Д и с к у рс №3/2017 удк



Скачать 163.4 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата10.05.2018
Размер163.4 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Д И С К У РС № 3/2017
УДК 37.0.14
А. М. Склярова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический
университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МОРАЛИ
В ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И. КАНТА
Рассмотрены основные принципы и нормы моральной философии И. Канта на основе анализа
текста работ по метафизике нравственности: «Критика практического разума», «Пролегоме­
ны ко всякой будущей метафизике, могучей появиться как наука». Проанализированы основные
разделы практической философии И. Канта, в которых дана классификация и обоснование ос­
новных принципов и норм этики долга: автономия воли как высший принцип нравственности;
понятие свободы воли; императивы нравственности: гипотетический, категорический; этика
долга, постулаты и принципы морали; идея бессмертия души и существования Бога. Особое
внимание уделено критике кантовских принципов морали: формализма, эвдемонизма, ригоризма.
Выделены актуальные для современного мира аспекты нравственной философии И. Канта.
Практическая философия, автономия и гетерономия воли, гипотетический
и категорический императивы, свобода воли, долг, счастье, человек как высшая цель
и ценность, моральный мотив, максимы поведения, моральное уважение, моральное
достоинство, совесть, добро
В условиях релятивистской моральной парадигмы, которая доминирует в современ­
ном мире, особенно важно осмысление великих этических систем с их непреходящей цен­
ностью и фундаментальностью. Поэтому обращение к этическим трудам И. Канта весьма актуально.
Личность И. Канта (1724-1804) характеризуется удивительной педантичностью и свободолюбием. Этими чертами пронизана и вся его философия.
Нравственная философия И. Канта формируется в период становления и развития буржуазных отношений в европейских странах, когда происходит освобождение от рели­
гиозной идеологии, формирование гражданского общества, рыночных отношений, рес­
публиканских форм правления. Духовная эмансипация личности требовала нового подхо­
да к проблемам морали. И главным здесь был вопрос, может ли личность найти нрав­
ственную опору в самой себе без опеки со стороны ремесленно-цехового строя, Бога, иерархии семейного диктата. Иначе говоря, отход от традиционных этических систем ста­
вил перед философами и моралистами новую задачу обоснования системы принципов и норм морали, опирающихся на индивидуализм в условиях секуляризации общества.
По мнению И. Канта, эмпирические принципы морали (себялюбие или воспитание) поко­
ятся на случайных основаниях и также как религиозная мораль оказываются для человека внешними. Эмпирические системы морали не объясняют их безусловность, а теологиче­
ские - их личностную автономную природу, поэтому Кант создает теоретическую кон­
струкцию, которая объединяет эти два момента. Сам он пишет так: «Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только сво­
ему собственному и, тем не менее всеобщему законодательству и что он обязан поступать,
15


Каталог: assets -> files
files -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
files -> Вместе с кантом
files -> Программы нпо
files -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
files -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
files -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Единый государственный экзамен
files -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
files -> Вопросы к экзамену содержание термина «литературная критика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница