Что значит быть русским?



Скачать 96.34 Kb.
Дата14.05.2018
Размер96.34 Kb.
ТипРеферат

РЕФЕРАТ


на тему:

«Что значит быть русским?»

Работу выполнил:

Шапошников Дмитрий (8 класс)

Руководитель:

Колчак Ирина Владимировна

Введение

«Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара свободы и самостоятельности на земле.

Быть русским — значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовию принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу... Без веры в Россию нам не возродить ее».

Эти строки написаны Иваном Ильиным, исконно-русским философом, высланным в 1922 году на "философском" же пароходе вон из России, как абсолютно не приемлющий политический режим, установившийся на его родине. Славянофильство из него не выгнала ни эмиграция, ни болезненная ностальгия, - Россию он любил всем сердцем. Революцию же всегда воспринимал как болезнь страны, которая рано или поздно пройдёт, и тогда наступит возрождение.

Иван Ильин, русский философ, о России думал постоянно, всю жизнь ждал часа её выздоровления.

Сегодня, можно сказать, мечта его сбылась. В столетний юбилей революции о ней, как и о политическом строе, её породившем, остались лишь воспоминания, написаны научные труды, книги, которые лежат на полках, этот исторический период, как и множество других изучают в школе. Но вопрос, что значит быть русским, так и не обрел ясного ответа, который бы приняли все.

К этому вопросу только добавляются другие.

В разных источниках я нашел бесчисленное количество вариантов понимания этого непростого вопроса. Главное, что меня затронуло — полярность мнений. Этим я хотел бы поделиться.



1. Даже рассуждения Ивана Александровича Ильина заставляют задуматься. Что значит: «оградить Россию от посягательств других народов», когда он сам по материнской линии немец? В России сегодня по переписи населения 2010 года проживают представители 304 народов и этнических групп. Именно такая цифра значится в итогах переписи населения России 2010 года: 194 народа есть в основном списке национальностей и еще 110 народов - в списке «Указавшие другие ответы о национальной принадлежности».

О том, что быть русским — это не обязательно иметь русскую национальность и русские корни очень красиво и патриотично говорится в стихотворении «Мы русские» Константина Фролова-Крымского, написанном в 2012 году:


Себя считали русскими по праву

И поднимали Родину с колен

Творцы российской мореходной славы

И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.


И, не мирясь с мировоззреньем узким,

Стараясь заглянуть за горизонт,

За честь считали называться русским

Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.


Любой из них достоин восхищенья,

Ведь Родину воспеть – для них закон!

Так жизнь свою отдал без сожаленья

За Русь грузинский князь Багратион.


Язык наш – многогранный, точный, верный –

То душу лечит, то разит, как сталь.

Способны ль мы ценить его безмерно

И знать его, как знал датчанин Даль?


Да что там Даль! А в наше время много ль

Владеющих Великим языком

Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,

Что был когда-то с Пушкиным знаком?


Не стоит головой стучать о стенку

И в бешенстве слюною брызгать зря!

"Мы - русские!" - так говорил Шевченко.

Внимательней читайте кобзаря.


В душе любовь сыновнюю лелея,

Всю жизнь трудились до семи потов

Суворов, Ушаков и Менделеев,

Кулибин, Ломоносов и Попов.


Их имена остались на скрижалях

Как подлинной истории азы.

И среди них как столп -старик Державин,

В чьих жилах кровь татарского мурзы.


Они идут – то слуги, то мессии, -

Неся свой крест согбенно на плечах,

Как нёс его во имя всей России

Потомок турка адмирал Колчак.


Они любовь привили и взрастили

От вековых истоков и корней.

Тот - русский, чья душа живёт в России,

Чьи помыслы - о матушке, о ней.


В своей, построенной в вопросах и ответах книге «Какие мы, русские?» М. А. Сергеева пишет: «Есть русские славянского происхождения, скандинавского, тюркского или немецкого рода. Грузинский князь Багратион гордился, что он генерал русской армии, а еврей Пастернак — что он русский писатель. В. Даль — сын датчанина и немки, всегда считал себя русским. «Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски» — писал автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Подобных примеров можно привести великое множество, начиная с Александра Пушкина, который, имея темнокожего прадеда, стал для России — «нашим всем». А В. Ходасевич, не имеющий ни капли русской крови? Не забудем и этнических немцев А. Дельвига и В. Кюхельбекера, малоросса Н. Гоголя и многих других поэтов, писателей и деятелей, оставивших яркий след в русской культуре. Считается, что «русский — это тот, для кого русский язык является родным, кто отождествляет себя с русской культурой, причем вне зависимости от того, к какой этнической группе он принадлежит».

А. И. Солженицын в статье «Россия в обвале» объясняет феномен русских, как единой монолитной группы и суперэтноса с помощью метафоры: «Русские представляют собой как бы основу ковровой ткани — населения всей страны, неразрывно связанную с ней исторически и ментально, оказавшую огромное влияние на другие нации в составе России, которой и самой пришлось претерпеть влияние других народов».

Из приведенных цитат можно согласиться с авторами и сделать вывод, что русские определяют национальность человека не по крови, а по духу, по привязанности к русскому языку и культуре, куда относятся не только литература, но и фольклор, традиции, обычаи, психические черты и так далее. То есть русский — это тот человек, кто любит Россию и разделяет ее судьбу.

Но и здесь не все так просто.



2. Есть те, кто в угоду амбиций, или хитрых политических идей превращает сегодня русскость в националистическое движение. В ежемесячном русском обозрении «Национальная газета» 1(72) в 2004 году опубликованы конкурсные работы на тему «Что значит быть русским сегодня?».

Несмотря на то, что с того времени прошло более десятка лет, поведение националистов и их агрессия по отношению к другим народам не изменились. Вот только небольшой абзац из этой статьи:

«Начиная с проклятого 1991 года наша Родина пятиться назад, теряя авторитет, территории, зоны влияния, союзников. И мы остались за ее пределами, в окружении надменных прибалтов, полуграмотных узбеков, самодовольных грузин и ненавидящих галичан. Они глумятся над Верой, языком, историей. Десять с лишним лет прошли даром. Мы ждали перемен в бесконечной болтовне о необходимости объединения, о помощи Великой России. Но объединения не произошло, да и помощи нет.

Быть русским сегодня – значит прекратить болтать и начать действовать. Кто что может. Проникать в «их» структуры, разрушая и дискредитируя их изнутри. Организовывать Русское Сопротивление. Каждая приклеенная листовка, каждый камень в «лобовуху» их «мерседеса» должны свидетельствовать – мы не болтаем, мы действуем! И пусть они знают: пришло наше время».

К чему могут привести такие действия догадаться не трудно. Сегодня такие призывы приводят к массовой гибели на Украине.

Что же может противостоять таким мыслям, что может объединить всех русских, объединенных ни по крови, ни по родству, ни по языку или совместной территории проживания?



3. В статье Сергея Худиева на портале Православие.Ru, опубликованной 22 июня 2014 г. я нашел ответ на многие вопросы:

«Бороться с врагами нации? Мирской национализм обычно определяет себя через противопоставление «мы» против «них» — врагов, чужаков, инородцев. Приверженность «своему» определяется через враждебность тому, что объявляется «чужим». Увы, это что-то само собой разумеющееся в нашем падшем мире — сплоченность «своих», «национальное единство» обретается через неприязнь к «чужим», и, увы, у нас перед глазами печальнейшие примеры того, как попытки обрести «национальное единство» таким образом приводили только к смуте и бедствию. Как мы видим, такого рода националисты могут быть довольно равнодушны к национальной истории и культуре, определяя себя чисто негативно — через ворогов, которым, как известно, смерть. Отнимите у националистов ворогов — и они останутся ни с чем. Высадите их на планету, где нет никаких ворогов — и они тут же объявят ворогами друг друга, потому что сам образ их существования есть разделение и ненависть».

Святые, в земле Российской просиявшие, отвечают на вопрос, который многие перед собой ставят, но ответ ищут не там. Что значит быть русским?

Церковное прославление отечественных святых есть дело прямо противоположное. Оно собирает, а не расточает, примиряет, а не ссорит. Святые Божии — не враги кому бы то ни было. Они принадлежат к новому, искупленному человечеству, в котором нет вражды и распрей, отвержения и ненависти. Они те, кого Бог собрал в Свое Царство, и мы знаем, что там, на Небесах, у Бога, есть много наших сограждан не только по духу, но и по происхождению, языку и культуре.

В святых мы видим Божий замысел о нашем народе. В них русская история, русский язык и русская культура обретают свое оправдание, смысл и предназначение. Наш народ существует, и должен существовать, и достоин преданности, заботы и сохранения, потому что в нем явились — и еще явятся — святые. В русских святых вечное Евангелие, благое и спасительное для всех народов, обретает уникально русское звучание, национальная культура становится тем, чем она должна быть — носительницей благовестия.

Православие — не национальная религия, а истина для всех народов. Но мы должны с изумлением и благодарностью переживать тот факт, что наша культура и наша история пронизаны, более того, созданы - православной верой.

Любой народ определяет себя через своих героев. Через тех, чья жизнь воспринимается как образец, тех, в ком люди (в данную эпоху, по крайней мере), видят славу своего народа, то, что данный народ принес в мир. Иногда целые народы впадают в тяжкое помрачение, как это было с нами после 1917 года, когда имена святых были вычеркнуты с географических карт, а города, улицы и площади переименовывались в честь бандитов и террористов.

Иногда люди видят славу своей страны в людях, несомненно, более достойных — ученых, поэтах, композиторах, художниках. Их помнят, их превозносят. Ничего дурного в этом нет — но есть и нечто лучшее.

Лучше всего, когда люди определяют свой народ через его святых, не через земную славу, но через славу небесную.

Не каждому из нас дано быть великим ученым, поэтом или художником. Но каждый из нас призван послужить своему народу чем-то гораздо более важным — стремлением к святости. Народ нуждается в святых; в людях, которые будут всей душой и всем сердцем искать Бога и Его святой воли. Как искали ее до нас многие поколения святых, просиявших в нашей земле. И быть русским — значит быть их наследником.



Выводы

Из всего, что я прочитал я сделал вывод, что русский - это образ жизни доброжелательного, патриотичного, православного и справедливого человека. Я считаю, что с русскими борются из-за того, что сильная Россия никому не нужна. Это видно всегда, по крымской войне, Великой Отечественной и всех войнах с Россией. Наше время не исключение.

Я горжусь, что я русский, хотя, может, еще и не достоин того, чтобы в полной мере себя таковым считать.

В ходе моих исследований меня очень затронули ответы российского журналиста Дмитрия Стешина, корреспондента «Комсомольской правды», специального корреспондента отдела политики, отвечающего за освещение военных конфликтов, на вопрос: «Кто для русских главный герой? Ослябя? Пожарский? Суворов? Жуков?». Дмитрий, побывавший в плену, работавший в Египте, Тунисе, Ливии, Сирии, Южной Осетии, на Северном Кавказе ответил очень верно: «Наш главный герой - Неизвестный солдат, который лежит у Кремлевской стены. Аватар или символ всех, кто отдал жизнь за нашу страну».

Русский человек, не важно какой национальности, всегда бился за Родину, семью, веру. Православие дает ведомую черту характера в жизни. В бой шли с ликами святых на знаменах, любое дело начинали с молитвы, просили наставление у Бога.

Русь была под игом золотой орды, мусульман, но не променяла свою веру на чуждую. Наша вера, в лице святого Дмитрия Донского, победила иноверцев. Русь сама завоевывала многие народы: севера, дальнего востока, средней Азии, но, на удивление, по сравнению с другими завоевателями, оставила их культуру, и религию. Во время смуты Москву, под предводительством Минина и Пожарского, спасли народные ополченцы, а именно - казанские татары.



Множество примеров доказывает, что русский человек – значит православный, но под крылом современной России не одна сотня различных по культуре, ценностям и религии народов, уважающих друг друга.

РУССКИЙ – это ответ не на вопрос кто ты, а на вопрос КАКОЙ ты!
Каталог: files -> 2017
2017 -> Холкина К. Д. (г. Ульяновск) Роль радио-коммуникаций в социализации молодежи
2017 -> Учебно-методические материалы к дисциплине «история и философия науки»
2017 -> Бахтин М. М. Эпос и роман // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
2017 -> Ключевые слова: Леонтьев, современная теория метода в ли- тературной критике to the Problem of Literary Critical Method of K. n. Leontiev
2017 -> Программа вступительного испытания
2017 -> Происхождение честного и животворящего Креста Господня


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница