Детерминизм и индетерминизм



Скачать 121.52 Kb.
Дата27.04.2018
Размер121.52 Kb.

Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная обусловленность - абсолютное строгое предсказание. Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Г. Риккерт: "Причинное объясняет действительно лишь в пределах наук о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным". Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, свободная в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, т.е. ничем не обусловленная. Индетерминизм трактуют принцип объективной необходимости как фатализм.

Принципы детерминизма.

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов. Детерминизм есть отношение. характеризующее зависимость вещей от любых факторов.

2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая, причинная необходимость. Принцип причинности - каждое событие имеет причину и является причиной чего-либо.

3. Тезис и многообразии принципов детерминации и существовании непричинных отношений.

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обуславливания.

Стройная организация всего сущего. Телеология - определяется изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действительная причина рассматривается как действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е. как цель. Цель ставится творцом. Гейне: "деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен для глаз. Бог создал быков так как говяжий бульон полезен для человека; ослов для сравнения, а самого человека, чтобы он ел говяжий бульон и не был ослом" Естественный отбор - вот истинная причина совершенства орган мира, причина объективной целесообразности природы. в природе целесообразность достигается, когда обратное воздействие следствия на причину принимает отрицательный вид. Тогда информ между требуем состоянием и реально достигнутым превращается в причину, заставляющую регулируемую часть системы двигаться так, чтобы приближаться к целесообразности. Однако сознательная цель является одним из атрибутов в сфере человеческой деятельности. В науке часто применяется целевой подход, т.е. подчинение процесса исследования его целевой, конечной стадии. Цель есть начальный, а не конечный продукт, и сама является причиной. Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщ связи причинность определяется как один из видов связи, а именно как генетическая связь между явлениями, при которой одно явление при наличии определенных условий с необходимостью порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения. Ограничение на применение принципа причинности накладываются принципом всеобщей вязи. К не имеющим причинно - следственных связей относятся такие виду связей как пространственно-временные коррелляции, функциональные зависимости, отношения симметрии... Однако любое явление имеет свои причины и следствия, не с одним так с другим. Причина есть взаимодействие, следствие есть результат взаимодействия. Два типа:

1. ведущее к изменениям состояний и свойств уже существующих объектов - вирусы;

2. порождающее новые объекты - электрон и позитрон рождают 2 фотона.

Критерии причинных отношений:

· порождение или производство, субстанциональный характер причинной связи. Подтверждение в ОТО;

· временная ассиметрия. Причина предшествует следствию. см тоже ОТО. Процесс причинения необратим. В то же время факт постоянного предшествования по времени не есть критерий причинности (лето-осень);

· необходимость, однозначность. Равные причины всегда порождают равные следствия. Связь следствия с причиной не может быть случайной, а вот причины - могут;

· временная и пространственная непрерывность, смежность. Одной из характер причинности является ее связь с категориями времени. Время - форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть недействующая причина?



Но понимание причины и следствия равно используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений, примыкающих друг к другу во времени, и явл, для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены временем интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, другие - случайными. Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и взаимодействием явлений. Следствие распространяет свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на производство его причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а протяженна. Это растянутое во врем взаимодействие причины и следствия называется принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в само организованных системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступление движение системы. Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не одностороннем действием, а основывается по крайней мере на отношении между 2 взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия. Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация по внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренние мех причинения связан с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые тоже делятся не физические, химические, биологические, психологические, социальные причины. По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие – совокупность обстоятельств причинного события (не участв в переносе ...), граница, отличающая причину от условия, весьма расплывчата. Условия оказывающие влияние на следствие опосредовано, через причину. Причина есть возможность события, а условия превращают или не превращают ее в реальность. 2-й тип классификации строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные) (Квантовая механика, информационные взаимодействия). Выделяются также причины общие, специфические и главные; объект и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные. Причина общая - совокупность всех факторов, что раньше называли причиной, кондициальная причина - это условия. Есть еще реализаторская или пусковая причина. Специальная причина - определяет главное качественное изменение, специфичность следствия. Кондициальные - факторы, способствующие приведению специальных причин в активное состояние, возможность превращать в действие. Им позволена вариабельность и заменяемость, а спец не разрешено. Реализаторская или повод - фактор, определяющий момент возникновения следствия при определенной совокупности условий.

СЛУЧАЙНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ. Исторически категории необходимости и случайности возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей. Существовали разное понимание необходимости и случайности. Одни говорят "чему быть, того не миновать", т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимодействия явлений. С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случайным. Однако та случайность, причина которой познана, не перестает от этого быть случайностью, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не значит, что случайности нет. Наиболее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса - возможно в одной математической формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное состояние всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена. Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует случайность, или нет никакой случайности, только необходимость. Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, то, что в данных условиях может быть, а может и не быть. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определена привходящими обстоятельствами. Человек наступил на корку и упал (падение не вытекает из логики поступков упавшего). Внутренняя случайность вытекают из самой природы объекта. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождает случайные явления описывается изнутри какого-то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия объективные условия осуществления основного причинного ряда. Выделяются случайности субъективные, связанные с наличием у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объект необходимости, и случайности объективные. Итак случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому при соответствующих условиях. Необходимость – это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Необходимость может быть динамической и статистической. Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему же необходимость может проявляться только через случайное? Потому что она реализуется только через единичное. Случайность оказывают влияние на ход необходимого процесса. Более того, случайность в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так закономерные признаки одного биологического вида появились как случайное отклонение от признаков другого вида. Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять необходимо выявить определенный порядок. А для этого надо проанализировать те конкретные формы случайности, в которых проявляется необходимое. А вот предсказать общ событий, например, предполаг учет и того и другого. В этом состоит задача целесообразной деятельности человека. В истории, как и в поведении людей, немало иррационального. Движение истории в сильной степени зависит от субъект факторов. В истории общества в большей мере, чем в природе, проявляется случай, ибо тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории, действие в ней необходимости как результирующая своб деятельности множества людей была названа Гегелем хитростью исторического разума. Вне случайности история была бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо. В любом событии можно выделить существенное=необходимое и несущественное = случайное. За случайностью всегда скрывается необходимость. Задача науки эту необходимость выявить.

КАТЕГОРИЯ ВОЗМОЖНОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ. Возможность - это такое состояние или ситуация, когда одна часть детерминирующих факторов имеется, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Каждая материальная система сначала существует потенциально, затем становится действительностью. Развитие есть бесконечный процесс реализации возможностей и возникновении новых. Под возможностью также понимается то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало бытием. Действительность - актуальное бытие, возможность - потенциальное бытие. Их связь состоит в том, что они предполагают друг друга. Любая действительность имеет возможности и возникла как результат возможности. Связаны с другими категориями детерминизма, особенно с законом. Обратимая возможность - вода в пар и необратимая возможность, когда после ее реализации первоначальная действительность становится невозможной - смерть, например. Формальная и реальная возможность соотносятся с необходимостью и случайностью. Формальная - то, что связано с случайностью (выигрыш в лотерее). Для их реализаций надо пресечение множества необходимых линий. Реальные - то, что обусловлено необходимыми сторонами - созревание плодов. Абстрактные возможности - для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия, они реализуются при более высоком уровне развития материи. Конкретная - то, для чего возможности сложиться могут. Для количественной оценки возможности введено понятие вероятность. Она ограничивает пределы возможности и характеризует степень ее близости к действительности. Вероятность есть степень необходимого в возможном.



КАТЕГОРИЯ ЗАКОН. ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ПОЗНАНИЯ. Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не вырастет, хоть ты его тресни. Веками человек подмечал определенный порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о существовании чего-то закономерного. Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития человеческого общества, в период становления науки как системы знания. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления. Будучи по своей форме продуктами человеческих знаний, по своему внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы действительности. Познание законов и есть основная задачи науки. Понятие законов находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему.. Если детерминизм говорит о всеобщей обусловленности явлений, то понимании закона выражает качественную устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрения констатации и причинного понимания, но с точки зрения их объект необходимости и качества регулярности. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он является мерой предсказуемости связи. Поэтому закон как выражение действия объект необходимости может рассматривать в качестве особого вида детерминации: как детерминизм будущим в отличии от причиной детерминизма прошлым и системной детерминизм настоящим. Однако не все формулировки законов имеют причинную форму. В подавляющем большинстве сл законов формулируются в виде какой-либо функциональной зависимости или классифицировать соотношения, т.е. в конечном счете закон по форме тяготеет к системной корреляции, а не генетической причинности. Однако это не значит, что причинность отсутствует в тех связях, отражением которых являются коррелятивные формулировки законов. Налицо противоречие: с одной стороны, содержание категории законов формировалось в единстве с принципом причинности, а с другой - формулировка законов всегда осуществляется в виде различного рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования. Это породило многочисленные споры о сущности кат закона. Согласно религиозно-идеалистическим взглядам, в мире все течет по созданным Богом путям, кот управляют всем выполняя волю всевышнего. Бог управляет миром через законы, "подобно ямщику, держащему в руках вожжи всех событий Вселенной". Согласно субъективному идеализму законы возникают лишь из-за любви человека к порядку. Однако в силу того, что мир есть самоуправляемая система, законы в ней являются ее внутренним самопроявлением. С точки зрения сферы действия законы делятся на общие, универсальные (закон сохранения энергии) и частные, действ лишь в ограниченной области (законы общественного развития). По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования (причинная и системная детерминация) и законы развития (область причинной детермин) В силу диал необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей. По форме своего проявления законы делятся на динамические и статистические. Так любой брошенный камень вернется, а землю в силу динам законов, а количество очков на брошенных костях непредсказуемо, действует статическая закономерность. Необходимо различать тенденции и статическую вероятность: тенденции отражает путь проявления однозначных динамических законов, а стат з. Предполагают альтернативную вероятность конкретного события. Обычно в случае динамического, хотя бы и в форме тенденции, проявления говорят о законе, в случае стат проявления - о закономерности. Однако и то и другое являются различными выражениями необходимости. Но закономерность в отличие от закона отражает не жестко детермин характер объект необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. Строен организма подчиняется законам, однако обладает и массой индивидуальных качеств, которые с точки зрения общего закона есть случайности, через которые и проявляется закон. Закон как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными словами закономерность - это форса конкретного проявления закона. В мире действуют законы, а не слепой рок. Это особенно верно для социальных законов, т.к. законы общего развития не могут осуществляться без деятельности людей, обладают достаточно высокой степенью творческой свободы. Итак все в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и развития является категория закона, категория не только объясняющая прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее.
Каталог: filosof
filosof -> Петинова М. А. П 29 Философия техники
filosof -> Социокультурные традиции в контексте становления и развития самосознания этноса
filosof -> Духовность, ее подобия и антиподы в культуре
filosof -> Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения направления
filosof -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для студентов уо «бгсха» всех специальностей
filosof -> Социология Огюста Конта


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница