургской медико-хирургической академии кафедры гигиены (1971 г.). Заведовал кафедрой А. П. Доброславин (1842 – 1889).» [с. 9]




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница