Дегтярев А. Н. Режиссерский поиск замысла эстрадного номера



Скачать 65.59 Kb.
Дата01.08.2018
Размер65.59 Kb.
ТипСтатья

Дегтярев А.Н.

Режиссерский поиск замысла эстрадного номера

Аннотация: Статья рассматривает проблему современного подхода к созданию целостного, драматургически законченного номера. Современный режиссер должен объединять в себе как режиссера-художника, так и режиссера-философа, именно такой режиссер в современном мире может отвечать требованиям шоу-бизнеса, а значит, может четко и безошибочно сформировать замысел эстрадного номера.

Annotation. The Article considers the problem of the modern approach to the creation of an integrated, having finished rooms. Modern Director shall combine a producer, artist and Director-philosopher, such Director in the modern world can meet the requirements of show business, and, therefore, can clearly and unmistakably to form the idea of pop rooms.

Ключевые слова: Замысел, образ, эстрада, номер, этюд, тема.

Keywords: Concept, image, Estrada, room, study, theme.

В буквальном переводе с греческого языка философия – есть любовь к истине. Слово впервые встречается у Гераклита, обозначая исследование природы вещей. Позднее под словом философ стал пониматься тип человека стремящегося к окончательной ясности и всеобъемлющей истинности. Можем ли мы говорить о философии замысла в ином контексте?

Замысел, исходя из основных общепринятых определений – некое представление будущего, еще не созданного произведения искусства. Понятию замысел предшествует огромная как аналитическая, так и бессознательная работа, приводящая художника к более или менее определенной картине вещей, когда внутреннее невоплощенное осознается как действительное данное. В аналитической же философии, такое понятие как «философия вымысла» вообще до 1950-х годов считалось абсолютно бесполезным и даже бессмысленным. Традиционно понятие замысла представлялось аналитикам суждением, лишенным значения истинности, то есть вымысел не может являться ни ложным, ни истинным, а, следовательно, вообще лишен данного значения. И только, когда началось компьютерное моделирование, создание искусственного интеллекта, встал вопрос: какова логическая природа рождения замысла?

Вымышленные образы как бы растворены в актуальной для художника действительности, присутствуют в ней наряду с теми понятиями, которые осознаются как подлинное бытие. В данном контексте следует понимать, что работа всякого творца – ставить под сомнение действительность в сравнении с собственными образами. В борьбе ирреальности с настоящим бытием рождается абсолютно конкретное, осязаемое, находящееся в пространстве произведение искусства. Исходя из этого понимания, можно сделать вывод, что замысел венчает всякое произведение искусства в целом. Замыслы различных художников различны по смысловому объему. Так, роман Льва Толстого «Война и Мир» описывающий события нескольких лет, имеющий несколько линий развития сюжета, множество историй и подтекстов внутри себя, очень сильно отличается по объему и смысловой наполненности от, например, миниатюры Аркадия Райкина «В Греческом зале», но в целом процесс появления замысла произведения в воображении того и другого автора не имеет особого различия.

Философ отличается от художника тем, что он ищет истину не в законченных произведениях (картины, спектакли, театрализованные представления), а в основных понятиях, образующих это произведение.

Искусство эстрады – искусство номера, драматургия которого требует максимальной концентрации содержания в минимум сценического времени, а событие в номере часто основывается не только на фабульной, но и на трюковой составляющей. Такие понятия как трюк и аттракцион направлены непосредственно на зрителя, на его эмоциональное восприятие.

С постижения истины и начинаются первые шаги режиссеров в работе над этюдом и номером.

В какой же степени режиссер является философом в постижении истины, исследование которой и должно завершаться замыслом?

Как известно студент сначала выбирает предмет своего исследования: война, любовь, предательство и т.п. Лишь затем, делает первые попытки сформулировать тему. Так, например, исследуя произведение А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», студент может сосредоточить внимание на рыбаке, старухе или доброй золотой рыбке. Но только при наличии собственной позиции, студент-режиссер должен придти не только к совершенно определенному пониманию темы, но и ее четкому формулированию, например: о рабской покорности, которая приводит к разбитому корыту.

Уметь правильно сформулировать тему, значит наметить точный путь (коридор) к замыслу.

Возвращаясь к философскому пониманию замысла как экзистенциального бытия иррациональности и подлинной действительности, а так же художника как творца, желающего отразить личное понимание жизни в своем произведении, студенту следует наметить определенный путь к созданию собственного замысла, через постижение всего многообразия искусств и их выразительных средств. Только через понимание, восприятие, изучение философии других художников студент-режиссер может выработать свою логическую последовательность «рождения» замысла. Вторым, но не второстепенным критерием в таком воспитании студента является развитие воображения как основного средства работы режиссера. С помощью предложенного метода обучения студент-режиссер, становится в некоторой степени философом, уходя от привычного, стереотипного мышления. Целью преподавателя в данном случае и является научить студента не только видеть живопись, но и слышать ее, а музыку уметь видеть, причем в действии.

Час рождения искусства наступает не по часам, студента важно научить, не только думать, но и мыслить.

Найти замысел, значит найти решение. Как хорошо и легко мечтать и замыслам предаваться, но как трудно замыслы осуществлять. Многие из замыслов невозможно осуществить, поскольку они не действенны.

Пример постановки номера «Узы любви»: студент К.Е. предметом исследования будущего номера взял такое понятие как «любовь». Изначально К.Е. рассказывает жизненную (бытовую) историю: молодой человек влюбляется в девушку, которая отвечает ему взаимностью. Постепенно у них налаживаются теплые, романтические отношения, появляется легкая, трогательная привязанность друг к другу. Постепенно эта привязанность становится все сильнее и сильнее, тем самым обременяя молодого человека. Таким образом, в финале истории, искренняя любовь превращается в прочные оковы, от которых молодой человек решает отказаться и уйти от своей возлюбленной.

Данный сюжет прост и понятен, но как из этой банальной истории сделать номер? Эта история находится на зачаточном уровне, в форме эскиза, где студент проверяет сам себя, придуманные им обстоятельства и психотехнику бытия. Но на пути к замыслу номера режиссер-философ должен слову «узы» найти действенный эквивалент. То есть найти конкретно-осязаемое, временное и пластическое решение своей истории.

Особой мощью и выразительностью обладает язык вещей, язык предметного мира в режиссерско-постановочных номерах. Вещь, предмет, его форма выступает как символ, как аллегория и включается в практику так называемого социального символизма.

Различные предметы обладают и различными художественными возможностями, задача режиссера через анализ и ассоциативное исследование предмета найти эти возможности, а в случае отсутствия таковых исключить исследуемый предмет из поля своего внимания.

Так, во время исследования, вместе со студентом, понятия «узы любви», рождались следующие ассоциации:

Студент: «Духовные связи».

Педагог: «Духовные связи вы не покажете и не сыграете на сцене».

Студент: «Если же использовать цепи?».

Педагог: «Цепи, при вашей позиции, это уже результат».

Студент: «Еще возможен вариант – бельевые веревки».

Педагог: «Думается, не совсем эстетично, необходимо искать еще».

Студент: «А что, если попробовать белые эластичные бинты?».

Педагог: «Попробуйте встать с партнером, замотать бинтами свои кисти и кисти партнера».

Так студенты приступили к первым пробам номера на сценической площадке.

Вещь, предмет (в нашем случае «узы» - белые эластичные бинты), становясь знаком, способны одновременно нести несколько значений: белые эластичные бинты (читаем «узы любви») сжимаются, переплетаются, расширяются, обрываются и т.д.

Таким образом «узы» в начале номера, в момент романтических отношений не были видны, затем на руках героев стали появляться тонкие ленты, привязывающие их друг к другу. С новым витком отношений появилась вторая лента, в итоге они образовали прочную связь двух героев. Попытка освободиться от бинтов оказалась невозможной, бинты растягивались, «узы любви» превратились в оковы. В финале номера молодой человек принимает решение и разрывает эти оковы, тем самым оставляя свою возлюбленную в одиночестве. Таким образом, родился замысел пластического номера «Узы любви».

Существует множество алгоритмов решения данного номера, но только один является наиболее верным, поскольку процесс «распредмечивания» является актом режиссерского творчества – превратить смысл вещи, смысл предмета в логику сценического действования. И нам думается, что студент со своей задачей справился.

Способность выйти за пределы стереотипов мышления, подойти к аллегории, метафоре, способность превращать свойства внешних предметов и включать их в замысел, является своеобразной формой познания. Включая предмет в сценическое, драматургически организованное действие, режиссер не только изменяет его материализационную определенность, но и переосмысливает, наделяя его множеством значений. Так, например, в номере Д.А. «В погоне за счастьем», белый платок менял свое смысловое значение, превращаясь в свечу, фату, галстук, цветок и т.д., тем самым направляя восприятие зрителя по смысловому, логическому пути к определенному пониманию позиции автора. Таким образом, зритель, эмоционально воспринимая и домысливая произведение, автоматически становится соучастником происходящего действия, соотнося заложенные художником идеи с собственной ценностной системой.



Подводя итог, следует заметить, что философское понимание замысла, в данном случае, трактуется как стремление режиссера к проникновению в суть вещей, к осознанию истинных ценностей бытия, к постижению неизбежного слияния социума и искусства в целом. Режиссер-философ – постигающий жизнь во всех ее проявлениях.

Дегтярев Алексей Николаевич - преподаватель кафедры режиссуры КГУКИ

Degtyarev Alexey Nikolaevich, a teacher of the chair of production KGUKI

Email: ALEXrhp@yandex.ru


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница