Департамент государственной политики в сфере общего образования



страница1/10
Дата05.02.2018
Размер0.87 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

<Письмо> Минобрнауки России от 22.10.2015 N 08-1729
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими р...

Документ предоставлен КонсультантПлюс


Дата сохранения: 02.02.2016



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО

от 22 октября 2015 г. N 08-1729
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей и педагогических работников образовательных организаций, представителей коллегиальных органов управления образованием.
Директор департамента

А.В.ЗЫРЯНОВА


Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, И ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации адресованы специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Рекомендации направлены на обеспечение развития общественного участия в управлении образованием и повышение эффективности работы органов государственно-общественного управления образованием в современных условиях.

При подготовке материалов были использованы примеры лучших практик общественного участия в управлении образованием в субъектах Российской Федерации.


ВВЕДЕНИЕ
Развитие государственно-общественного взаимодействия в управлении отечественным образованием на протяжении последних десятилетий дает основание говорить о том, что сформировался особый тип управления - государственно-общественный, который характеризуется тем, что субъекты, осуществляющие политику в сфере образования, и образовательные организации осуществляют постоянное взаимодействие в управлении образованием и оказании образовательных услуг с субъектами, представляющими интересы общества и населения, при их ответственном участии в этой деятельности.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования общественного запроса на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере [9].

Нормативное правовое закрепление общественной составляющей в управлении образованием в Российской Федерации было осуществлено еще в 1992 году с принятием Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" <1> (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании" 1992 года), установившего принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием (ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" 1992 года).

--------------------------------



<1> Утратил силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Так, в ст. 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" 1992 года были закреплены основы самоуправления образовательными организациями: "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются советы образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения".

Однако общественная составляющая в управлении системой образования в целом, по сравнению с государственной составляющей, не нашла четкого нормативного закрепления в законах того периода, а получила в большей степени смысловое значение.

В действующем Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) в сравнении с предыдущим законом Российской Федерации "Об образовании" принцип государственно-общественного управления образованием перенесен из принципов государственной политики в сфере образования в перечень принципов организации управления системой образования в целом и во всех ее структурных элементах: "Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер" (ч. 1 ст. 89 Федерального закона N 273-ФЗ). То есть все субъекты управления системой образования должны в той или иной мере включать принцип государственно-общественного управления в свои структуры управления.

На уровне государственного управления в сфере образования данная норма отражена в п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ - через включение консультативных, совещательных и иных органов, создаваемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в структуру системы образования. Исчерпывающего перечня таких органов на федеральном уровне не предусмотрено.

На уровне управления образовательной организацией принцип государственно-общественного управления опосредованно выражен в статье 26 Федерального закона N 273-ФЗ, в которой провозглашены принципы единоначалия и коллегиальности в управлении, при этом разделяя коллегиальные органы управления образовательной организацией и органы, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией посредством выражения позиции той или иной группы участников образовательных отношений [32].

Федеральный закон N 273-ФЗ определяет, какие из коллегиальных органов управления создаются в обязательном порядке, а какие - согласно уставу образовательной организации. К первым относятся общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся), педагогический (ученый) совет, ко вторым - попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы (ч. 4 ст. 26).

При этом в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников:

1) создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

2) действуют профессиональные союзы работников образовательной организации.

Данные органы управленческих решений не принимают, однако обеспечивают учет мнения определенных участников образовательных отношений в рамках управления образовательной организацией [32].

Следует учесть, что в терминологии действующего федерального законодательства не предусмотрены определения "государственно-общественное управление образованием", "органы государственно-общественного управления образованием", использование которых возможно в случаях, не противоречащих Федеральному закону N 273-ФЗ.

В данных методических рекомендациях под "органами государственно-общественного управления образованием" в общем случае подразумеваются коллегиальные органы управления, создаваемые и формируемые с целью реализации принципов государственно-общественного управления образованием.

В субъектах Российской Федерации отношения в сфере государственно-общественного управления образованием развиваются и имеют свои особенности в каждом регионе. Поэтому одним из основных направлений деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, становится развитие диалога и равноправного партнерства с общественностью в рамках существующих и формирующихся новых механизмов государственно-общественного управления, с использованием потенциала лучших практик, наработанных во всех субъектах Российской Федерации.
1. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
1.1 Государственно-общественное управление образованием: от теории к практике
1.1.1 Понятие и система государственно-общественного управления образованием

Государственно-общественное управление образованием (далее - ГОУО) - это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся [18].

Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.

Система государственно-общественного управления образованием включает в себя:

всех участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования (п. 31, п. 32 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ);

нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;

процедуры и механизмы их взаимодействия [16].

Объектами государственно-общественного управления является система образования и ее структурные элементы (ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ), то есть вся система отношений, взаимодействия и совместной деятельности государства и общества (в лице граждан и их объединений) в сфере образования.

Как показывает анализ опыта реализации ГОУО, основными и характерными особенностями ГОУО являются [17]:

совместная деятельность государственных и общественных структур по управлению образовательными организациями;

процедура принятия решений, которая включает обязательное согласование проектов решений с представителями общественности;

делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности;

разработка механизмов (способов) разрешения возникающих противоречий и конфликтов между государственными и общественными структурами управления.

Целью ГОУО является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Можно выделить три основные задачи ГОУО, показанные на рисунке 1.
┌────────────────────────────────────────────────────────┐

┌────┤ вовлечение общественности в формирование и реализацию

│ │ образовательной политики │

│ └────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────┐ │ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Задачи │┌─┘ │повышение эффективности государственной политики в сфере│

│ ГОУО ├┼──────┤ образования │

└────────┘└─┐ └────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │удовлетворение образовательных потребностей и интересов │

└────┤ всех категорий участников образовательных отношений │

└────────────────────────────────────────────────────────┘


Рисунок 1 - Задачи ГОУО
1.1.2 Принципы и цели общественного участия в управлении образованием

Государственно-общественное управление образованием основывается на следующих принципах [25]:

1) законность, защита прав и реализация законных интересов участников образовательной деятельности;

2) приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся;

3) добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении;

4) сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности.

Основные цели участия общественности в управлении образованием [20]:

1) развитие образования в интересах как общества, так и государства, наиболее полная реализация государственных гарантий и соблюдение прав граждан в сфере образования;

2) вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики, в оценку качества условий образовательной деятельности и качества образования;

3) регулирование отношений, возникающих между органами управления образованием в части их полномочий по реализации государственной политики и обеспечения государственных гарантий в сфере образования, подведомственными им образовательными организациями и обществом - участниками образовательных отношений (представителями педагогической, родительской, ученической общественности), представителями населения по поводу качества условий, процесса и результатов предоставления и получения гражданами общего, дошкольного и профессионального образования, иных образовательных услуг;

4) организационное развитие и повышение эффективности государственно-общественного взаимодействия в сфере образования, основными формами которого являются:

взаимодействие с целью информирования общественности о ситуации в образовании или конкретной образовательной организации и получения информации об общественном мнении по вопросам образования;

взаимодействие по организации общественных обсуждений, публичных дискуссий по проблемам образования;

взаимодействие в процессах участия общественности в решении вопросов ресурсного обеспечения образования, включая взаимодействие в области благотворительности и попечительства;

управленческое взаимодействие по вопросам подготовки, принятия, согласования и реализации управленческих решений в сфере образования.
1.2 Формы государственно-общественного управления образованием
В Федеральном законе N 273-ФЗ не ограничен перечень форм (органов) государственно-общественного управления образованием, к которым можно отнести:

1. На уровне государственного управления в сфере образования - консультативные, совещательные и иные органы, созданные федеральными государственными органами, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 273-ФЗ).

2. На уровне управления образовательной организацией - коллегиальные органы управления образовательной организацией (в соответствии с ст. 26 Федерального закона N 273-ФЗ).

На уровне государственного управления в сфере образования наиболее распространенными формами ГОУО выступают: общественные советы, координационные советы и другие органы, создаваемые при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - региональные и муниципальные общественные советы). На региональном уровне обязательным является наличие общественных советов по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а на муниципальном уровне - могут быть сформированы общественные советы по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, расположенных на территориях муниципальных образований (п. 2 ст. 95.2 Федерального закона N 273-ФЗ).



На уровне управления образовательной организацией органы ГОУО в п. 4 ст. 26 Федерального закона N 273-ФЗ предложены обязательные и возможные формы организации коллегиальных органов управления образовательными организациями.

К обязательным коллегиальным органам, которые должны быть созданы в образовательной организации, законодателем отнесены:



общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);


Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница