Что такое цивилизация?



Скачать 40.62 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата16.08.2018
Размер40.62 Kb.
ТипУрок
  1   2   3


Тема урока: ЧТО ТАКОЕ ЦИВИЛИЗАЦИЯ?
(ЛАБОРАТОРНЫЙ УРОК).
Цели урока:
раскрыть и осмыслить содержание понятия «цивилизация», обратив внимание на его многозначность; цивилизация как этап исторического развития и как локальная социокультурная общность; изучить теорию локальных цивилизаций и сформировать умения анализировать различные цивилизации; раскрыть вопрос о соотношении понятий культуры и цивилизации.
Дидактический материал:
схемы, таблица, рабочие тексты для трех групп учащихся.
Основные понятия:
цивилизация, теория стадиального развития цивилизации, теория локальных цивилизаций.
Межпредметные связи:
история.
План урока.
1.

Что такое цивилизация. Основные взгляды на сущность и происхождение этого
понятия.
Актуализация личного опыта и знаний учащихся.
Задания.
1.
Составьте 3-4 предложения со словами «цивилизация», «цивилизованный», «цивильный».
2.
Совпадают ли значения этих слов в каждом из составленных предложений?
3.
Вспомните, в каком смысле употребляли понятие «цивилизация» французские философы- просветители XVIII в.
Обсуждение полученных результатов завершается краткими выводами. Слово
«цивилизация» может означать:
Ученикам необходимо разъяснить, что к характеристике исторического процесса имеют непосредственное отношение два из приведенных определения.
Понимание цивилизации как стадии общественного развития, следующей за дикостью и варварством, утвердилось в обществознании уже в XVIII в. и было широко распространено в XIX в.
Представлено оно (в измененном виде) во многих социологических концепциях XX столетия и является основой теории стадиального развития цивилизации.
В современном обществознании популярен и взгляд на цивилизацию как совокупность уникальных проявлений общественных порядков, отличающих одну историческую общность людей от других, он лежит в основе теории локальных цивилизаций.
2. Цивилизация как этап исторического развития и как локальная социокультурная
общность.
Учащимся предлагается выполнить следующее задание.
Внимательно изучите схемы, в которых отражены важнейшие положения теории «стадий роста» У. Ростоу и «трех волн» О. Тоффлера (учащиеся уже знают о них из уроков по предыдущей теме курса). Какое понимание цивилизации объединяет эти концепции?


Схема 1
«Стадии роста» У. Ростоу
Воспитанность,умение вести себя в обществе
Стадия общественного развития,следующая за дикостью и варварством
Состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветаня, свободы, закона
Цивилизация
Совокупность проявлений культуры как таковой
Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница