Что нужно знать о толерантности Вначале обратимся к истории понятия



Скачать 110.02 Kb.
страница1/3
Дата10.05.2018
Размер110.02 Kb.
  1   2   3

Что нужно знать о толерантности
Вначале обратимся к истории понятия толерантность. Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые 17-18 в.в. Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Наиболее последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер, не критикуя ни одну из конкретных религий, показал, что религии, милосердные по своей сути, могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью. Он утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.

Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 г. - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

Что касается этимологии понятия толерантность, то оно происходит от латинского глагола tolerare (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка толерантности в разных культурах неоднозначны. Интересный сравнительный анализ понимания данной категории в разных языках предпринят авторами упомянутой выше книги «На пути к толерантному сознанию».

В английском языке понятие толерантность выражает три пересекающихся значения:


  • устойчивость, выносливость;

  • терпимость;

  • допуск, допустимое отклонение.

Так, Оксфордский словарь раскрывает толерантность как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском языке толерантность трактуется как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов».

В китайском языке быть толерантным означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском языке толерантность определяется как «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим».

В персидском языке это понятие означает «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке толерантность характеризуется как «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам». В. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами как смирение, кротость, снисходительность, великодушие. Напротив, нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности, непостоянстве и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, В. Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Важно подчеркнуть, что в опыте русской культуры 19 века (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция в дальнейшем получила развитие в работах М. М. Бахтина и его последователей, а также в «диалогической» линии западной философии (М. Бубер, Ф. Розенцвейг и др.).

Данный подход в известной мере противоположен подходу к толерантности, сложившемуся в рамках западной философской традиции в целом. Здесь смысловой акцент категории толерантности делается на идее меры, границы, до которой можно терпеть другого. Русская же культурная традиция представляет модель «человека понимающего», в основе которой лежит идея диалога взаимодействующих субъектов, их взаимообогащения и взаимодополнения опытом друг друга. В западной традиции нет речи о понимании, принятии другого таким, каков он есть; здесь, скорее, возникает образ человека, который, по выражению В. В. Глебкина, во имя сохранения паритета позиций, стиснув зубы, терпит своего партнера (до поры - до времени).

На наш взгляд, эту идею понимания субъектами друг друга чрезвычайно важно сохранить в современных трактовках толерантности и донести до сознания школьников.

Таким образом, толерантность - это достаточно сложный термин, с целым рядом нюансов. В обыденной жизни его часто сводят просто к терпимости, терпимому отношению к событию или человеку. Понятно, что это - явное сужение достаточно объемной и разноплановой категории.

В отличие от бытового использования термина толерантности как терпимости, в научной литературе в целом отмечается его многоплановость. Правда, в разных изданиях нередко фиксируются лишь отдельные аспекты данного понятия. Если свести их воедино, то получится целый перечень аспектов, позволяющий рассматривать толерантность с позиций широкого историко-эволюционного понимания - как социальную норму либерального гражданского общества, в которую входят следующие компоненты:


  • социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;

  • уважение и признание равенства партнеров;

  • отказ от доминирования и насилия;

  • признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций;

  • отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой - то одной точки зрения;

  • готовность принять другого таким, какой он есть;

  • доверие, умение слушать и выслушивать другого;

  • способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию);

  • способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации, выражая свои чувства без агрессии и насилия;

  • готовность к пониманию и практическому взаимодействию на основе согласия, но без ущемления как собственных интересов, так и интересов партнера, с правом отстаивать эти интересы.

На последний из перечисленных компонентов хотелось бы обратить особое внимание, поскольку именно он обеспечивает устойчивость толерантного взаимодействия. Дело в том, что и отдельные люди, и целые группы имеют как общее, так и особенное во взглядах, отношениях, традициях. Это неизбежно, т.к. каждый из нас обязательно обладает сходством с другими и одновременно отличается от них.

На протяжении веков проблемы взаимодействия выходцев из разных стран, представителей разных культур, носителей различных бытовых правил и норм решались отнюдь не на основе единства общих и особенных интересов. Традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. И тогда сильный утверждал свое особое видение мира (свои взгляды, идеи, традиции) как самое правильное, единственно верное, истинное.

К сожалению, эта традиция продолжает сохраняться и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем, казалось бы, способных объединить на принципах действительного равенства все заинтересованные страны и народы. Наглядный пример тому - борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.

Не меньшую озабоченность у многих деятелей культуры, политиков, журналистов вызывает и устойчивая ориентация российского руководства на силовые способы решения вопроса взаимоотношений России с Чечней, без должного учета тех самых особенных интересов чеченского народа. О праве отстаивать эти интересы речь либо не идет вообще, либо оно предоставляется только в том виде, какой кажется приемлемым российской стороне.

Однако в современных условиях данный способ утверждения своего особого видения мира становится все менее приемлемым. Всякая попытка ликвидации особенного ведет к тому, что один из партнеров - будь то отдельный человек или социальная общность - превращается в исполнителя чьей-то воли. В свою очередь, приоритетное обеспечение особых интересов одной из взаимодействующих сторон неизбежно приводит к разрушению самого контакта. Стабильность такого контакта предполагает наличие того, что объединяет партнеров друг с другом. Сами нормы, правила общения возникают и утверждаются для того, чтобы обеспечить возможность какой-либо совместной деятельности. Следовательно, вступая в общение с иными по культуре и традициям людьми, человек, с одной стороны, должен во имя согласия в определенной мере ограничить себя, свою «особость»; с другой стороны, он вправе рассчитывать на то, что достижение согласия произойдет без ущемления его коренных интересов.

Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов.

Чтобы более детально разобраться в интересующем нас понятии, целесообразно пойти от противного. Противоположной толерантности является категория нетерпимости. Явление нетерпимости привлекло внимание ученых, которые изучали авторитаризм, национализм, политический конформизм, консерватизм, политические предрассудки и стереотипы. В ходе этих исследований, еще в 50-х годах ХХ века немецкий философ Теодор Адо?рно и его коллеги обнаружили психологический феномен, названный ими «авторитарной личностью». Более поздние исследования установили, что авторитарная личность - это сложный комплекс качеств, который включает:


  • комплекс психологических особенностей;

  • набор идеологических позиций.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница