Цуладзе а. Политическая мифология. –М.: Эскмо, 2003. – 383 с. (избранные разделы) Animal simbolicum



страница1/21
Дата25.08.2018
Размер0.49 Mb.
ТипСказка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

ЦУЛАДЗЕ А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ. –М.: ЭСКМО, 2003. – 383 с.

(избранные разделы)
Animal simbolicum

В обыденном представлении миф — это сказка, вымысел. Современный человек считает себя рациональным существом и ни за что не признает, что его поступки и образ мыслей могут определяться мифами. Однако, при ближайшем рассмот­рении, наша рациональность оказывается всего лишь рационализацией, т.е. попыткой прикрыть рациональными доводами те мысли и поступки, которые продиктованы импульсами, исходящими из недр бессознательного. Наши представления об окружающем мире носят мифологический характер, хотя мы сами этого не осознаем. И это естественно — для человека, живущего в мифе, мифология и есть единственно возможная реальность.

Какая сила толкает нас в миф? Немецкий философ Эрнст Кассирер считал, что человек «не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней, так сказать, лицом к лицу. Физическая реальность как бы отдаляется по мере того, как растет символическая деятельность человека. Человек не может жить в мире строгих фактов или сообразно со своими непосредственными желаниями и потребностями. Он живет скорее среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез». Иными словами, между «голой» реальностью и человеком должно быть еще нечто. Необходим посредник, который помог бы человеку воспринять реальность в той или иной форме, выработать отношение к ней. Одна из форм, в которую можно «упаковать» реальность, — это миф.

Кассирер полагал, что человека надо определять не как animal rationale (рациональное животное), а как animal symbolicum (символическое животное), поскольку «разум — очень неадекватный термин для всеохватывающего обозначения форм человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и многообразии».

Реальная жизнь не укладывается в рациональные схемы. Полнота и сложность бытия передаются с помощью закодированных сообщений — мифов. Обыденное сознание с древних времен до наших дней живет в мире мифов. По словам Мирча Элиаде: «Мифологическое мышление может оставить позади свои прежние формы, может адаптироваться к новым культурным модам. Но оно не может исчезнуть окончательно».

Итак, миф позволяет нам осуществлять коммуникацию с внешним миром. Эту функцию мифа отмечал французский культуролог Ролан Барт, который считал, что миф представляет собой коммуникативную систему. «Поскольку миф — это слово, то мифом может стать все, что покрывается дискурсом. Определяющим для мифа является не предмет его сообщения, а способ, которым оно высказывается; у мифа имеются формальные границы, но нет субстанциальных. Наш мир бесконечно суггестивен. Любой предмет этого мира может из замкнуто-немого существования перейти в состояние слова, открыться для усвоения обществом — ведь никакой закон, ни природный, ни иной, не запрещает нам говорить о чем угодно», — писал Барт.

Всеядность мифа отмечал и Эрнст Кассирер: «Нет такого природного явления или явления человеческой жизни, которое не могло бы быть мифологически интерпретировано и не допускало бы такой интерпретации». Миф обладает огромной преобразующей силой. Обыденные вещи превращаются в знаки и символы. Неживая природа оживает. Человек приобщается к миру мифических богов и героев. Слово-миф создает реальность. «Даже всякая неодушевленная вещь или явление, если их брать как предметы не абстрактно-изолированные, но как предметы живого человеческого опыта, обязательно суть мифы. Все вещи нашего обыденного опыта — мифичны; и от того, что обычно называют мифом, они отличаются, может быть, только несколько меньшей яркостью и меньшим интересом».

Но миф не только позволяет осуществлять коммуникацию с окружающим миром. Миф создает самого человека. Философ Мераб Мамардашвили считал, что «человек есть искусственное существо, рождаемое не природой, а саморождаемое через культурно изобретенные устройства, такие, как ритуалы, мифы, магия и т.п., которые не есть представления о мире, не являются теорией мира, а есть способ конструирования человека из природного, биологического материала»8. Таким образом, миф как «машина культуры» перекидывает мостик от природного состояния человека к цивилизации, конструирует самого человека.

«Конструирование» человека предполагает формирование его внутреннего мироощущения, «картины мира». Иными словами, миф не просто посредник, некое передаточное звено между человеком и реальностью. Миф завладевает внутренним миром человека, программирует его. Миф управляет человеком, помещая его в особую, мифологическую реальность.

Сегодня трудно говорить о существовании какой-то «объективной реальности». Нескончаемые потоки самой различной информации, обилие символов, образов, «картинок» создают у людей ощущение, что окружающий мир непрерывно и стремительно меняется прямо на глазах. Все переменчиво, постоянно лишь одно — сами перемены. Одна «картинка» сменяет другую, и разглядеть в этом калейдоскопе образов некую «объективную реальность» представляется невозможным.

Изобилие «картинок», в свою очередь, ведет к девальвации образов. Человек еще не успел «переварить» тот или иной образ, а ему уже предлагается новый. Как подопытное животное он «отрыгивает» старую приманку и заглатывает новую и т.д. Разум остается не у дел, т.к. ему не дают времени на то, чтобы осмысливать, обрабатывать потоки поступающей информации. Человек подчиняется лишь рефлексам, подобно собаке Павлова.

Бешеный круговорот образов способствует мифологизации сознания современного человека, поскольку миф является устойчивой структурой и позволяет внести какую-то упорядоченность в хаотичную «картину мира». Миф оказывается той самой «реальностью», в которую человек искренне верит.

Конечно, законы физики не перестают действовать и в XXI веке. Подлодка «Курск» утонула, и с этим ничего не сделаешь. Однако весь вопрос в том, как интерпретировать это событие. Когда произошла катастрофа, СМИ бурно отреагировали на гибель атомохода и неудачную спасательную операцию. Они вели жесточайшую борьбу, навязывая аудитории определенное видение, трактовку происходящих событий. Именно информационные баталии вокруг «Курска» убедили руководство страны в необходимости «мочить» медиаолигархов Гусинского и Березовского.

В информационной войне побеждает тот, кто сумеет навязать свою «картину мира» целевой аудитории. Но т.к. «картина мира» предстает в форме мифа, то, следовательно, в чей миф народ поверит, тот и выиграл. В ситуации с «Курском» медиаолигархи потерпели сокрушительное поражение — рейтинг Путина слегка качнулся на 5% и устоял. А для самих олигархов начались не лучшие дни в их жизни.

Таким образом, политический миф призван упорядочить политическую реальность. Он выступает как орудие интерпретации действительности.

Миф создает особую, мифологическую реальность, которая воображается человеком как истинная, объективная реальность. Причем, как уже отмечалось выше, конструировать реальность мифа можно из любого материала. В мифе работают «структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновре­менно и указывают на его осмысленность. В мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается. Миф есть рассказ, в который умещаются любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы».

В приведенной цитате фактически описана технология создания мифологизированного образа политика. Задав определенные рамки толкования той или иной политперсоны, можно в дальнейшем любые ее поступки и высказывания интерпретировать в рамках созданного мифа. Это делает его высокотехнологичным средством манипуляции общественным сознанием. Реальная политическая жизнь постоянно преподносит сюрпризы, в то время как миф позволяет упорядочивать «картину мира». «Миф есть организация такого мира, в котором, что бы ни случилось, как раз все понятно и имело смысл». Поэтому миф доступен обыденному сознанию, что делает его эффективным оружием в политической борьбе.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница