Д. П. Грибанов философское мировоззрение эйнштейна



страница1/8
Дата30.07.2018
Размер0.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Д. П. ГРИБАНОВ


ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭЙНШТЕЙНА

Среди достижений передовой творческой мысли теория от-носительности по праву заняла достойное место. Она дала возможность пересмотреть традиционные взгляды и пред-ставления о структуре материального мира, глубоко вскры-ла теснейшие связи между философией и естествознанием. Поэтому к творениям Эйнштейна не остались беспристра-стными ни физики, ни философы. И тех и других они привлекли своей особой новизной. Естествоиспытатели уви-дели в содержании теории относительности разрешение внутренных противоречий между классической механикой и электродинамикой, диалектические материалисты - естественнонаучное подтверждение тех идей о материи и ее атрибутах, которые ранее были отражены в учении классиков марксизма.

Трудности, с которыми столкнулась физика при объяс-нении ряда «диковинных» свойств природы, вызвали при-стальное внимание и у философов-идеалистов. Они дали им повод по-своему интерпретировать новые данные науки, связывая эти интерпретации с именами отдельных круп-ных естествоиспытателей. За это их впервые наиболее ос-новательно подверг критике В. И. Ленин. Анализируя при-чины кризиса в физике, он указал на особый интерес различного рода «школ и школок» идеализма к естество-знанию, и прежде всего к наиболее популярным ученым-естествоиспытателям. Так, В. И. Ленин писал: «Г. Коген старается завербовать себе в союзники знаменитого физика Генриха Герца. Герц наш, он кантианец, у него попада-ется допущение априори! Герц наш, он махист,- спорит махист Клейнпетер,- ибо у Герца проглядывает „тот же

8
Д. П. ГРИБАНОВ

субъективистский взгляд, как и у Маха, на сущность наших понятий"» [1, т. 18, с. 300].

В 1922 г. В. И. Ленин вновь обратил внимание на «сим-патию» идеалистов к физикам, но теперь уже конкретно к Эйнштейну в связи с его теорией относительности. Он под-черкнул, что если за эту теорию «ухватилась уже громад-ная масса представителей буржуазной интеллигенции всех стран, то это относится не к одному Эйнштейну, а к целому ряду, если ни к большинству великих преобразователей естествознания, начиная с конца XIX века» [1, т. 45, с. 29]. Идеалисты всяк по-своему использовали популярнейшие теории, как и наиболее видных представителей науки, для борьбы с материализмом, для подкрепления своего пошат-нувшегося под напором развивающейся науки авторитета.

Вопросы мировоззрения Эйнштейна являются предме-том дискуссий уже несколько десятков лет. В многочис-ленной философской литературе, посвященной этой проб-леме, можно увидеть самые противоречивые выводы о его философских взглядах. Эйнштейна представляли берклиан-цем, махистом, кантианцем, позитивистом, приверженцем конвенционализма, эмпириком, рационалистом и т. п. Не-которые философы причисляли его к сторонникам диалек-тического материализма.

Верно, однако, лишь одно: Эйнштейн всегда относился к философии с большой симпатией. Он отчетливо сознавал, что его абстрактную физическую теорию пространства, времени и тяготения нельзя было бы создать, опираясь лишь на данные физики, как таковые. По Эйнштейну, «критический ум физика не может ограничиваться рассмот-рением понятий только его собственной области» [СНТ, т. IV, с. 200]. И он неоднократно подчеркивал, что совре-менная физика не может обойтись без привлечения фило-софских знаний: «В наше время физик вынужден зани-маться философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений» [СНТ, т. IV, с. 248].

В статьях Эйнштейна анализируются самые различные философские направления. Он читал работы Аристотеля. Платона, Демокрита, Ламеттри, Спинозы, Беркли, Юма, Маха, Канта, Рассела и др. Но идеи, которые интересовали Эйнштейна в этих работах, в какой-то мере отражали
ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭЙНШТЕЙНА

протекающие в природе и нашем сознании процессы. При этом он не разделял ни одного из положений, составляющих основу какой-либо из изучаемых им систем идеалистиче-ской философии.

Эйнштейн понимал, что методы классической физики, как и общая философская материалистическая методоло-гия, господствовавшая в естествознании XVIII-XIX вв., не могут быть перенесены в новую физику. Английский фи-зик Г. Бонди, автор ряда трудов по теории относительности, следующим образом передает обстановку, которая царила среди физиков в начале XX в. «Исторически случилось так,- отмечает он,- что мощь, достаточную для того, чтобы помочь нам вырваться за рамки применимости здра-вого смысла, физические приборы обрели к концу XIX и в первые годы XX в. Тогда впервые были получены резуль-таты, явно противоречащие нашему повседневному опыту, приобретенному в иных, прежних условиях, и это привело к мучительным поискам и сомнениям» [3, с. 65]. Враждеб-ное отношение буржуазных правительств к марксизму не давало возможности многим естествоиспытателям, в том числе и Эйнштейну, обратиться к диалектическому мате-риализму, который, как показал В. И. Ленин, мог бы по-мочь успешно разрешить все трудные проблемы, связан-ные с новой физикой. Поэтому-то Эйнштейн вынужден был искать ответ на поставленные наукой вопросы в до-ступных ему философских системах.

Однако было бы ошибкой считать, что философские взгляды Эйнштейна формировались исключительно под вли-янием идеалистической философии, с которой он был зна-ком. Он глубоко усвоил достижения естествознания, распо-лагал богатыми наблюдениями не только за природой, но и за многими общественными явлениями, впитал в себя передовую науку и культуру своего времени. К нему в пол-ной мере можно отнести слова Гегеля, который писал, что «для опыта имеет существенное значение, какой ум при-ступает к изучению действительности. Великий ум делает великие наблюдения и усматривает в пестрой игре явле-ний то, что имеет значение» (цит. по [2, с. 520]). Под влия-нием окружающей действительности Эйнштейн выработал свое определенное естественнонаучное и философское ми-ровоззрение, которое нередко возвышалось над идеями,
10



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница