Член-корреспондент ран ж. Т. Тощенко раскол общественного сознаниЯ – угроза преобразованию россии



Скачать 460.39 Kb.
страница1/6
Дата21.05.2018
Размер460.39 Kb.
  1   2   3   4   5   6





член-корреспондент РАН Ж.Т.Тощенко

РАСКОЛ общественноГО СОЗНаниЯ – УГРОЗА ПРЕОБРАЗОВАНИЮ России
Революция совершается не на баррикадах – она происходит в умах и душах людей

Т.Карлейль(1795-1881), английский историк и философ
Автор ставит перед собой три цели: во-первых, проанализировать изменившуюся роль общественного сознания; во-вторых, охарактеризовать его антиномии, т.е. феномен присутствия в нем взаимоисключающих, но имеющих свое основание представлений; в-третьих, выявить причины их возникновения и возможности преодоления.
Возрастание роли субъективного фактора как отражение логики исторического развития.
Современное развитие, опыт многих стран свидетельствуют, что общественное сознание способно оказывать и оказывает серьёзное, и всё более значительное влияние на функционирование политической власти, на жизнедеятельность социальных групп, слоев, общностей. Этот процесс отражает объективную тенденцию возрастания роли субъективного фактора, как нематериальной силы, воздействующей на ход социально-экономического, социально-политического и духовно-культурного развития.

В этой связи необходимо ответить на вопрос – что представляет собой общественное сознание как социальной феномен. Прежде всего, следует отметить, что общественное сознание отражает глубинные процессы человеческого бытия, охватывает (вбирает в себя) восприятие всей совокупности общественных отношений, экономических, политических, социальных и культурных процессов, историческую память, традиции духовной жизни. Оно становится отражением устойчивых как позитивных, так и негативных сторон состояния и тенденций развития общества. (1).

Не менее значим и тот факт, что общественное сознание представляет собой мировосприятие и мировоззрение преобладающей части населения, и поэтому оно является уникальным феноменом, отражающим реальную картину жизни общества во всем многообразии и противоречивости. Очень важно и то, что общественное сознание концентрирует в себе социально одобряемые мотивы человеческих отношений, устоявшиеся потребности людей, усвоенные ими моральные ценности, которые помогают сохранять достоинство и самоуважение человека в условиях попыток воздействовать на его ум и совесть через СМИ и другие способы. Современная эпоха изобилует такими примерами воздействия в выгодном для власти или каких-то слоев общества направлениях. Это удается на определенное время. Однако, в конечном счете, побеждает то, что укоренилось в общественном сознании большинства народа. Он прямо или опосредованно отвергает называемые ему представления, когда они не совпадают с его мироощущениям. Другими словами, своекорыстные взгляды и представления политических и экономических группировок, каст, кланов и клик, претендующих на выражение интересов и устремлений народа, рано или поздно обесцениваются и теряют свое влияние. (2).

К характерным чертам общественного сознания можно отнести его устойчивость, здоровый консерватизм. Оно далеко не всегда складывается в соответствии с государственными доктринами или программами политических партий, заявлениями их лидеров, и даже не в соответствии с концепциями и теориями, претендующими на научность. Народ судит о своем положении не по широковещательным обещаниям и декларациям, а по той реальной ситуации, в которой он находится в своей повседневной жизни.

Люди, как носители общественного сознания, в первую очередь преследуют и реализуют цели, в которых причудливым образом сочетаются различные (общезначимые, групповые, личные) ориентации, ценности, установки, причем они мало подвержены внезапным изменениям. И даже если на определенном этапе удается преодолеть на некоторое время консерватизм и устойчивость общественного сознания, то оно имеет склонность возрождать устоявшиеся тенденции и ориентиры. Например, в начале 1990-х годов в общественном сознании произошел некоторый всплеск интереса к декларируемым буржуазным ценностям - иметь свой бизнес, ориентироваться на «золотого тельца», искать свою родословную в «знатном» происхождении, ориентироваться на свободу без всяких ограничений и т.п. Однако, уже в начале 2000-х годов, согласно данным всероссийских социологических исследований Института социологии РАН, наблюдался возврат к традиционным советским (российским) ценностям - к соблюдению норм нравственности, к требованию законности, к неприятию несправедливости, к осуждению беспредела, к желанию иметь упорядоченные и ясные отношения между народом и властью (3).

Общественное сознание всегда включает в себя историческую память, является хранителем народных традиций, исторических оценок и социально-психологических предпочтений. Поэтому оно инерционно – его нельзя переключить как станок с одного режима на другой. Оно в течение десятилетий и даже столетий хранит то, что было в народной памяти, в традициях предшествующих поколений. Именно этот аспект в развитии общественного сознания не был в начале 1990-х годов учтен радикал-либералами, которые, по словам Е.Гайдара, больше ориентировались на макроэкономические показатели, а не на то, что интересует и волнует людей. Для них не существовала проблема исторической преемственности. Они с большевистским рвением принялись за слом существующих в советском обществе политических и экономических отношений, чтобы на чистом месте построить рыночную экономику и соответствующую ей демократию. А теперь никак не могут понять, почему общественное сознание не оценивает их «заслуг». (4)

Общественное сознание, вопреки нынешней ультралибералной идеологии, хранит в себе такие общественные ценности как представление о справедливости общественного устройства, остро реагируя на все и всяческие деформации в общественном устройстве. Вот почему не только ельцинско-гайдаровские реформы, но и преобразования, осуществляемые в последующем воспринимаются как вызов чувству социальной справедливости, вносят разлад в отношения между государством и обществом.

И наконец, общественное сознание включает в себя нравственные ориентиры, нормы морали, представления о ценностях, о приоритетах духовного развития, которые апробировались и подтверждались жизненной практикой в течении столетий.

Что бы в настоящее время ни говорили о различных тенденциях и изменениях в жизни современного общества, несомненным фактором, применительно к значительной его части, является все возрастающая оценка и самооценка каждой личности, этого своего «Я» с большой буквы. Отсюда необходимость считаться в политике и общественном устройстве с осознанием каждым человеком своей значимости и роли в организации личной и публичной жизни. Кроме того, как показывают данные социологических исследований, в сознании и поведении людей меняются приоритеты в мотивах жизнедеятельности: внешние стимулы ослабевают, а внутренние растут. Это является свидетельством возрастания роли индивидуальности, духовного начала в процессе функционирования современного мира.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что общественное сознание развивается автономно, независимо, не всегда согласуясь с социально-экономическими тенденциями. Здесь нет автоматизма взаимодействия между сознанием и бытием. И эта относительная самостоятельность общественного сознания, его возросшее значение как самостоятельной социальной силы стали реальной характеристикой общественного развития не только в мире, но и в нашей стране.

Все это позволяет сделать вывод, что общественное сознание (общественные идеи и мироощущение), выступает влиятенльной силой, от которой во многом зависит ход исторического процесса. Стоит напомнить известное марксистское положение, согласно которому сознание не только отражает материальный мир, является его порождением, зависит от процессов, которые происходят в нем, но и творит (конструирует) его, ибо только в процессе практики человек доказывает «истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» (5).



В истории человечества общественное сознание неоднократно становилось материальной силой, что предопределяло поступательное движение общества. И в этом утверждении нет ни грана субъективизма, идеализма, непонимания роли материальных отношений, экономического базиса. Признание первичности бытия отнюдь не исключает, что в конкретных исторических условиях влияние и воздействие на общественные процессы сознания, идей, овладевающих массами людей, могут и получают первостепенное значение.

Следовательно, современное общественное сознание, отражая многообразие связей и отношений объективного мира, может быть активной, нейтральной или пассивной общественной силой. В период революционных потрясений, коренных изменений в общественной жизни оно активизируется, мобилизуется, начинает в большем объеме влиять на ход общественного развития. В это время его активная роль повышается, ибо процессы, происходящие в реальной действительности с большей, чем ранее, полнотой, отражаются в идеях, политических акциях и даже в обыденном сознании. Роль общественного сознания в историческом процессе зависит от глубины осознания большинством общества объективного хода развития.

Понимание, вскрытие механизма органической связи материального и идеального, объективного и субъективного позволяет если не решить, то объяснить многие проблемы общественного развития, дать научно-обоснованную интерпретацию их противоречивости, сложности и даже аномальности (6).

Каталог: baner
baner -> Смена курса? Уроки глобального кризиса
baner -> Р. Гринберг. Парижская хартия как упущенный шанс
baner -> Д э. н. Кондрашова Л. И. Какая демократия нужна Китаю?
baner -> Чирикова А. Е. Российская элита и ее роль в общественном развитии: вызовы ХХI века
baner -> Современная журналистика: состояние, тенденции, проблемы
baner -> Заболотный В
baner -> Методика оценки и минимизации издержек в сфере информационных технологий
baner -> Д э. н., профессор А. Ю. Шевяков Социальное неравенство: тормоз экономического и демографического роста


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница