Датировка в лирике: типология и поэтика



Скачать 264.71 Kb.
страница1/5
Дата24.02.2018
Размер264.71 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи

КАРЛЫ Ирина Энверовна



Датировка в лирике: типология и поэтика

Специальность 10.01.08 – Теория литературы. Текстология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Тверь – 2010

Работа выполнена на кафедре теории литературы

Тверского государственного университета



Научный руководитель –

доктор филологических наук, профессор

Игорь Владимирович Фоменко




Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор

Игорь Алексеевич Каргашин


кандидат филологических наук, доцент


Марина Валерьевна Смелова




Ведущая организация –

Российский государственный гуманитарный университет



Защита диссертации состоится 7 декабря 2010 г. в __ часов на заседании диссертационного совета Д.212.263.06 при Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр. Чайковского, д. 70/1, корпус 4, ауд. 48.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки ТвГУ по адресу: 170002, Тверь, ул. Володарского, д. 44а.

Автореферат разослан “ 2010 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета –

доктор филологических наук,

профессор



С.Ю. Николаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Интерес к датировке как элементу заголовочно-финального комплекса (ЗФК) текста начинает проявляться в эпоху средневековья. Так, Лоренцо Валла в трактате “Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина”1 говорит о необходимости установления истинных дат создания текстов, так как это возвращает произведению подлинность, позволяет очистить его от варварского влияния. Эта мысль была востребована культурой Нового времени, когда проблема датировки вышла на первый план в текстологических исследованиях, а хронологическая атрибуция стала “одним из основных инструментов верификации, выяснения соответствия текста подлинному порядку вещей”2.

Определение времени создания произведения остается актуальной задачей и в современном литературоведении. Сейчас датировка оценивается, прежде всего, как маркер, позволяющий рассматривать текст в соотношении не только с эпохой, но и конкретным историческим и биографическим временем. При этом до сих пор датировка порой расценивается только как формальная мета, указывающая на время создания текста. Поэтому первостепенная роль в датировании как хронологической атрибуции произведения отводится не автору, а исследователю произведения или издателю. При таком понимании датировки ее рассматривают как “вспомогательную операцию, не имеющую самостоятельного значения”3.

Представление о датировке как о второстепенном техническом элементе может стать причиной небрежности в издательской практике. Так, например, в сборнике стихотворений А.Фета, изданном в Санкт-Петербурге в 1997 году, под стихотворением “В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты…” поставлена дата 1951 год, а под стихотворением “Сны и тени” - 19594. Сама возможность появления таких опечаток объясняется тем, что на датировку зачастую смотрят как на факультативный “привесок” к тексту, не играющий существенной роли в формировании художественного мира произведения.

Одновременно с этим в науке достаточно давно начинает формироваться представление о том, что датировка, как и прочие элементы ЗФК, может играть смыслообразующую роль и влиять на понимание произведения. С появлением статьи З.Г. Минц “"Поэтика даты" и ранняя лирика Ал. Блока” (1989) начинается изучение даты как “семантической единицы, "знака" со своей особой эстетической семантикой и функцией”5. В этой работе были намечены основные пути выявления смыслообразующей роли датировки, и на примере ранней лирики А. Блока убедительно доказано, что дата важна и как самостоятельный текст, и как компонент заголовочно-финального комплекса; что она является тем механизмом, который участвует в смыслообразовании.

Но, к сожалению, ни один из предложенных в данной статье аспектов изучения датировки не получил в науке должного развития. Поэтика даты до сих пор остается не изученной, нет сложившейся типологии датировок, не описана та роль, которую играет датировка в смыслообразовании.

Таким образом, на сегодняшний день в литературоведении существует необходимость говорить о датировке не только как хронологической мете создания текста, но вести речь и о поэтике даты, а также той роли, которую авторская датировка играет в смыслообразовании; рассматривать дату как основу интерпретации текста, и попутно уточнить дифференциацию различных форм даты и датировки (авторская, исследовательская, издательская датировки) – с тем, чтобы упорядочить эдиционную и издательскую практику в данной сфере.

Этим положением обусловлена научная новизна работы

Цель данного исследования – изучение поэтики датировки на материале лирического стихотворения и лирического цикла.

Отсюда возникают задачи работы:



  • разграничить понятия “дата” и “датировка”. Определить объем и содержание понятия “датировка”;

  • обосновать правомерность и необходимость рассматривать датировку как самостоятельный компонент заголовочно-финального комплекса;

  • предложить основания для создания типологии датировок;

  • выявить основные функции датировок;

  • описать смыслообразующую роль датировки как в структуре отдельного текста, так и в циклических образованиях.

Материалом для диссертации послужила русская лирическая поэзия XVIII – XXI веков, более 400 стихотворений, датированных самими авторами. В целях достижения максимальной достоверности результатов работа велась по книгам, вышедшим при жизни авторов, академическим изданиям, с привлечением рукописного материала.


Каталог: aspirants -> abstracts -> docsNew -> 212.263.06 -> 10.01.08
docsNew -> Микрополевые структуры художественного текста в системе средств репрезентации концепта «проявления любви»
docsNew -> Проблема культурного творчества в русской религиозной философии первой половины ХХ века
docsNew -> Проблема взаимосвязи нравственности и права в философии в. С. Соловьева и наследие и. Канта и г. В. Ф. Гегеля
docsNew -> Историзм как тип мировоззрения в немецкой философии середины 19-го начала 20-го века
docsNew -> Проблема взаимосвязи общества и личности
docsNew -> Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс
docsNew -> Динамика исторического процесса: традиции и перспективы социально-философской рефлексии
docsNew -> Эволюция русской концептосферы на рубеже XX-XXI веков: Вопросы динамической лингвоконцептологии
docsNew -> Интернет как проблема социальной онтологии
10.01.08 -> Датировка в лирике: типология и поэтика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница