Департамент культуры новосибирской области



страница1/24
Дата15.01.2018
Размер0.78 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА



КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

И МОЛОДЕЖЬ
(по материалам социологического исследования)


Новосибирск 2009
Содержание



  1. Введение




  1. Программа исследования (цель, теоретический и эмпирический объекты исследования, предмет, задачи, методы исследования, периодичность);



  1. Результаты исследования «Культурно-досуговые учреждения Новосибирской области и молодежь»

    1. Результаты опроса специалистов КДУ;

    2. Результаты опроса посетителей КДУ;

- Выводы;

    1. Молодежь и патриотизм; деятельность КДУ в патриотическом направлении;

- Выводы;
IV. Заключение.

Ответственный за выпуск Л. А. Жиганова


Составитель И. А. Перфильева

© Новосибирский государственный областной Дом народного творчества, 2009



  1. Введение

Основная задача культурно-досугового учреждения, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для полной самореализации человека в сфере досуга.

Одна из категорий потребителей услуг культурно-досугового учреждения – это молодежь. Чтобы юноши и девушки с разными интересами, потребностями пришли в КДУ и стали активными участниками его мероприятий, прежде всего сами культурные учреждения должны создавать условия для организации различных видов клубной деятельности, привлекательных для молодежи.

В настоящее время организация досуга молодежи является одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений.

Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева №1383 от 18 сентября 2008 года, по инициативе Государственной Думы Федерального Собрания РФ, 2009 год в Российской Федерации объявлен Годом молодежи. Как отмечается в указе, целью проведения года молодежи является «развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей».  

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 30 лет, когда человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может иногда сдвигаться в сторону следующей за ней взрослости. Подвижные границы молодости зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости и адаптации к взрослой жизни. Эта социальная группа наиболее восприимчива к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Досуг – это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Свободное время является одним из важных средств формирования личности. Оно непосредственно влияет и на производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки.

Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют ему содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но есть и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. Использование свободного времени молодежью является своеобразным показателем ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или всей социальной группы.

При этом особое значение имеет творческая деятельность работников культурно-досуговых учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является также результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических духовных и физических потребностей молодежи и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. К специфическим чертам переходного периода и молодости относится преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодые люди более склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспосабливаются к деятельности однообразной, их влечет к себе все новое, неизвестное. Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи является ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести навыки общения с людьми различного социально- психологического склада.

Досуг является неотъемлемым элементом образа жизни человека; это относится и к досугу молодежи в частности. Он рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением; в этом заключается социальная роль досуга.

Культурно-досуговые учреждения выступают как места концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. И они постоянно должны заботиться о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности. Для того чтобы этого достигнуть необходимо в основу деятельности положить структуру и характер запросов молодежи. А также постоянно стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых людей.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирование культурных запросов и потребностей, создание условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждения культуры как социально-культурного института.

Работа по организации досуга для молодежи должна дополняться его дифференциацией с учетом различных групп молодежи. В возрастном, профессиональном, территориальном отношении молодежь, как социальная группа, неоднородна: сельская, учащаяся, занятая в различных сферах народного хозяйства, семейная и несемейная и т. д. Естественно, что все эти подгруппы молодежи отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, количеством свободного времени и отношением к нему, предпочтениями в сфере досуга. Как раз это и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные в каждом конкретном случае занятия, развлечения, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

Очевидно, что дальнейшее развитие нашего общества и государства невозможно без формирования у молодых людей устойчивой гражданской позиции, направленности на защиту интересов своей страны. В настоящее время особую остроту приобрели вопросы гражданского и патриотического воспитания, требующего восстановления смысла понятий «гражданственность» и «патриотизм», наполнение их значением, четко закрепляющим позицию молодежи по отношению к стране. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы, и в том числе культурно-досуговых учреждений.

Совершенствование деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи сегодня является существенной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

К сожалению, в настоящее время многие КДУ переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, устаревшая или же слабая материальная база Домов Культуры и центров досуга.

Учреждениям культуры необходимо оперативно и адекватно решать задачи, диктуемые жизнью. Поэтому следует постоянно поддерживать обратную связь с молодежью. Необходима связь с социологами, которые бы проводили социологические исследования – ведь работники КДУ действуют порой интуитивно, руководствуясь скорее привычкой, сложившимися давно стереотипами, не исходя из сегодняшних запросов, настроений, не заглядывая в перспективу.

Сейчас в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с помощью которых они пробуют изучить досуговые запросы молодежи.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница