Cоциальная мобильность поколений и средние классы в России: эмпирический анализ



Скачать 104.21 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата05.06.2018
Размер104.21 Kb.
  1   2   3   4   5   6


1
Aleksandra Burdyak, Tatiana Maleva, Alla Makarentseva Intergenerational social mobility and middle class in Russia: the
empirical measurement. XVIII April International Academic Conference on Economic and Social Development in Moscow https://conf.hse.ru/en/2017/

Бурдяк Александра Ярославовна, ст.н.с. ИНСАП РАНХиГС
Малева Татьяна Михайловна, к.э.н., директор ИНСАП РАНХиГС
Макаренцева Алла Олеговна, к.э.н., в.н.с. ИНСАП РАНХиГС
Cоциальная мобильность поколений и средние классы в России:
эмпирический анализ
1

За последние четверть века Россия пережила несколько этапов развития, существенно отличающихся друг от друга социально-экономическими условиями, и вопрос о межпоколенческой мобильности является важнейшим в дискурсе о потенциале роста социального и человеческого капитала и, в конечном счете, – о перспективах развития страны. В зарубежных работах тема межпоколенческой мобильности населения широко представлена в ракурсе социальной стратификации общества, и ее динамику зачастую связывают с ростом образовательного потенциала. Изучение российских поколений в социально-экономическом контексте, имея длительную историю, также связано с анализом образовательных факторов развития. В России ценность образования большинством населения давно осознана. Вопрос о влиянии доступности образования, которая в 1990-е – начале 2000-х гг. резко возросла, на социальную структуру и масштабы неравенства актуален и для современной России.
Макроэкономическая статистика свидетельствует о росте доходов населения за последние 20 лет.
Прямым следствием общего роста материальной обеспеченности стало расширение возможностей детей из бедных семей получать дальнейшее образование. С одной стороны, качество жизни всех социальных страт, в том числе людей без высшего образования, улучшилось, что могло снижать мотивацию детей на получение более высокого уровня образования. С другой стороны, рост благосостояния расширил возможности родителей, не имеющих высшего образования, обеспечить своим детям обучение в вузах. С третьей стороны, постиндустриальное изменение структуры экономики и увеличение доли сервисных и высокотехнологических отраслей, требующих от работников высшего образования, привело к повышению спроса на высококвалифицированный труд.
Между тем, в социальном контексте образование – лишь один из критериев успеха. Другие характеристики – материальное благополучие и трудовая карьера – по совокупности которых можно судить об успешности одного поколения по сравнению с другим, чаще всего остаются за бортом анализа. При этом в российском обществе социально-профессиональные и материально- имущественные критерии остаются низкоконсистентными: люди с высшим образованием бывают бедными, а люди с достатком – мало образованными. Это обстоятельство осложняет использование профессионального статуса в качестве единого классообразующего критерия для исследования структуры общества постреформенной России.
Теоретические подходы к классовой принадлежности по Эриксону – Голдторпу опираются на тезис о рыночном характере текущих условий на рынке труда, отражающих статусные преимущества выделяемых классов. Системообразующим критерием в данном подходе выступает профессия, бесспорно статус, привлекательность и престиж профессий служат мотивацией для межпоколенческих профессиональных и социальных перемещений. Когда это соотношение устойчиво, как в индустриальных экономиках, оно создает понятные потоки восходящей социально-профессиональной мобильности. Однако для поколений работников в советской
1
Результаты исследования в более детальном изложении можно найти в статье Малева Т.М., Бурдяк А.Я.
Cредний класс: эмпирические измерения социальной мобильности поколений в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2016. № 4 (32). С. 62-85. (Maleva T., Burdyak A. (2016) Middle Class: the Empirical
Measurement of Intergenerational Social Mobility in Russia. Journal of the New Economic Association. 4 (32). 62-85. (in
Russian)). Institute for Social Analysis and Prediction, Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration, Moscow, Russia


Каталог: images
images -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница