Циклы в державной динамике россии



Скачать 263.52 Kb.
страница1/13
Дата22.08.2018
Размер263.52 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

На правах рукописи
САПЕРКИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЦИКЛЫ В ДЕРЖАВНОЙ ДИНАМИКЕ РОССИИ


Специальность 09.00.11 – социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научный руководитель

доктор философских наук,

профессор Каюмов А.Т.

Набережные Челны – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..……..... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИКЛИЗМА КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-

ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ .................................................................. 15

1.1. Понятие «социальный цикл» ............................................................. 15

1.2. Классификация социально-исторических циклов ........................... 30

1.3. Социальные функции циклов ............................................................ 48



ГЛАВА 2. ЦИКЛИЗМ КАК МЕГАФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ......................................................... 63

2.1. Военные циклы отечественной истории ........................................ 63

2.2. Политические циклы ........................................................................ 81

2.3.Циклы в смене элит ......................................................................... 101

2.4. Циклы динамики Государства Российского .............................. 120

Заключение….…………………………………………………...…...… 138

БИБЛИОГРАФИя ….........…................................................…………....…. 141

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Циклизм выступает одновременно и важнейшей концепцией (парадигмой, метапаттерном) объяснения исторического процесса (включая российский), и реальной формой становления социальности, проявляющейся в различных странах, на уровне человечества в целом. Исходя из указанных предпосылок, актуальность темы определяется следующими обстоятельствами:

− неопределенностью (многозначностью) понятия «социальный цикл», не всегда точной демаркацией его содержания от физических и биологических циклов;

− отсутствием универсального определения категории «социальный цикл» в гуманитарном познании и необходимостью его выработки;

− наличием значительного количества циклических зависимостей, выявленных в отдельных сферах общественной динамики (экономической, политической, культурной), трудностью их экстраполяции на социальную систему в целом;

− недостаточной разработанностью вопроса о функциях (роли) циклических зависимостей в становлении социальных структур;

− применительно к России особую опасность вызывает цикл «образование – распад государства». Государственным органам, обычным людям требуется информация, способствующая продлению периодов существования державы в интегральном состоянии, нейтрализации (сокращения) ее дезинтеграционных фаз;

− наличием цикла вооруженной интервенции Запада против России, реализующегося в начале каждого столетия. Необходимость его купирования (снятия) или заблаговременной подготовки к негативным последствиям – задача как ученых-теоретиков, так и государственных структур;

− потребностью разобраться во взаимодействии циклов разной природы (военных, экономических, политических, элитарных) в формировании закономерностей отечественной истории;

− необходимостью найти механизмы предотвращения циклически воспроизводящейся конфликтности российского исторического процесса в системах «власть – народ», «верхние эшелоны – низы элиты», «интеллигенция –власть», «западники – почвенники (антизападники)» и др.

В целом комплекс указанных теоретических и практических вопросов, тесно пересекающих друг с другом, говорит о высокой степени актуальности рассматриваемой проблематики.



Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Наличие различных циклов (от смены дня – ночи, времен года, фаз Луны и др. – в природе до смены правящих династий – в социуме) фиксировалось обыденным сознанием людей как в первобытности, так и в более сложно организованном родовом и классовом обществах. Однако теоретическое осмысление данного феномена наступило далеко не сразу.

Изучение социального циклизма как идеи «вечного возвращения», повторения сходных фаз социальной динамики начинается еще с мыслителей Др. Востока (Ч. Сяосун и др.). Оно продолжается в античности (Полибий, Ктесий и др.), занимая там господствующее положение. Проходит через труды средневековых теологов (Бл. Августин, Иероним, И. дель Фьоре) и арабских историков (А. аль-Маварди, Ибн Халдун), эпоху Возрождения (Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Ф. Патрици). Присутствует в Новое время (XVII-XVIII вв.) у У. Мойла, утверждавшего: смена форм правления отражает «общий цикл зарождения и разложения всех государств»1. Завершается в фундаментальной работе Дж. Вико «Основания новой науки об общей природе наций»2. (Хотя отдельные проявления такой позиции встречаются у представителей эпохи Просвещения – И.Г. Гердера, И.Г. Фихте, в творчестве мыслителя XIX в. Ф. Ницше). На базе подобной трактовки циклизма раскрывались отдельные исторические закономерности. Однако она носила статический характер, не учитывала элемент динамики исторического процесса (наличие прогрессистских моментов), не имела серьезных гносеологических оснований (ибо базировалась преимущественно на эмпирии).

В XVIII−XIX вв., в условиях острой конкуренции с линеарно-прогрессистским видением прошлого и будущего, циклизм вынужденно трансформируется. Он берет за основу идею универсальности цикла «рождение – жизнь – смерть» не только для биологических, но и для «социальных организмов» (обществ). Отсюда вырастают концепции «локальных цивилизаций (культур)» (Ж. де Гобино, Г.Рюккерт, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский – в XIX в., П.Сорокин, Ф. Бэгби, О.Шпенглер – в ХХ в.), возникающих из-за космического «пассионарного толчка» и гибнущих через 1200 лет «этносов и суперэтносов» (Л.Н. Гумилев) и тому подобные по главной идее теоретические построения. Данный циклизм фактически отождествлял закономерности развития природы и общества, что не всегда находило подтверждение на практике.

В ХХ в. в изучении социального циклизма наметился ряд подходов. Во-первых, к синтезу природных и социальных циклов для описания универсальной динамики общественных систем. На Западе в этом направлении работали Э. Брикнер, А. Шустер, А. Дуглас и др., в России – СССР – А. Чижевский, Л.С. Берг, В.И. Вернадский, отчасти – Л.Н. Гумилев.

Во-вторых, выявление значительных по продолжительности (30-50 лет и более) циклов социально-экономической динамики: от волн конъюнктуры до смены технологических укладов (Н.Д. Кондратьев3, С. Кузнец, Й. Шумпетер и др.). Однако указанные ученые работали преимущественно с исторической макродинамикой, касавшейся России лишь косвенно или частично. Такие труды выходят в нашей стране и до сих пор4.

В-третьих, активно изучались и политические циклы в различных странах (например, США)5. Они тоже носили локальный характер, почти не затрагивали СССР-Россию.

В конце ХХ в. – начале XXI вв. в России начинается активное исследование циклов именно отечественной социальной динамики, вызванное крахом СССР, строительством новой государственности с 1992 г. Оно проходит как в теоретическом аспекте (работы Ю. И. Семенова, П.К. Гречко, В.В. Ильина, К.Е. Рыбака6), так и в практическом (исследования А.С. Панарина7, С.Ю. Глазьева, Д.С. Львова и др.). Делаются и попытки проследить циклы отечественной истории с опорой на синергетику8.

Однако, несмотря на несомненный интерес, циклизм отечественной истории изучен недостаточно по ряду аспектов. Во-первых, нет единой методологической платформы для познания такой специфической динамики. Во-вторых, нет какой-либо дисциплины, где мог бы изучаться социальный циклизм как самостоятельное явление. В-третьих, в рамках изучаемых наукой циклов не всегда разделены его субъективные (действия исторических персон) и объективные (закономерности социума) составляющие. В-четвертых, исследования циклов часто замкнуты на конкретные сферы социального бытия и не рассматривают его системно.



Объект исследования – державная динамика России как социально-историческое явление.

Предмет исследования: циклические закономерности державной динамики России в ходе ее естественно-исторического развития.

Цель работы: выявление природы циклических изменений в державной трансформации России.

Реализация поставленной цели предполагала решение блока взаимосвязанных задач:



- дать авторское определение понятия «социальный цикл»;

– раскрыть характер социальной циклики, формы ее проявления на уровне научного познания и социальной практики;

– уточнить функции социальных циклов;

– выявить виды социальных циклов в отечественной истории, касающихся ее военной, политической сфер, динамики воспроизводства элит;

– установить соотношение частных и универсальных циклов российской истории;

– оценить эвристический потенциал циклизма как объемной объяснительной платформы в социальном познании.



Гипотезой исследования выступает предположение, согласно которому чередование державных форм в естественноисторической эволюции России подчиняется зависимостям факторным, проступающим с разной периодичностью в зависимости от конъюнктуры.

Теоретико-методологические основы диссертации обусловливались предметом, характером источниковой базы, способами идейного моделирования реалий. Последовательно использовались традиционные приемы познания – анализ, синтез, сравнительный анализ, индукция, дедукция, традукция, восхождение от абстрактного к конкретному. Анализ и синтез применялись для выявления конкретных циклов социально-исторической динамики России в отдельных сферах развития общества (военной, политической, элитарной) – с одной стороны; установления универсальных циклов российской ритмодинамики – с другой. Сравнительный анализ – для сопоставления различных циклов отечественной истории. Восхождение от абстрактного к конкретному – с целью обоснования перехода от выделенных в теории сущности и видов циклов к их реальным проявлениям в прошлом России.

Модель «точки бифуркации», выдвинутая в рамках синергетики, использовалась для выявления в отечественной истории циклов перехода от состояний хаоса, распада, кризиса государственного организма к порядку, централизации. Социобиология применялась для поиска комплексных причин воспроизводства конфликтных ситуаций в России (например, через биосоциальный механизм агрессии). Системный подход служил такой познавательной цели, как выявление универсальных циклов отечественной истории, воспроизводящихся на каждом ее этапе.

Подобная комбинация методов сделала исследование социального циклизма и его роли в отечественном историческом процессе комплексным, а извлекаемую из такого анализа полезную информацию наиболее достоверной.

Содержательная база исследования – принципы историчности, объективности, полноты, конкретности, всесторонности рассмотрения. Достоверность квалификаций, оценок обеспечена логически сбалансированным удостоверением идей, их опытной обоснованностью. Диссертация отвечает требованиям паспорта специальности 09.00.11 – социальная философия.



Информационная база работы – труды классиков социальной философии, эвристические схемы, фактический материал, зафиксированные в общеисторическом наследии.

Основные результаты исследования и их новизна.

1. Дано авторское определение понятия «социальный цикл». Показаны его отличия от иных видов циклов: существующих в физическом и биологическом мирах. Осуществлена классификация социальных циклов на базе соотношения в них реальности и научного познания на конкретно-исторические и концептуально-научные. Выделены универсальные и локальные (ситуативные) циклы.

2. Рассмотрены функции социального циклизма. Они выявляются как в целом, комплексно, так и на двух уровнях – теоретическом (научном) и практическом. Опровергается распространенная в современном гуманитарном познании идея: циклизм, диктуемое им восприятие времени и социума якобы исключительно застойно, нацелено на воспроизводство одного и того же общества, связано только с государствами Востока. Показано, что функции циклизма многообразны, сочетают консерватизм и динамику, касаются и европейской цивилизации (где так же существуют циклические модели прошлого, будущего). Они своеобразно проявляются в России, которую нельзя однозначно отнести к Востоку или Западу в цивилизационном отношении.

3. Выявлены конкретные циклы, протекающие в следующих сферах российского общества: военной, политической, элитарной. Показано, что они тесно влияют друг на друга. Военные циклы стимулируют расширение и/или распад страны, ее переход к авторитаризму/демократии в политической сфере, приход к власти той или иной элиты. Демонстрируются универсальные циклы динамики государства российского, постоянно воспроизводящиеся в ходе его становления: расширение – сжатие территории; периодические (в начале и конце столетия) обострения социальной борьбы; «поиск столицы»; перманентная актуализация общих негативных факторов при смене поколений политической элиты; форсмажорный цикл; власть – безвластие.



Положения, выносимые на защиту:

1. Социальный цикл определен следующим образом: протекающая в обществе специфическая форма воспроизведения состояний, при которой развитие объекта происходит либо в замкнутой, либо в спиралевидной форме при условии, что оно опирается, детерминируется, корректируется сознанием людей, а каждый конкретный цикл порождает новый. Установлено, что на практике циклы различной природы (физические, биологические, социальные) тесно переплетаются друг с другом, образуя предпосылки для воспроизводства тех или иных исторических ситуаций. Однако в теории целесообразно осуществить демаркацию указанных видов циклов. Социальные циклы обладают следующими специфическими свойствами: (a) продолжительность измеряется преимущественно в абстрактных понятиях («век», «эпоха», «поколение», «эра» и т.п.); (b) редко редуцируемы к точным цифровым диапазонам (сравним периоды возвращения к Земле кометы Галлея и проведения экономических реформ); (с) подвержены значительному влиянию субъективного начала; (d) преобладание содержания над формой (продолжительностью); (e) сокращение длительности периодов из-за сознательного вмешательства в их становление деятельности людей, государственных, транснациональных структур.

Множество циклов разделено на конкретно-исторические (проявляющиеся в природно-социальной действительности) и концептуально-научные (выявленные в рамках различных теорий). Осуществлена классификация последних на основе принадлежности к концепциям исторической динамики. Теория социальной эволюции порождает организмические циклы (рождение – жизнь-гибель); прогресса – циклы смены в паре прогресс/регресс; цивилизационный подход – добавляет к органицизму модель «вызов-ответ»; мир-системный подход – смену внутренних (воспроизводство структуры мир-экономики с ядром и периферией) и внешних (типов мир-экономики) циклов; историческая глобалистика – идея чередования «волн глобализации»; синергетика – постоянное воспроизводство в любых системах последовательно воспроизводящихся фаз «хаос – точка бифуркации – порядок».

Установлено наличие: а) универсальных циклов, постоянно воспроизводящихся на протяжении истории какой-либо страны; (b) локальных (ситуативных), проявляющихся только в отдельные периоды прошлого при определенных условиях.

2. Выделены следующие функции социального циклизма. (a) инновационная (каждый цикл порождает неизбежный кризис, который создает в обществе условия для фундаментальных перемен), опровергает фаталистические трактовки прошлого и будущего; (b) консервативная (сохранение в социуме элементов предыдущего общественного порядка, приемлемых современностью, а также – запреты на некоторые стратегии поведения, почерпнутые из деяний предшественников); (c) алармистская (возможность на базе знания динамики социального цикла предотвратить некоторые негативные тенденции в развитии общества); (d) прогнозно-планирующая (на основе цикла можно предвидеть развитие социума в некоторых аспектах, корректировать его становление); (e) системная (влияние циклических зависимостей из одной сферы общества на другие); (f) стабилизирующая (цикл устанавливает полезный для социума порядок реализации трендов его становления, уравновешивает здесь консервативные и реформационные начала); (j) управленческая (информация о циклах повышает степень контроля развития социальных процессов); (k) интегративная (циклизм объединяет в систему закономерности функционирования физического, биологического, социального миров, а также – усилия ученых-представителей разных наук для его познания); (l) методологическая (знание циклов позволяет специалистам лучше упорядочивать исторический материал).

К научно-теоретическим функциям циклизма относятся: алармистская, прогнозно-планирующая, методологическая. К практическим – инновационная, консервативная, стабилизирующая, системная, управленческая, интегративная. Указанные функции дополняют друг друга.

3. На базе анализа военной истории России XVI – XX вв. выявлен ряд циклов: (а) наличие страны или их группы, с которыми России приходится воевать для решения геополитических задач; (b) уменьшение в XVIII –XIX вв. количества войн по направлению «Россия – Запад» с одновременным увеличением их интенсивности; (c) Россия чаще обороняется на Западе и наступает на Востоке; (d) Россия перманентно выступала «амортизатором» европейской политики, уничтожающим государство-гегемон в Европе.

В политической истории постоянно воспроизводится цикл «возрождение, территориальное расширение – распад страны». В XVII – XX вв. в начале и конце столетия страну ждали повторяющиеся внутренние конфликты («Смуты»), гражданские войны.

В отечественной истории заметен цикл поиска столицы как города, в наибольшей степени символизирующего страну и отвечающего решаемым ей задачам. В Киевской Руси эту роль играл Киев, затем, с XVв., – Москва, в XVIII-XX вв. – Петербург, с 1918 г. – снова Москва. Вмещается ли в подобную цикличность еще один город – покажет время. Однако ясно, что и в данном процессе проявляются определенные циклические зависимости.

Показаны факторы, приводящие на протяжении столетий к циклу негативного воспроизводства отечественной политической элиты: (а) тяготение к наследственной передаче власти при игнорировании воли народа; (b) политарный характер управленческой системы (правитель единолично и бесконтрольно распределяет чиновников на места, блага, награды, привилегии); (c) принцип конформизма (согласие с начальником – условие продвижения по служебной лестнице); (d) «двойные стандарты» при получении административных должностей (неформальные, групповые правила выше формальных, установленных законом); (e) низкий уровень образования руководящего звена и других чиновников; (f) объединение бюрократов в группы по принципу «свой – чужой»; (j) стремление власти к чрезмерному использованию насилия внутри страны и за ее пределами.

«Форсмажорный цикл», в рамках которого раз в 200 лет происходит резкое усиление государства, его институтов для противодействия внешней угрозе. Оно подавляет народ, личность. Однако в результате задача, во имя которой прилагались усилия, либо не решается (Ливонская война проиграна), либо приводит к последующей Смуте, гражданской войне, ослаблению или гибели государства.

Чрезмерное усиление государства (как показал опыт начала XVII и XX вв., особенно 1917-1919 гг.), часто приводит в российском обществе к исчезновению государственной власти, состоянию безвластия, войны «всех против всех», как ее называл Т. Гоббс. Следовательно, цикл «власть – безвластие» – тоже один из универсальных для России, имеющий тенденцию к сокращению последней фазы (переход от СССР к РФ свершился быстро и преимущественно мирно).

Выделение универсальных циклов в истории России, проявляющихся в каждом ее периоде, не закончено в работе, должно быть продолжено в рамках различных гуманитарных дисциплин. Отсюда констатируется: циклическая модель имеет высокий эвристический потенциал в объяснении отечественной истории.

Теоретическое значение исследования. Полученные автором результаты имеют определенное содержательное, методологическое значение, позволяют оформлять реалистичную картину державной динамики России согласно ритмическим зависимостям. Рефлексия внутренней циклики естественноисторических трансформаций народно-государственной организации отечества в качестве позитивного итога имеет выработку адекватного представления ее генезиса и статуса.

Практическое значение исследования. Использование предлагаемых автором моделей, рекомендаций, резюмирующих выводов оптимизирует толкование социально-исторических отечественных реалий. Результаты поиска, ориентированные на социальные технологии, могут найти дополнительное применение в преподавании – подготовке, чтении специальных и общих курсов по социальной философии, политической социологии, философии истории.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры гуманитарных наук Набережночелнинского института (филиал) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Основные положения исследования раскрывались на научных конференциях, симпозиумах: «Ломоносовские чтения» (МГУ, 2012); «Шаг в будущее» (МГТУ, 2013); «Рождественские чтения» (Нижний Новгород, 2011); «Киреевские чтения» (Калуга, 2010). По теме работы выпущено 14 статей общим объемом 6,5 п.л.

Структура работы обусловлена целями, задачами, принятым способом изыскания. Диссертация включает введение, 2 главы, заключение, список цитируемых источников, насчитывающий 165 наименований.


Каталог: new -> d212.155.08
new -> Общая психология
new -> «Система государственного управления как фактор повышения конкурентоспособности»
new -> Концепция краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае на 2016-2020 года
new -> Проблема преображения человека в философии
new -> Программа минимума кандидатского экзамена по специальности
d212.155.08 -> Информационная культура в современном обществе: философские аспекты диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница